Екатерина Владимировна Голубева
Специфика детской литературы: педагогический и эстетический компоненты
▼ Скачать + Заказать документы
«Специфика детской литературы : педагогический и эстетический компоненты».
План:
1. Предмет курса. Структура.
2. Феномен детства в мировой словесности.
3. Творческое восприятие книги детьми различных возрастов.
4. Основы теории детской литературы (конспект).
5. Методика анализа произведения детской литературы.
1. Предмет курса. Структура.
Предмет изучения в курсе «Детская литература» :
• произведения, специально созданные для детей;
Публикация «Специфика детской литературы: педагогический и эстетический компоненты» размещена в разделах
• произведения общей литературы, органически вошедшие в детское чтение;
• произведения, исследующие мир детства, психологию ребёнка, подростка.
Программный материал даётся в исторической последовательности. При ограниченном объёме аудиторных занятий большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов.
Главная цель курса «Детская литература» — формирование у студентов системы знаний по истории русской и зарубежной детской литературы.
Детская литература — одно из самых важных и значимых направлений в мире книжной культуры. Она не только является инструментом развития ребенка, но и способствует формированию его мировоззрения, эмоционального восприятия и воображения. В данной статье мы рассмотрим специфику детской литературы и ее влияние на мальчиков и девочек разного возраста.
Важным аспектом детской литературы является наличие морального послания. Книга, написанная специально для детей, часто знакомит их с важными жизненными ценностями, такими как дружба, сострадание, честность. Основные герои историй обычно достигают положительного результата, следуя этим ценностям. Такие истории — прекрасный пример для детей о том, как нужно вести себя и делать правильные выборы.
Многие произведения детской литературы опираются на мотивы сказок и сказочных персонажей, таких как принцессы, феи, волшебники и герои супергеройских историй. Детская литература имеет свои особенности в зависимости от возрастной категории ребенка. Книги для самых маленьких детей обычно состоят из простых повествований о животных или предметах, которые помогают ребенку узнавать мир.
Для детей до школьного возраста успешной становится литература, характеризующаяся простым языком и крупными иллюстрациями. В основном эти книги обучают детей алфавиту, основам математики и развивают их умственные способности. Для детей школьного возраста существуют уже более серьезные рассказы, содержащие сюжеты с идентификацией проблем и их разрешением.
Кроме того, в детской литературе часто применяются повторы, рифмы и игровые элементы, что делает чтение более интересным и запоминающимся для ребенка.
2. Феномен детства в мировой словесности.
Мировая словесность на протяжении многих веков своего становления в художественном отношении являет собой весьма поучительное зрелище осмысления младенчества, детства, отрочества.
Со временем, анализируя литературные произведения прежних эпох, приходится специально различать : произведение написано о ребенке или оно написано для него. Российская книжность XVIII в. нередко адресовала, например, одни и те же издания «народу» и детям. Простой народ воспринимался при этом как часть нации, пожизненно сохраняющая в определенных отношениях состояние детства, а потому нуждающаяся в литературном просвещении в той же степени, что и ребенок, овладевающий грамотой.
И фольклор, и книжность вообще по отношению к ребенку обнаруживают четыре доминантных, порой взаимоисключающих подхода:
• 1) детство есть тайный, таинственный мир, умопостижение которого представляет собой величайшее из наслаждений (таинство рождения, младенчество, смягчающее самую одеревеневшую душу, детская речь («Устами младенца глаголет истина», образ райской души, безгрешной в своем неведении и открытой любви и страданию);
• 2) детство — эпоха «дикости», «звериного неведения» о добре и зле, человеческом назначении и предназначении;
• 3) детство есть tabula rasa (чистая доска, «насыщение» которой является условием достойной будущей взрослой жизни ребенка;
• 4) детство в любом случае есть будущность рода, семьи в буквальном и фигуральном, даже символическом значении, награда и утешение или, напротив, наказание.
Итак, детская литература — это мир художественных произведений о том, что такое и кто такой ребенок, что такое его микрокосм и макрокосм, т. е. все окружающее его. Понятно, что в этом втором круге произведений герой-ребенок вполне может отсутствовать.
В лучших образцах литературы, обращенной к ребенку, их словесной ткани запечатлены важнейшие психолого-педагогические, философские, эстетические, риторические, филологические контуры идеала, определение которого и есть залог счастливого и достойного будущего для каждого.
3. Творческое восприятие книги детьми различных возрастов.
В источнике описаны следующие особенности восприятия книги детьми разных возрастов:
1. Для детей младшего дошкольного возраста характерны:
• зависимость понимания текста от личного опыта ребёнка;
• установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом;
• в центре внимания — главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков;
• эмоциональное отношение к героям ярко окрашено;
• наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.
2. В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребёнка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей.
3. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребёнком всей коллизии произведения и учёта всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы.
4. Основы теории детской литературы (конспект).
Особенности детской литературы определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом читателей.
Основная отличительная черта — органическое слияние искусства с требованиями педагогики.
Под педагогическими требованиями подразумеваются учёт интересов, познавательных возможностей и возрастных особенностей детей.
Детская литература должна ориентироваться на развитие эстетического сознания ребёнка и формирование его мировоззрения.
Среди главных черт детской литературы можно отметить :
• информационную и эмоциональную насыщенность;
• занимательность формы;
• своеобразное сочетание дидактического и художественного компонентов.
Детская литература часть общей литературы, обладающая всеми присущими ей свойствами, при этом ориентированная на интересы детей читателей и потому отличающаяся художествен ной спецификой, адекватной детской психологии. Детская литература возникла на пересечении художественного творчества и учебно воспитательной деятельности и является обла стью искусства, функции которого — доставлять ребенку эстетиче ское наслаждение и способствовать формированию его личности.
Детская литература – учебный предмет, изучающий историю литературы, которая изначально адресована детям, а также литературы, которая, не будучи предназначенной детям, с течением времени включается в круг детского чтения.
Специфика детской литературы обусловлена в первую очередь возрастом читателя. Чем меньше возраст, тем сильнее в произведении проявлены своеобразные черты, по которым можно безошибочно угадать, что оно адресовано ребенку. Вместе с растущим читателем «взрослеют» и его книжки, постепенно меняется вся система предпочтений. Так, малыши предпочитают стихи и сказки, следом за лирикой осваивают они прозу, а позже – и драматургию, вырастающую из детской игры и первых выученных стихов. Художественные критерии детской литературы. В «Заповедях для детских поэтов» Корней Чуковский перечислил правила, по которым следует создавать детские стихи и поэмы. Важными представлялись ему образность в сочетании с действенностью (т. е. быстрая смена образов, музыкальность, насыщенность глаголами при минимальном использовании прилагательных, близость к детскому фольклору, к игре, обилие юмора. Последняя заповедь такова: «Не забывать, что поэзия для маленьких должна быть и для взрослых поэзией». Известно, что дети обладают повышенной речевой одаренностью, постепенно убывающей к семи-восьми годам. Проявляется она в памяти на слова и грамматические конструкции, в чуткости к звучанию и значению слов. Язык детской книги должен быть особенно богат, ведь если ребенок усвоит язык бедный, маловыразительный, то преодолеть этот недостаток ему в дальнейшей жизни будет весьма сложно.
Главная цель детской литературы – дать достойное воспитание и образование, подготовить к взрослой жизни.
Художественное слово, как и произведение, - живой организм, растущий, открывающийся чуткому восприятию.
5. Методика анализа произведения детской литературы
Методика анализа произведения детской литературы включает следующие этапы:
1. Первичный синтез. Включает подготовительную работу, первичное восприятие текста и проверку первичного восприятия.
2. Анализ. Ведётся по логически законченным частям, которые определяет учитель, исходя из содержания и структуры произведения. Каждая часть читается вслух вызванным учеником, другие дети следят за чтением по книге. После завершения чтения осуществляется анализ прочитанной части.
3. Вторичный синтез. Предполагает обобщение по произведению, его перечитывание и выполнение детьми творческих заданий по следам прочитанного.
В ходе анализа могут быть использованы такие приёмы, как постановка вопросов, выборочное чтение, словесное рисование, чтение по ролям и др.
Источник информации:
1. Минералова, И. Г. Детская литература + хрестоматия в ЭБС : учебник и практикум для академического бакалавриата / И. Г. Минералова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 333 с. — ( Серия : Бакалавр. Академический курс).
2. интернет