Елена Самойлович
Специфические принципы воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
"Специфические принципы воспитания. "
В образовательных и воспитательных концепциях бытуют общепедагогические принципы, содержащие ключевые её правила обучения. Они становятся общеметодическими нормами физического воспитания и состоят из ряда универсальных методических правил, без которых решение учебно-воспитательных задач на высоком уровне просто недостижимо. В практике физического воспитания существуют специфические принципы, выражающие ряд особенных закономерностей физического воспитания, обуславливающиеся их системное построение.
Публикация «Специфические принципы воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Данные вопросы анализируются исследователями И. С. Барчуковым [1], П. Н. Берцевым [2], В. О. Морозовым [4]. Вопросами физического воспитания занимались такие исследователи как: М. Я. Виленский [3], Т. Ю. Торочкова [5], Ж. К. Холодов [6].
Под определением «принципы физического воспитания», согласно утверждению И. С. Барчукова, можно понимать некие правила в различных областях нашей жизни, которых необходимо придерживаться. Основные принципы физического воспитания стоят на первом месте в эффективном проведении физкультурных занятий [1, c.29]. Особенно непреложные правила важны в такой области дошкольного образования, как физическое развитие. Во избежание травм и неблагоприятного влияния на организм, в этой образовательной области должна присутствовать строгая дисциплина. Специфические принципы физического воспитания используются при разработке воспитательно-образовательных программ для определенных возрастных категорий, для развивающих и профессиональных занятий. Среди них выделяют несколько основополагающих специфических принципов, которые далее рассмотрим в представленной статье.
Цель данного исследования – рассмотреть специфические признаки физического воспитания.
Как отмечает в своем исследовании И. С. Барчуков, специфические принципы физического воспитания, в отличие от базовых методических, носят более конкретный характер. Они применяются в процессе составления программ для определенных возрастных групп, для развивающих занятий. В совокупности с общеметодическими они способны оказывать положительный эффект от физических нагрузок. Существует несколько основных специфических принципов физического воспитания [1, c.41].
Непрерывность процесса. В разработка П. Н. Берцева указывается, что главная особенность непрерывности заключается в правильном последовательном построении занятий. Этот специфический принцип физического воспитания основан на положении о том, что более легкие упражнения рекомендуется делать в самом начале тренировки, постепенно переходя к более сложным. Также перед тем, как приступить к изучению нового материала, необходимо повторить ранее изученный. Ключевым правилом здесь является определение комплекса физических нагрузок как целостной неделимой системы [2, c.58].
Системность. Согласно утверждению М. Я. Виленского, этот специфический принцип физического воспитания основывается на чередовании во время физических упражнений периодов труда и отдыха. Стоит иметь в виду, что интервалы пауз имеют важное значение. Например, если период отдыха будет слишком длинным, то может наступить так называемая регрессия, и организм вернется к прежнему уровню. А если отдых будет слишком коротким, то организм не успеет восстановиться, и во время дальнейшей тренировки будет происходить истощение его ресурсов. Также при физическом воспитании не всегда стоит учитывать стандартные интервалы труда и отдыха. Зачастую бывают ситуации, когда эти периоды корректируются индивидуально [3, c.44].
Постепенное наращивание. В работе В. О. Морозова указывается, что этот специфический принцип физического воспитания трактуется как необходимость повышения нагрузок и обновления тренировочных программ в сторону усложнения при наличии прогресса. Этот принцип работает на усовершенствование навыков при изменении в процессе тренировок физических способностей человека. В любом случае и обновление программ тренировок с более легких на более сложные, и увеличение нагрузок должно происходить постепенно и планомерно, чтобы организм ощущал изменения, но не впадал в состояние стресса [4, c.39].
Адаптивная сбалансированная динамика. По мнению Т. Ю. Торочковой, данный принцип специфического физического воспитания отражают несколько основных положений, характеризующих динамику физических нагрузок. В период тренировочного процесса сумма нагрузок должна быть такой силы и интенсивности, чтобы ее применение не смогло вызвать в организме неблагоприятные отклонения. По мере некой адаптации, привыкания к физическим нагрузкам и перехода организма в устойчивое состояние, их параметры должны изменяться в сторону увеличения силы и интенсивности. Наличие этого суммарного вида нагрузок предполагает собой, в определенный момент всего тренировочного процесса, или их усиление, или стабилизацию, или уменьшение [5, c.93].
Цикличность. Согласно утверждению Ж. К. Холодова, данный принцип специфического физического воспитания заключается в представлении комплекса тренировок как некоего замкнутого цикла, построенного из определенных этапов и занятий. Это принцип позволяет разделять комплексы упражнений на недельные, месячные и годичные, что дает возможность наблюдать за прогрессом занимающегося внутри определенного цикла физических нагрузок, создавать поступательные программы, нацеленные на постепенное увеличение положительного эффекта от упражнений [6, c.128].
Возрастная адекватность. В трактовании П. Н. Берцева, возрастная адекватность – это специфический принцип физического воспитания, который учитывает, помимо всего прочего, определенные этапы онтогенеза организма и корректирует тренировочную программу, исходя из них. Например, в дошкольном периоде развития нагрузки направлены на широкие взаимодействия, позволяющие развивать более общие навыки обучающегося. В дошкольный период учитывается развитие чувствительных областей организма, которые дают толчок для развития многих физических качеств ребенка. Во время сложного этапа пубертатного периода тренировки подбираются индивидуально и очень осторожно [2, c.59].
Во многих книгах о специфических принципах физического воспитания говорится, что под разные виды спорта формируются свои индивидуальные правила. Например, циклические и нециклические нагрузки имеют свои существенные различия. Итак, при циклических видах спорта существуют дополнительные специфические принципы физического воспитания. Далее приведем дополнительные принципы.
Всесторонность развития. В соответствии с разработками М. Я. Виленского укажем, что это правило имеет важное место в формировании человека, входящего в большой спорт. Оно заключается в том, что личность спортсмена формируется посредством многолетних разнообразных тренировок. В процессе такой длительной подготовки закладываются не только совокупность безупречных физических навыков, но и определенная спортивная культура, крепкие эмоционально-волевые качества, интеллектуальные особенности. Также физическая подготовка должна быть непосредственно связана не только с тем видом спорта, в котором развивается человек, но и включать разнообразные общие упражнения [3, c.45].
Волнообразность нагрузок. По мнению И. С. Барчукова, в циклических видах спорта очень важно учитывать такую особенность, как волнообразность нагрузок. Дело в том, что спортсмен должен уметь работать на различных дистанциях, с различной степенью интенсивности. В длительном периоде работы, таком как годичный, должны наблюдаться некие варьирования физических нагрузок, в определенной прогрессии, составленной тренерским составом [1, c.42].
Специализация. В разработках В. О. Морозова отмечается, что очень важный пункт для формирования спортсмена. Он учитывает особенность вида спорта, период начала занятий, а также основные программы. Специализация имеет свое распространение не только на определенную физическую подготовку учащихся, но и на развитие эмоциональных качеств, тактических и технических особенностей. Так, например, если взять лыжный спорт, то существуют определенные предрасположенности того или иного человека к определенным физическим нагрузкам. Также эта специализация учитывает то, что профессиональная подготовка начнется только после пятнадцатилетнего возраста, и то, что молодые спортсмены будут выступать на коротких дистанциях, в последующих соревнованиях переходя на более длинные. Это все трактуется определенными правилами и закономерностями развития человека в онтогенезе [4, c.71].
При реализации данных принципов педагогу необходимо учитывать физическую подготовленность занимающихся, как они переносят нагрузку, и какой объём могут выполнить. Необходимо также учитывать интеллектуальное развитие занимающихся, их субъективные установки, целеустремлённость, желание и волевое проявление в освоении двигательных действий.
Таким образом, в ходе исследования в данной статье были рассмотрены кратко общие методические, специфические принципы физического воспитания. Без этих важнейших положений невозможно построение какой-либо, даже самой простой, развивающей программы. Правила учитывают многие факторы, от причины занятия человека спортом до физических особенностей той или иной возрастной группы. Специфические принципы физического воспитания заключают в себе правила и рекомендации, сформированные опытом различных спортсменов и тренеров. Именно поэтому они являются неким постулатом для составления различных воспитательно-образовательных программ.