ИРИНА БРАТЦЕВА
Создание эмоционально-комфортной обстановки для успешной адаптации детей к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд№1
Создание эмоционально-комфортной обстановки для успешной адаптации детей к детскому саду
Слайд№2
“Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”.
В. А. Сухомлинский
Публикация «Создание эмоционально-комфортной обстановки для успешной адаптации детей к детскому саду» размещена в разделах
Каждый год большое число детей впервые приходят в детские учреждения. Проблема правильной организации периода адаптации детей при поступлении их в детское учреждение приобретает большое социальное и педагогическое значение.
Так что же такое "адаптация"?
Слайд№3
1. Задание
На доске составить из предложенных слов определение "Адаптация".
Материал: магнитная доска, магниты, листы бумаги с напечатанными словами (+ лишние слова) для определения слова "Адаптация".
Слайд№4
Существует много определений адаптации.
Адаптация - процесс приспособления человека (ребенка) к новой для него среде, или изменившемся условиям.
Адаптация - это процесс эффективного взаимодействия организма со средой.
Так, в Толковом словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой адаптация определяется как «приспособление организма к изменяющимся внешним условиям».
Слайд№5
В настоящее время особенности развития детей дошкольного возраста рассмотрены в работах Л. С. Выготского, Л. Ф. Обуховой, Б. Д. Эльконина, A.M. Прихожан, Э. Эриксона, и др. которые указывают, что переход из семьи в детский сад является важным этапом в жизни ребенка раннего возраста.
Адаптационные процессы дошкольников к условиям детского сада протекают по-разному. Это зависит от многих факторов: от уровня его физического, психического и умственного развития, от того, насколько согласованы действия педагогов и родителей, от характера семейных отношений и воспитания и т. д.
Слайд№7
Адаптационный период считается законченным, если:
• Ребенок ест с аппетитом;
• Быстро засыпает, вовремя просыпается;
• Эмоционально общается с окружающими.
• Играет с интересом
Слайд № 8
. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Для создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пойдет адаптация. Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни - они слишком большие, не такие, как дома. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно "одомашнить" группу. Зрительно уменьшить помещение, сделать его более уютным, н. п. красивые шторы на окнах. Зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.
Слайд № 9
Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовывала маленькие "комнатки", в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо, если в группе имеется небольшой "домик".
Слайд № 10
Психологи и физиологи установили, что изо деятельность для ребенка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изо творчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами - маркерами, на прикрепленном к стене листе бумаги. Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребенка - тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно.
Слайд №11
Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате, возня других детей отвлекает, не дает возможности расслабиться и уснуть.
Такая простая вещь, как красивое постельное белье, может решить ряд проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное - пижама, которую сшила мама, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать.
В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т. п.
Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке.
Слайд № 12
Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.
Слайд № 13
Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе "семейный" альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких.
Слайд № 14
Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей.
Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.
Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой.
Слайд № 15
Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребенок тоже тревожится. Поэтому задача воспитателя - успокоить, прежде всего, взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
Для создания доброжелательных отношений и сплочения коллектива родителей можно использовать такую форму работы как родительский клуб,
Слайд № 16
где сами родители являются активными участниками, обмениваются своим опытом, приемами по успешной адаптации детей к детскому саду.
Видео: Родительский клуб(2)
Видео: Родительский клуб 4
Еще одной из современных форм работы с родителями является психологическая акция.
Слайд № 17
Мы организовали акцию «дерево добрых пожеланий». Родителям была предложена инструкция. В течение недели они писали на вырезанных из цветной бумаги, листочках пожелания друг другу, детям, педагогам. Все послания прикрепляли на «дерево пожеланий», размещенное при входе в детский сад. Коллектив дошкольного учреждения и родители дошкольников перечитывали адресованные им пожелания.
В итоге получилась коллективная творческая работа «Дерево добрых пожеланий».
Слайд № 18
Важна правильная организация игровой деятельности в адаптационный период.
Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Видео: Погремушка
Видео: Танец
Слайд № 19
Игры с крупами начались с изобретения сенсорной коробки. Для неё можно использовать любой пластиковый контейнер, наполнив его различными крупами: рис, фасоль, чечевица, гречка, горох. Можно все эти крупы объединить вместе, а можно создать разные коробочки, разделив по видам круп. Так же коробочки можно наполнять и природными материалами: каштаны, желуди, листья. В зависимости от наполнения коробки, игры с ней могут развивать и совершенствовать тактильное восприятие, слух, зрение и обоняние ребенка.
Слайд № 20
Умиротворяющее действуют на детей игры с песком с водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие
Слайд № 21
В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно "пальчиковыми" играми.
Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движения не только поддержат робкого и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.
Слайд № 22
Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи. Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.
Слайд № 23
Очень велика значимость народного фольклора в адаптационный период. Хорошо подобранная и выразительно рассказанные потешка, припевка помогают педагогу установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции.
Видео: фольклор
Приглашая детей поиграть в игры, воспитатель подбирает заклички, а укладывая ребятишек на первый дневной сон, можно использовать колыбельные песни, это создает комфорт нахождения в детском саду.
Слайд № 24
Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении с взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного периода.
Слайд № 25
Таким образом, очень важно в этот момент относиться к ребенку очень бережно и внимательно, стремиться помочь ему пережить этот трудный момент. Жизнь малыша в детском саду должна быть насыщенной в эмоциональной, познавательной, социальной сферах. Когда ребёнку будет интересно, ему некогда будет скучать и плакать. Правильно спланированная работа помогает умело переключить внимание плачущего малыша на интересное дело.
Слайд № 26
Слайд № 27
Список используемой литературы.
1 Аванесова В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду. - М: Просвещение, 2005.
2 Аксарина М. Н. Воспитание детей раннего возраста. - М. : Медицина 2007.
3 Алямовская В. Г. Ясли - это серьезно. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС,1999г
4. Белкина Л. В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
- Воронеж: Учитель, 2006,
5 Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад : Пособие для воспитателей дет сада/ - М. : Просвещение, 2003.
6. Волков Б. С., Волкова,Н. В. Психология общения в детском возрасте. - М. : Педобщество, 2003г
7 Глебова С. В. «Детский сад - семья» аспекты взаимодействия» Воронеж; ТЦ «Учитель», 2005г 8Заводчикова О. Г. «Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи» : пособие для воспитателей / .М. : Просвещение,2008.