Получи документы

Специфика неполных семей как условие эмоционального развития ребенка

Татьяна Дикальчук
Специфика неполных семей как условие эмоционального развития ребенка

По данным статистики, в Российской Федерации в 50-е годы ХХ века только у 11% детей родители были в разводе, в 80-е годы уже 45%. Пик числа разводов пришелся на 90-е годы 50% детей воспитывались в неполных семьях.

Развод – это расторжение брака, юридическое прекращение его при жизни супругов.

Среди причин и корреляторов развода упоминаются следующие:

• поздний или ранний возраст вступления в брак;

• размытые внешние границы семьи, что обуславливает вмешательство родителей супругов в их отношения;

• разочарование в партнере;

Публикация «Специфика неполных семей как условие эмоционального развития ребенка» размещена в разделах

• низкий уровень дифференциации супругов, отсутствие личного психологического пространства;

• личностные особенности супругов;

• профессиональная занятость женщин, в том числе бикарьер-семья;

• неравенство образования и социального статуса;

• добрачная беременность(«стимулированный брак»);

• бесплодие одного из супругов;

• рождение ребенка в первые 1-2 года брака;

• супружеская дисгармония (ревность, измена, сексуальная неудовлетворенность);

• алкоголизм и наркомания одного из супругов;

семейные сценарии, включающие конфликты или развод родителей одного из супругов.

Дети, как и взрослые глубоко переживают неблагополучие в семье. Переживания ребенка, которые следуют непосредственно разводу, называют послеразводный кризис ребенка. Реакция детей на развод бывает разной, например, гнев и враждебность, шок и отказ верить в случившееся. Ребенок может чувствовать вину и самоосуждение, если у родителей возникают конфликты из-за детей, они могут переложить на себя ответственность за расставания взрослых или решить, что один из родителей не хочет жить с детьми.

Реакция на развод родителей зависит от возраста ребенка. Развод оказывает меньшее влияние на детей до 3-х лет. От 3 до 6 лет дети часто испытывают чувство вины самоуничижения. С 7 до 8 лет часто ведут себя агрессивно и винят в развале семьи обоих родителей. С 10 до 11 лет они чувствуют себя обиженными, заброшенными, стыдясь семейных проблем. С 13 до 18 испытывают чувства потеpи.

Ребенок переживающий развод семьи часто сталкивается с целым рядом проблем:

• супруги отрицательно относятся друг к другу и передают эти эмоции (могут рассказывать нелицеприятное о своих супружеских отношения);

• родители манипулируют ребенком (отправляют ребенка в качестве «разведчика» понаблюдать, как живет бывший супруг);

• родители психологически меняются, к чему ребенок может быть не готов;

• родители перекладывают вину на ребенка за развод (родитель указывает на то, что причиной развода стала болезнь или размолвки в воспитании);

• обман;

• внешние изменения семьи (переезд, другая школа, уменьшение материального благосостояния и др.);

• уменьшение воспитательных возможностей обоих родителей;

• дефицит общения с обоими родителями и другими родственниками;

• у ребенка может появиться истерическая пугливость (страх потерять второго родителя, страх его смерти или его болезни);

ребенок может воспринять уход второго родителя как отказ от него;

• ухудшение отношений со сверстниками.

Сами родители могут помочь ребенку в ситуации развода, родителям важно уделять больше времени и внимания ребенку, участвовать в его личной жизни, необходимо поощрять общение с ушедшим супругом, желателен минимум перемен в повседневной жизни ребенка.

По данным Е. П. Ильина, в нашей стране количество детей растущих без отца становится угрожающим.

Неполная семья – это нуклеарная семья, в которой отсутствует один из супругов и в которой дети находятся на иждивении и воспитании одного родителя. По мнению Т. А. Гурко, следует анализировать такие семья по источникам их формирования. Существуют различные семьи внебрачных или незамужних, разведенных или вдовых матерей, в частности, в отношении возможностей и реального участия отца в материальной поддержке и контактов с детьми. Отцовские семья, которые могут образоваться в результате овдовения, развода и внебрачного рождения ребенка так же следует различать при изучении. Западные ученые вводят понятие бинуклеарной семьи. В этом случае развод разрывает брак, но не семью. Расторгаются отношения между женой и мужем, но не обязательно между отцом и детьми, матерью и детьми между матерью и отцом, они могут продолжать общаться друг с другом, хотя уже и по-другому.

Для нашей же страны, наиболее характерны неполные семьи, где мать одна воспитывает ребенка или нескольких детей. Выделяют три основных источника распада семей :

• внебрачная рождаемость;

• распад семьи в следствие развода;

• pост смертности мужчин от неестественных причин в трудоспособном возрасте.

Острой проблемой неполных семей является проблема их функционирования как института социализации и воспитания детей.

Выделяют несколько аспектов влияния неполной семьи на развитие ребенка :

• Социально-экономический. В первую очередь в неполных семьях зачастую возникают материальные проблемы. Женщина чаще всего сама должна нести ответственность за благосостояние своей семьи.

• Медицинский. Сравнивая полные и не полные семьи, отмечаются значительные различия в обpазе жизни. В неполных семьях зачастую присутствуют вредные привычки (употребление алкоголя, курения, несоблюдение гигиенических норм жизни, социально-бытовая и жилищная неустроенность, необращаемость к врачам в случае болезни детей, самолечение. Дети из неполных семей значительно чаще, чем с полных, подвержены острым и хроническим заболеваниям, протекающих в более тяжелой форме. При этом неблагополучные показатели связывают не только с влиянием стрессов развода, сколько с низкой медицинской активностью матери.

• Социально-психологический. Отец проторяет ребенку путь и отношение к человеческому обществу, в то время как мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви. Отец представляет для детей наиболее естественный источник познаний о технике, труде, мире, способствуя созданию социально полезных целей и идеалов, способствуя их ориентировки на будущую профессию. Если место отца в семье занимает отчим, а иногда дедушка, депривационные влияния подавляются, но возникает благоприятная почва для развития различных конфликтов, причем невротические расстройства у детей, появляющиеся на данной основе являются весьма частыми. Ребенок, растущий без отца, лишен мужского примера, который особенно значим для мальчиков старшего возраста в регуляции их поведения, так же отец важен и для девочек, в качестве модели их будущего партнера. Дети без отца, как правило, страдают недостатком дисциплины, порядка и авторитета. Такие дети бывают часто несоциальными, агрессивными в отношении детей и взрослых.

• Психолого-педагогический. Трудности и ошибки воспитания ребенка неизбежны, если мать воспитывает ребенка одна, т. к. в отсутствии отца система отношений «мать-ребенок» значительно усложняются. В результате издержек материнского воспитания в неполных семьях может возникнуть деформация личности ребенка.

Выделяют три типа отношений в семейном воспитании в неполных семьях :

1. Мать ни когда не упоминает об отце и строит воспитание так, как будто его никогда не было. Этот стиль целесообразен в том случае, если ребенок не знал отца с самого рождения.

2. Поведение матери характеризуется обесцениванием отца, мать старается изгладить из детских воспоминаний даже незначительные впечатления. Эта позиция является неблагоприятной для развития отношений между ребенком и матерью.

3. Мать создает у ребенка представление об отце как об обычном человеке, со своими достоинствами и недостатками. В этом случае ребенок благоразумно воспринимает авторитет матери, независимо от сложившихся семейных обстоятельствах.

В полной семье эмоциональный фон, благоприятную семейную атмосферу понимания, доверительности создает мать, отец же, осуществляет регуляцию поведения и выполняет функции нормативного контроля. В неполной семье все эти функции пытается реализовать мать, что не всегда получается.

Особо внимательной необходимо быть одинокой матери к выбору средств воздействия. Нужно помнить, что только она единственный источник социального научения ребенка, поэтому следует быть чрезмерно внимательной к угрозам и наказаниям, к нравоучениям. Мать в стремление оградить сына от ответственности и риска, жизненных трудностей, тем самым мешает сыну стать мужчиной, парализует его детскую волю. Чрезмерная опека сына матерью, еще одна из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания. В таком случае ребенок с детства отучается от инициативы и самостоятельности, боится сделать лишний шаг без мамы, мальчик становится пугливым, несамостоятельным и осторожным.

Таким образом, неправильное отношение матери к ребенку, вытекает в неправильное воспитание. Это либо чрезмерная строгость к ребенку («гипоопека», либо культ ребенка, в результате чего ребенок становится деспотом в семье («кумиром семьи», либо чрезмерная опека («гиперопека»).

Факт, что ребенок воспитывается одной матерью, сам по себе не способствует появлению каких-либо отклонений в его развитие, не накладывает ни каких специфических черт, дело лишь в том, что матери трудней в таких условиях воспитывать. В тоже время и в полной семье может быть неблагополучие в воспитании, поскольку перспективным является не разделение семьи, а психологические критерии.

Есть еще одна форма неполных семей – приемные семьи.

В России наблюдается увеличение количества беспризорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей. Такая ситуация обусловлена pядом факторов : социально-культурных и правовых – снижением уровня жизни значительной части населения, безработицей, имущественным расслоением, деформацией морально-нравственных ориентиров, которые приводят к изменению межличностных отношений в семье, социально-экономические.

Все форма устройства детей в семьи принято называть замещающей семьей. Замещающая семья – это любая форма жизнеустройства или форма семейного воспитания (реабилитации) детей, нуждающихся в защите государства, где воспитатели и родители не являются биологическими родителями ребенка. К замещающим семьям относят семьи усыновителей, опекунские, патронатные, семейные детские дома, семейно-воспитательные группы и т. др.

Момент появления в семье приемного ребенка во многих отношениях – критический. Родители, с одной стороны, испытывают положительные эмоции в связи с появление нового члена семьи, возлагая на ребенка определенные ожидания и надежды, но с другой стороны, испытывают чувства повышенной ответственности, тревожности, страх что-то сделать не так.

Момент появления ребенка в семье является критическим как для приемной семьи, так и для самого ребенка. Это связано с тем, что ребенок из одной нестабильной ситуации попадает в другую. Постепенно ребенок начинает вести себя как и дpугие члены семьи, воспроизводя нормы и правила семьи.

На успешную адаптацию ребенка в семье и успешность родителей влияют следующие факторы:

умение родителей справляться с обычными проблемами детей без паники и экстремальных дисциплинарных мер;

компетентность родителей в вопросах воспитания;

понимание сути психологических проблем, лежащих в основе проблемного поведения ребенка;

отсутствие у родителей строгих религиозных и формальных ориентаций;

способность воспринимать нужды и потребности приемного ребенка как приоритетные;

готовность отцов кооперироваться с социальными работниками;

способность матери относится к приемному ребенку как к индивидуальности.

Замещающая семья сталкивается с множеством сложных задач компенсации последствий депривации и травматического опыта детей-сирот.

Так же к неполным семьям относят семьи, возникающие в результате повторного брака.

Повторным называется брак, создающийся человеком (людьми) ранее состоявшими в брачных отношениях.

Выделяют несколько типов повторных браков:

1) По способу прекращения предыдущих брачных отношений:

• брак, в котором хотя бы один из супругов пережил развод;

• брак, в котором хотя бы один из супругов пережил смерть брачного супруга;

2) По наличию опыта брачных отношений:

• брак, в котором оба супруга партнера имели опыт супружеских отношений;

• брак, в котором один из супругов имел опыт супружеских отношений;

3) По наличию детей, рожденных в предыдущих браках:

• брак, в котором оба партнера имеют детей от предыдущих браков:

• брак, в котором один из партнеров не имеет детей от предыдущего брака;

• брак, в котором ни один из партнеров не имеет детей от предыдущих браков;

4) По разнице в возрасте между партнерами:

• брак, в котором оба партнера ровесники или один незначительно старше другого;

• брак, в котором один из партнеров намного старше другого (разница превышает более 10 лет).

Семьи, у которых есть дети от предыдущих браков, испытывают особенные трудности, поскольку в такой смешанной семье, включается такие новые роли, как мачеха, отчим, падчерица, пасынок.

Можно выделить pяд факторов с нарушенным кровным родством, осложняющих формирование детско-родительских отношений. Семья травмированная разводом, такая ситуация вызывает противоречия во взаимоотношениях ребенка с матерью и родным отцом, женщины с бывшим мужем-отцом и настоящим мужем-отцом, между отцом и отчимом. Еще один факт соединение в повторно-брачной семье двух стадий жизненного цикла – процесса адаптации их к воспитательным ролям в изменившейся семейной структуре и адаптации супругов друг к другу. Еще один факт, факт рождения нового общего ребенка. Старшие дети могут испытывать чувство ревности.

Более низкая адаптация к новому браку родителей в подростковом возрасте, у детей раннего дошкольного возраста она более высокая. Подростки чувствительны к попыткам мачехи или отчима выполнять воспитательные функции и бурно протестуют против их требований. Дискомфорт в новой семье, зачастую является одной из основных причин в стремлении к ранней моральной и материальной независимости.

Изменение семейной структуры создает особую ситуацию, требующую адаптации детей, во многих случаях подобные изменения не проходят для детей гладко.

Публикации по теме:

«Игра как средство социально — эмоционального развития» Конспект организации игровой деятельности в средней группе По теме: «Игра как средство социально – эмоционального развития» Разработала.

Образовательная среда группы как условие развития речи дошкольника РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми.

«Создание условий для эмоционального комфорта ребенка раннего возраста в адаптационный период» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Умка» г. Павлово «Создание условий для эмоционального.

Презентация «Специфика музыкального воспитания детей с задержкой психического развития» Доклад музыкального руководителя МДОУ «Детский сад комбинированного вида №176» Заводского района г. Саратова «Специфика музыкального воспитания.

Детско-родительское занятие для семей, имеющих ребенка с Нода «Бабочки на лугу» .

Консультация «Игровые маркеры как условие формирования игровой и познавательной активности ребенка» Организация предметно-развивающей среды является необходимым условием для формирования игровой и познавательной деятельности ребенка. В.

Консультация «Особенности эмоционального состояния ребенка 2–3 лет» Особенности эмоционального состояния ребенка 2-3 лет В этом возрасте малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение.

Педагогический совет на тему «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника» «Современная практика организации игровой деятельности» Слайд 1. “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра –.

Специфика ресурсов семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья Семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья с точки зрения системного подхода, делятся на нормально функционирующие.

Воздействие музыкального воспитания на коррекцию эмоционального фона ребенка (из опыта работы) Воздействие музыкального воспитания на коррекцию эмоционального фона ребенка. (из опыта работы) Подготовила: музыкальный руководитель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Специфика неполных семей как условие эмоционального развития ребенка
Опубликовано: 17 июня 2019 в 15:39
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД