Елена Кандакова
Конспект открытого занятия по знакомству с астрономией по произведениям детской литературы «Свети нам, Солнышко, свети!»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Обогащать представления детей об окружающем мире по теме «Астрономия».
Развивать наблюдательность и умение осмысливать результаты наблюдений.
Дать детям понять, что книга (стихи, рассказы, сказки) – это источник полезных и интересных знаний.
Обогащать словарный запас.
Предварительная работа:
Наблюдения за солнцем в разное время суток: утром, днём и вечером; за звёздами.
Чтение рассказов Е. Левитана из книги «Малышам о звёздах и планетах», А. Волкова «Земля и небо», сказки К. Чуковского «Краденое солнце».
Заучивание стихов, загадок о разных явлениях природы.
Публикация «Конспект открытого занятия по знакомству с астрономией по произведениям детской литературы „Свети нам, Солнышко, свети!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2015
Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий о разных явлениях природы.
Материал:
Маски-шапочки зверей, костюм гнома-астронома, «волшебная палочка», ноутбук, флеш-карта с презентацией разных явлений природы. Книги: К. Чуковского, А. Волков «Земля и небо».
Ход занятия:
Дети с воспитателем заходят в групповую комнату, здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей).
- Как обычно они начинаются? («Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Было это давным-давно…», «Однажды…»)
- Правильно. Скажите, а кто из вас помнит сказку о пропавшем солнце? Вспомните, кто её написал? (К. Чуковский. Краденое солнце.)
- Верно. Почему все звери плакали?
Ребенок:
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.
А сороки-белобоки
Поскакали по полям,
Закричали журавлям:
«Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!»
Воспитатель: Для чего нам нужно солнышко? (Ответы детей.)
- Об этом нам также расскажут герои сказки К. Чуковского (Дети-чтецы надевают маски-шапочки: воробья, зайца, крокодила)
Ребенок:
Плачет серый воробей:
«Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно –
В поле зёрнышка не видно!»
Ребенок:
Плачут зайки на лужайке:
Сбились, бедные, с пути,
Им до дому не дойти…
Ребенок:
А в Большой Реке
Крокодил лежит,
И в зубах его
Не огонь горит –
Солнце красное,
Солнце краденое.
Воспитатель: Кто же помог освободить его? (Ответы детей.)
- А теперь вы ответьте на вопрос, зачем нам нужно солнце? (Ответы детей.)
- Молодцы! А подробно об этом мы можем узнать, если обратимся к книге Александра Волкова «Земля и небо», где он пишет о том, что ещё в далёкой древности люди понимали, что без Солнца не было бы жизни на земле. Без солнечного света и тепла ни одно живое существо – ни человек, ни животное, ни насекомое – не могли бы жить. Солнечное тепло – источник всякой работы, или, как говорят, энергии.
(Входит Гномик, здоровается с детьми и гостями. На нём темно-синий костюм. Украшенный звёздами, а в руках волшебная палочка и книга.)
Воспитатель: Кто ты? Как тебя зовут?
Гномик: Гномик-астрономик.
Ребенок: А что это у тебя в руках?
Гномик: Волшебная палочка. Я живу в сказочном царстве гномов. Эту волшебную палочку я получил от главного волшебника, очень умного, любознательного и доброго, за то, что много знаю и умею. Я его любимый ученик.
Ребенок: А почему у тебя звёзды на костюмчике?
Гномик: Потому что я очень люблю астрономию.
Ребенок: А что такое астрономия?
Гномик: Это наука о небесных светилах – Солнце и звёздах. Вот послушайте. (Гномик читает стихотворение Т. Собакина, воспитатель показывает презентацию о космосе, далее по ходу занятия)
Как заманчиво стать астрономом,
С Вселенною близко знакомым!
Это было бы вовсе недурно:
Наблюдать за орбитой Сатурна,
Любоваться созвездием Лиры,
Обнаруживать чёрные дыры
И трактат сочинить непременно –
«Изучайте глубины Вселенной!»
- Возникла она в глубокой древности. Слово «астрономия» греческое и состоит из двух слов: «астрон» - звезда и «номос» - закон. Казалось бы, зачем нашим предкам нужно было смотреть на небо и изучать законы, по которым движутся звёзды и другие небесные светила? Разве они так важны? Да, они необходимы. С незапамятных времён люди занимаются скотоводством и земледелием. Им надо знать, когда наступит весна, когда она сменится летом, когда после лета явится дождливая осень. За небесными светилами приходилось следить не только скотоводам и земледельцам. Путешествуя по морю и суше, люди находили дорогу днём по солнцу, а ночью – по звёздам. Как видите, астрономия тесно связана с жизнью людей.
- А вы хотите больше узнать о Солнце, звёздах и планетах? (Ответы детей.)
Воспитатель: Нам в этом поможет рассказ «Как Солнце человеку служит». Я вам его прочитаю, вы внимательно слушайте, а Гномик-астрономик вам потом задаст вопросы. (Читаю рассказ.)
Гномик задает детям вопросы и хвалит ребят за удачные ответы.
- Почему жизнь на Земле без Солнца невозможна?
(Потому что будет холодно, темно.)
- Что такое солнечная душевая?
(Это ящик с чёрным дном и крышкой из обыкновенного стекла. Солнечные лучи легко проходят через стекло и хорошо нагревают воду.)
- Как получается солнечный зайчик?
(Это когда лучики солнца попадают на обычное плоское зеркало.)
- Как можно использовать это явление?
(Если взять вогнутое зеркало большого размера, то лучиков соберётся больше, и они могут расплавить даже металл. Получается солнечная плавильная печь.)
- А что такое солнечные батареи? Откуда они берут электричество?
(Так называют крылья у космической станции. Батареи превращают солнечные лучики в электричество.)
Проводится динамическая пауза.
- А теперь, ребята, отгадайте-ка загадку. (Гномик загадывает загадку Л. Сандлер.)
Это что за потолок?
То он низок, то высок.
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый –
Кружевной и синий-синий! (Небо.)
- А что можно увидеть на небе днём, кроме солнца? (Ответы детей.)
Ребенок:
Ах, какое облако,
Облако глубокое,
Белое да лёгкое
Прямо надо мной.
Ах, какое облако,
Облако высокое,
Облако далекое,
Не достать рукой.
Проплывет и скроется
В поле за околицей,
В озере умоется
Свежею водой. В. Степанов. «Облако»
Воспитатель: Путешествуют в небесном просторе облака: над лесами и полями, над морями и океанами плывут они, подчиняясь ветру. Королевич Елисей в сказке А. Пушкина обращался к ветру с такими словами:
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого…
- Носится над землёй гуляка-ветер, но, хоть и нет у него хозяина, он совершает великую и полезную работу. Он нагоняет дождевые тучи, которые поят дождём иссохшую от жары землю, и выпавшая влага даёт начало ручейкам, сливающимся в многоводные реки. От направления ветра во многом зависит и погода. Великое дело – обмен воздуха между различными областями земли! Ветер смягчает климат, в жаркие страны приносит прохладу, а холодные, наоборот, согревает, доставляя туда тёплый воздух.
Гномик: Да, ветер – наш благодетель, хотя мы иногда и обижаемся на его чересчур смелые шутки. Сорвал с нас шляпу, разбил стекло, хлопнул форточкой – это такие мелкие неприятности, о которых и говорить не стоит. Бывает и хуже: ураганы срывают крыши с домов, сбрасывают вагоны с рельсов, смерчи топят в море корабли… Но все беды ветру надо прощать: неизмеримо больше пользы, которую он приносит на земном шаре: носит по морю парусные корабли, вращает крылья ветряных мельниц, лопасти ветродвигателей.
Воспитатель: А что мы можем наблюдать на небе ночью? (Ответы детей.)
- Правильно, звёзды и Луну. Гномик, давай расскажем ребятам об этих небесных телах.
Гномик: С удовольствием. Картина звёздного неба в безлунную ночь чудесна! На тёмно-синем небосклоне мерцают крупные и мелкие звёзды. Это раскаленные небесные светила, нагретые на многие тысячи градусов.
Глядя на ночное небо, думаешь: невозможно сосчитать на нем все звезды. А на самом деле они, видимые простым глазом, сосчитаны давным-давно. И всего-то их на каждом небесном полушарии около трех тысяч!
Ребенок:
Когда в вечернем небе звезд не счесть,
Что говорить, величье в этом есть.
Но ведь оно в том и заключено,
Что все они сосчитаны давно,
И в обозримом небе нет миров
Без имени, без букв и номеров. В. Берестов
Гномик: Есть на небе звезда, которая вполне заменяет компас. Называется она Полярной звездой. Когда вы смотрите на неё, то север прямо перед вами, а юг – за спиной.
Ребенок:
Наша милая планета
(Ты, конечно, знаешь это)
Каждый день и каждый год
Совершает оборот.
Ребенок:
А с Земли при наблюденьи
Создается впечатленье,
Что кружится не она,
А все звезды и Луна.
Лишь Полярная звезда
Не стремится никуда!
Ребенок:
И в любое время года
В самом центре хоровода
Сможешь ты ее найти,
Если сбился вдруг с пути.
Ось земная на нее
Направляет острие.
Можешь быть уверен:
Где она – там север! В. Берестов
Гномик: Еще с давних пор люди заметили, что некоторые яркие звезды, расположенные недалеко одна от другой, образуют различные фигуры, и называли их созвездиями. Созвездия помогают находить правильный путь в незнакомой местности ночью. Древние греки дали им названия: Большая и Малая Медведица, Кассиопея, Дракон, созвездие Лиры и др. Позднее астрономы отыскали на небе еще много созвездий и тоже дали им названия, но не сказочные, а самые простые. На небе появились Часы, Микроскоп и даже Насос и Циркуль!
Ребенок: А что такое Луна?
Воспитатель: Светило ночи, ласковая богиня Селена, как ее звали древние греки, - Луна неизменно сопровождает Землю в ее беге вокруг Солнца, Луна – ближайшее к нам небесное тело.
Расстояние до Луны всего 384 тысячи километров. По космическим масштабам – рукой подать! По сравнению с Землей Луна невелика. Ее поверхность равна площади Африки и Австралии, вместе взятых. Луна, как и Земля, вращается вокруг Солнца. На самом деле Луна не светит по ночам, а отражает по направлению к Земле лишь очень маленькую часть солнечных лучей, и все же их так много, что диск Луны кажется блестящим.
Гномик: Ну, а на прощанье – отгадайте загадки.
Без него плачемся,
А как появится –
От него прячемся. (Солнце.)
Один костер весь свет согревает. (Солнце.)
Кто входит в окно, не ломая его? (Солнечные лучи.)
Голубой шатер весь мир накрыл. (Небо.)
Светит, а не греет. (Месяц.)
Пушистая вата
Плывет куда-то:
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облака.)
Без рук, без ног,
А ворота открывает. (Ветер.)
Сперва блеск.
За блеском треск,
За треском плеск. (Молния, гром, дождь.)
Ног нет, а идет.
Глаз нет, а плачет. (Дождь.)
Через поля, через луга
Встала нарядная дуга. (Радуга.)
Рассыпался горох
На семьдесят дорог.
Никто его не подберет:
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица. (Град.)
Меня бьют, колотят. Режут.
А я все терплю и всем добром плачу. (Земля.)
Кто в году четыре раза переодевается? (Земля: весной, летом, осенью, зимой.)
- Молодцы, ребят, все мои загадки отгадали. Мне пора возвращаться в свою сказочную страну. Я хочу вам подарить книги, чтобы вы смогли дальше знакомиться с Солнцем, со звездами и планетами. До свиданья!
Дети прощаются с Гномиком-астрономиком. Благодарят за интересные книги.
Итог занятия.
Что вы узнали интересного? Что такое астрономия? Какие небесные тела вы запомнили?
Вы сегодня все большие умнички. Я горжусь вами!
Дети прощаются с гостями и рассматривают книги подаренные Гномиком.
Литература:
К. Чуковский «Краденое солнце»
А. Волков «Земля и небо»
Е. Левитан «Малышам о звездах и планетах»
Иллюстрированный путеводитель «Вселенная»
Хрестоматия для детей
Дорогие коллеги, презентацию из-за проблем с интернетом не могу загрузить. А так хотелось вам её показать.
Спасибо за ваше внимание! Всего доброго!