Галина Агапова
Презентация «Специфика музыкального воспитания детей с задержкой психического развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад музыкального руководителя МДОУ «Детский сад комбинированного вида №176» Заводского района г. Саратова «Специфика музыкального воспитания детей с задержкой психического развития» Агаповой Галины Борисовны.
Слайд №1
Публикация «Презентация „Специфика музыкального воспитания детей с задержкой психического развития“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы в коррекционных группах, одна из которых для детей с задержкой психического развития. Сравнивая и анализируя образовательные программы разных авторов, пришла к выводу что содержание и задачи образовательной области «Хдожественно–эстетическое развитие» (раздел «Музыка») очень похожи тем, что не дают полной картины особенностей музыкального воспитания в коррекционных группах. Наиболее подробное описание есть у Л. В. Лопатиной в программе для дошкольников с ТНР. Поэтому при разработке программы ДОУ, основывалась на своём опыте, использовала адаптированный музыкальный и теоретический материал. Могу с уверенностью сказать, что путь достижения педагогом цели в коррекционных группах длиннее и сложнее. Перед тем, как расскажу о своих методах и приёмах, поделюсь замечательными высказываниями, опираясь на которые я строю своё общение с детьми.
Слайд №2
Ввести ребёнка в мир музыки с радостью и улыбкой.
Познание мира начинается с удивления!
Интерес побеждает все!
“Удивляясь - удивлять, увлекаясь – увлекать” (Учитель должен любить то, что преподаёт, и тех, кому преподаёт)
"Держа в руках скрипку, человек не способен совершить плохого"
Наша задача, вложить такую скрипку в душу ребенка и помочь ему заиграть на ней. А как же это сделать? Что нам поможет в нашей работе?
Все мы знаем что центральной деятельностью дошкольника является игра. А воздействие музыкальных образов помогает сделать игру ярче и занимательней, обогащая и расширяя опыт эмоциональных переживаний ребёнка. При подборе игрового материала для музыкальных занятий, учитываю психофизические особенности детей, их интересы. И для того чтобы наша деятельность была более успешной, чтобы добиться поставленных целей, надо :
Слайд № 3
• Устанавливать доверительные отношения с ребёнком
• Повышать активность детей через творческое взаимодействие
• Обеспечивать добровольное участие в играх и упражнениях
• Создавать ситуации успеха для повышения самооценки ребёнка
Какие же методы нам помогут? Особенно в работе с детьми у которых ЗПР. Это:
Слайд №4
• Игровая терапия (коммуникативные игры, музыкально-развивающие, игра на музыкальных инструментах, динамические игры с использованием речевых упражнений, пальчиковые игры)
• Сказко -, куклотерапия (инсценирование песен, музыкальных сказок)
Слайд № 5 + музыка (нажать на колокольчик)
Вернуться к слайду №4
• Музыкотерапия (слушание музыки, активное слушание музыки (совместно с игрой на муз. инструментах, релаксация)
• Элементы арт – терапии (этюды, пантомимы, театральные игры,творческие игры)
• Метод проблемных ситуаций
Слайд №6
А главный принцип в работе:
педагог НЕ принуждает, а побуждает
НЕ оценивает, а поощряет
НЕ торопит, а помогает
Слайд №7
И, конечно, я, как музыкальный руководитель, работаю в тесном сотрудничестве со специалистами коррекционных групп. За годы педагогической деятельности сложилась определённая система работы в коррекционных группах. Это и совместные проекты, мероприятия, интегрированные занятия. Постоянное взаимодействие со специалистами ДОУ.
Слайд №8
(сообщение о проекте «Прекрасен мир звучащий»)
Современные цели и задачи дошкольного воспитания, обозначенные ФГОС, не могут быть реализованы каждым участником педагогического процесса в отдельности. Поэтому сотрудничество специалистов и педагогов в развитии ребенка в нашем саду происходит путем интеграции различных видов образовательной деятельности.
Откуда же возникла идея совместного проекта
«Прекрасен мир звучащий».
Многие педагоги сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи, даже при практически правильном звукопроизношении.
Это вызвано несформированностью слухового восприятия. (родители мало общаются с детьми, и не привлекают их внимание к звукам окружающему мира, звукам музыки; телевизоры, компьютеры, работающие во всех комнатах и создающие общий шум, негативно влияют на развитие слухового восприятия)
А ведь правильное использование ритмико-интонационной выразительности речи зависит от сформированности речевого слуха, развития слухового внимания.
Поэтому мы вместе с логопедом решили больше внимания уделить совместной работе по формированию слухового восприятия и просодики речи особенно на начальном (пусковом этапе) коррекции речевых нарушений.
Слайд № 9
Цель проекта: повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций дошкольников, формирование слухового восприятия и просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Актуальность проекта состоит в том, что: речь становится выразительной, эмоциональной, т. е. у ребёнка появляется достаточно высокий уровень развития фонематических процессов, а это является одним из основных условий коррекции речевых нарушений и беспроблемного вхождения детей в школьное обучение и общение.
Слайд № 10
Рекомендации для музыкальных руководителей
• Весь музыкальный материал для исполнения детьми с ЗПР, должен преподноситься педагогом в более спокойном темпе, чем оригинал. При пении, музыкально- ритмических движениях, при игре в оркестре. Так как у таких детей наблюдаются синдромы отставания развития психики в целом, или отдельных её функций (речевых, моторных, сенсорных, эмоционально-волевых, замедление темпа реализации своих возможностей.
• Необходимо использовать максимальное количество анализаторов (слуховой, зрительный и т. д.) при усвоении нового материала. Например при разучивании текста песни использовать мнемотаблицы, жесты. При разучивании мелодии – «бумажное пианино»; металлофон, дирижирование, нотный стан и ноты (магниты). При определении музыкальной формы – геометрические фигуры разной формы.
При разучивании танца – схему (рисунок танца).
Слайды №11, 12
Следующие рекомендации:
Слайд № 13
• Многократное повторение материала на занятиях в различных формах
• Закреплять пройденный материал в свободной деятельности, во время режимных моментов.
• Предлагать ребенку с ЗПР облегченные задания, не сообщая об этом воспитаннику (предлагать музыкальный репертуар на ступень ниже, ипровизированные танцы, партии в оркестре с простым ритмическим рисунком, пение под фонограмму)
• Давать ребенку не многоступенчатую инструкцию, а дробить ее на части.
Слайд № 14
• Не нужно принуждать ребенка к активной мыслительной
деятельности в конце занятия, поскольку дети с ЗПР быстро
утомляются
• Необходимо применять красивую, яркую наглядность, мультимедийные средства обучения, поскольку у детей с ЗПР часто отсутствует любознательность и низкая учебная мотивация.
• Речь педагога должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения. Следует избегать сложных грамматических конструкций, усложняющих понимание речи педагога детьми.
Слайд №15
Читая высказывание Асафьева, можно понять что слушать музыку не только приятно, но и полезно!
Слайд №16
И, конечно, хочется всем пожелать музыки в душе! и чтобы та самая скрипка зиграла и запела в душе каждого нашего воспитанника.
Спасибо за внимание!