Кольцовская Ирина, к.п.н.
Специфика развития песенного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами вокальной импровизации
▼ Скачать + Заказать документы
В большинстве книг американских педагогов детское песенное творчество понима-ется как способность самовыражения во всех видах музыкальной деятельности и характеризуется такой результативностью, как сочинение мелодий. Б. В. Асафьев и Б. Л. Яворский полагают, что суть песенного творчества должна сводиться к тому, чтобы «вызывать и воспитывать музыкально-творческий инстинкт». К. В. Головская под детским песенным творчеством понимает проявление инициативы детей в создании мелодий, песен на основе приобретенных знаний музыкальной грамоты. Ею определены задачи развития песенного творчества : развитие чувства лада; усвоение ладовой структуры; полное осознание мажора и минора. Н. А. Ветлугина выделяет этапы его развития, требующие видоизменения роли и характера творческих заданий, песенного образца, различных совместных действий педагога и ребенка. К. В. Тарасова описывает этапы развития песенного творчества в соответствии с возрастом ребенка в своем исследовании «Онтогенез музыкальных способностей». Б. М. Теплов, К. В. Головская, Н. А. Ветлугина, Э. П. Костина и другие ученые говорят о необходимости учитывать постепенность развития детского песенного творчества, что позволяет обеспечить динамику развития художественно-образного воплощения замысла доступными детям средствами.
Публикация «Специфика развития песенного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами вокальной импровизации» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Песни. Все материалы на тему песен
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Импровизацию ученые считают наиболее действенным средством активизации творческих способностей детей в музыкальной деятельности (В. А. Алексеев, П. Г. Богатырев, В. А. Дмитриев, Б. Р. Иофис, Л. М. Мошковцева, Г. С. Ригина, Г. М. Цыпин и др.). Сущностью вокальной импровизации является процесс создания вокально-музыкальной ткани одновременно с ее воспроизведением. В ее основе лежит принцип реализации внезапного творческого импульса в звуках, экспромтом и сразу в законченном виде. По словам Т. Э. Тютюнниковой, элементарная импровизация дошкольников – это способ импровизационного конструирования музыки из маленьких «кирпичиков» - элементов. При этом развивается то особое и совершенно необходимое качество, которое Т. Э. Тютюнникова называет импровизационностью мышления. Она также отмечает, что импровизация есть акт самовыражения, поэтому любое спонтанное проявление ребенка в звуке будет импровизацией. Способность к вокальной импровизации, по мнению К. В. Тарасовой, проявляется уже в дошкольном возрасте : к семи годам у детей обогащается образное содержание музыкальных импровизаций, они используют более сложные музыкально-языковые приемы и средства, происходит формирование художественно-образного мышления, что связано с накоплением жизненных впечатлений.
До настоящего времени остаются актуальными в практике ДОО известные методы освоения вокальной импровизации, разработанные и использованные в практике с детьми Б. В. Асафьевым: метод досочинения песни, метод вариативности, основу которых составляет повторность, образно-игровая подача исходного материала, органичное соединение непроизвольных и произвольных действий (имитация, подражание).
Известны различные виды импровизаций : принудительная, преднамеренная, подготовленная и неподготовленная импровизация (П. Г. Богатырев). Умение импровизировать, как считает Д. Л. Коллиер, не является «свободным фантазированием», так как грамотная импровизация требует от ребенка знания определенных тем, их гармонических структур, формы будущего произведения (хотя бы в общих чертах). Чем больше различных музыкальных фраз, ладов, ритмических рисунков, способов создания напряжения-разрешения, которые знает ребенок, тем оригинальнее получается импровизация. Поэтому так важна система подготовительной работы для ребенка-импровизатора.
Приобщая детей к песенному творчеству, многие педагоги предлагают использовать речевую импровизацию (В. А. Кан-Калик, Т. Попова, Л. В. Шамина). В. А. Кан-Калик рекомендует помнить, что каждый художественный текст имеет свои собственные нюансы, вытекающие из его внутренней сущности. Данное высказывание важно для развития вокальных импровизаций, так как тесно связано с возможностью разнообразного интонирования мелодии. Т. Попова считает, что «интонирование мелодии, связано с речевыми интонациями». Л. В. Шамина подчеркивает, что каждой интонации в русском языке соответствует определенное эмоциональное состояние, которое передается через комплекс выразительных средств.
На ранних этапах развития детского песенного творчества большое значение имеет звукоподражание (условное воспроизведение звуков природы, рефлективных восклицаний людей, звуков, производимых предметами, и т. п.). Известный австрий-ский музыковед Р. Лах считает, что в способности подражать голосам природы пред-ставлено широкое поле импровизационной деятельности. Г. В. Горбаневская звуко-подражания классифицирует следующим образом:1) обозначающие звуки природы; 2) производимые различными предметами; 3) издаваемые человеком и животными. С. В. Воронин говорит о теории звукоподражания. Н. А. Ветлугина звукоподражания относит к первой серии творческих заданий в развитии детского песенного творчества. Второй серией она считает «музыкальные вопросы и ответы», т. е. вопросно-ответную импровизацию. В настоящее время в ДОО к данным творческим заданиям широко применим термин «диалогические импровизации» (О. А. Скопинцева, Э. П. Костина, Б. С. Рачина).
В процессе развития песенного творчества особое место уделяется звуковой импровизации. Г. С. Ригина рассматривает звуковую импровизацию как сочинение подголосков к известным мелодиям. Этой же позиции придерживается В. А. Дмитриев. В дошкольном возрасте применение звуковых импровизаций возможно в самых первоначальных его проявлениях, потому данный тип импровизации можно назвать музыкально-подголосочным.
Мелодизация (вокализация) стихотворений (Б. В. Асафьев, В. А. Алексеев, В. А. Дмитриев, Д. Л. Коллиер, Г. С. Ригина) один из типов вокальной импровизации, подразумевающий распевание стихотворений. Б. В. Асафьев считает, что работу над данной импровизацией следует начинать с подголосков и вариантов напева. Подголосок он рассматривает как «росток на основном напеве, то более, то менее рельефно ответвляющийся от основного ствола». Взаимосвязь данного типа импровизации с музыкально-театрализованной деятельностью предусматривает наличие сыгранной ребенком определенной роли и одновременного импровизирования мелодии на заданный текст. Исходя из этого, вокализацию стихотворений в музыкально-театрализованной деятельности можно определить как вокально-ролевую импровизацию.
Обобщая данные типы вокальной импровизации, необходимо отметить, что они различны по своей сложности: начиная с речевой импровизации и заканчивая вокально-ролевой импровизацией.