Ирина Ваганова
Специфика методической работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать
Специфика методической работы в ДОУ
в условиях реализации ФГОС ДО
Ваганова И. Г., старший воспитатель
МАДОУ «Детский сад «Сказка» г. Белоярский»
Современная система дошкольного образования характеризуется расширением спектра применяемых вариативных программ и педагогических технологий, широким развитием инновационных подходов к осуществлению педагогической деятельности в образовательном процессе. В этих условиях особое значение приобретает методическая работа с педагогами в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Актуализируются ее возможности оперативно и эффективно реагировать на запросы государственной образовательной политики, которая определена нормативными правовыми документами.
Публикация «Специфика методической работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС » размещена в разделах
Методическая служба – связующее звено между деятельностью педагогического коллектива дошкольного учреждения, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом. Она содействует становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов ориентируясь на гуманизациюпсихологизацию целенаправленного процесса воспитания и обучения детей в соответствии с Законом РФ "Об образовании» (01.09.2013г.).
В ДОУ в основе организации методической работы лежит системный и ситуативный, программно-целевой подходы к управлению, теории стратегии, инновации и лидерства, проектные технологии, где главное внимание сосредоточено на человеке как ключевом ресурсе организации. Возрастающие требования общества к качеству образования и педагогическому профессионализму обусловили приоритетную направленность процесса повышения квалификации педагогов на развитие профессиональных компетенций, на обеспечение условий для конструктивного решения проблем педагогической практики и реализации задач инновационного развития педагогической деятельности.
В системе методической работы ДОУ были выделены ряд проблем, разрешение которых способствовало ее развитию:
• придание методической работе характера системы, как совокупности систем ее проектирования, осуществления и управления (инновационные проекты, дорожная карта);
• изменение подхода к методической работе, когда на первый план выходит развитие и самообразование педагога, его желание творить, создавать образовательный продукт (замене инноваций «сверху», инновационной образовательной инициативой педагогов);
• формирование комплексного характера методической работы, направленного на выделение приоритетов с использованием сетевой формы ее организации, методических проектов;
• переход в методической работе на активные формы обучения педагогов.
Основные принципы развития методической работы - ее открытость, мобильность, гуманизация, своевременная реакция на изменения внешней среды и запросы участников образовательных отношений, экономическая целесообразность, управляемость
Цель методической работы - создание оптимальных условий и обеспечение качественной методической поддержки непрерывного роста профессиональной компетентности педагогических работников в процессе реализации ФГОС ДО.
Задачи методической работы :
1. Обеспечивать функционирование и развитие ДОУ, инновационный характер образовательной деятельности в контексте ФГОС ДО (отбор и экспертиза (оценивание) инновационного содержания дошкольного образования).
2. Формировать систему программно-методического обеспечения реализации образовательной программы дошкольного образования (нормированиеформ методической работы, сориентированных на освоение и разработку педагогами инновационных программ и технологий, на освоение новых способов профессионально-педагогической деятельности).
3. Создать единое информационное, учебно- методическое пространство, способствующее повышению квалификации педагогических работников (проектирование продуктивных форм методической работы, активизирующих педагогов ДОУ на повышение профессиональной компетентности).
При правильной организации работы методической службы ДОУ, которая представляет собой целостную систему взаимосвязанных мер, нацеленных на обеспечение профессионального роста педагога, развитие его творческого потенциала, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности воспитательно-образовательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранение здоровья воспитанников.
Данный процесс будет работать с учетом внешних и внутренних факторов социального и экономического развития ДОУ определили ведущие направления современной методической работы в ДОУ :
Предметно- методическое
• Предоставление информации об эффективных образовательных технологиях;
• Оказание методической помощи начинающим педагогам в организации образовательного процесса.
• Оказание методической помощи в организации инновационной деятельности.
• Разработка дидактических, методических пособий, рекомендаций, положений.
• Помощь в самообразовании и в повышении профессионального мастерства педагогов ДОУ.
• Обобщение и распространение передового педагогического опыта.
Мониторинговое
• Проведение мониторинговых исследований и обеспечение ДОУ аналитико-диагностической информацией:
- создание базы данных о педагогических работниках;
- изучение, анализ состояния и результатов методической работы в ДОУ, определение направлений ее совершенствования;
- выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательной деятельности;
- сбор и обработка информации о результатах освоения образовательной программы дошкольного образования в ДОУ;
• Разработка критериев и диагностического инструментария мониторинговых исследований.
Маркетинговое
• Выявление информационно-методических запросов и потребностей участников образовательных отношений.
• Определение степени удовлетворения данного образовательного запроса участниками образовательных отношений.
• Организация рекламной деятельности. Установление связи со СМИ.
Консалтинговое
• Повышение управленческой компетентности руководителей и иных работников ДОУ.
• Индивидуальное и групповое консультирование педагогов по решению актуальных проблем образовательного процесса.
Экспертное
• Экспертиза инноваций, проектов.
• Экспертиза процесса и результатов инновационной работы ДОУ, аттестационных материалов педагогов.
• Экспертиза образовательных программ, рабочих программ, рецензирование и редактирование методических сборников, статей.
Библиотечно-методическое
• Информирование о программно-методическом обеспечении образовательного процесса, о новинках периодических изданий, электронных и др. носителях.
• Комплектование и инвентаризация фонда методической литературы, медиапособий; информационно-методическое (видео, аудио) обеспечение образовательного процесса; организация выставок программно- методической литературы (презентаций).
• Осуществление издательской деятельности на разных уровнях, обобщение ценного опыта работы педагогических работников и ДОУ в целом.
Рассмотренные выше направления инновационной методической работы дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ, что способствует:
- формированию позитивного имиджа ДОУ как лидера, ориентированного на устойчивое развитие, повышению его конкурентоспособности по отношению к традиционным ДОУ;
- совершенствованию инновационной модели образовательного пространства в условиях реализации приоритетных направлений работы ДОУ;
- увеличению количества педагогов, повышающих свой профессиональный уровень и квалификацию, обобщающих и распространяющих инновационный педагогический опыт работы на различных уровнях;
- повышению уровня педагогов в овладении современными образовательными технологиями;
- активизации педагогической рефлексии собственной профессиональной деятельности.