Галина Чиркова
Создание воспитывающей культурной среды через экологическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня важнейшее значение дошкольного образования не только общепризнано, но и закреплено законодательством, определяющим его как первый уровень общего образования.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (ст. 11, федеральные государственные образовательные стандарты предполагают вариативность содержания образовательных программ, возможность формирования программ различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся.
Публикация «Создание воспитывающей культурной среды через экологическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Оформление детских садов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» январь 2022
Понимание серьезности и значимости поставленных задач привело к качественному переосмыслению деятельности педагога и к поиску новых организационных форм.
В настоящее время большое внимание уделяется взаимоотношению человека с окружающей средой, поэтому наше дошкольное образовательное учреждение уделяет особое внимание экологическому воспитанию, главной целью которого является – воспитание основ экологической культуры у детей.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Познавательная активность в этом возрасте очень высока: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы.
Организуя педагогический процесс в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ детского сада № 11 «Светлячок», с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой и др., парциальной программой «Добро пожаловать в экологию!» О. А. Воронкевич (для детей в возрасте от трех до семи лет) и образовательной программы дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет под общей редакцией Т. В. Волосовец, И. Л. Кириллова, И. А. Лыковой, О. У. Ушаковой в соответствии с ФГОС ДО, мы стараемся развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему и формировать основы нравственно-экологических позиций.
Для того чтобы процесс познания проходил наиболее эффективно, использую разнообразные методы работы:
- наглядные (наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, видеороликов, презентаций);
- словесные (рассказы, чтение художественных произведений о природе, беседы);
- практические (игра, опыты и эксперименты, моделирование, труд).
Работа по экологическому воспитанию построена на следующих принципах экологического воспитания :
принцип научности, предполагающий включение в содержание образовательной деятельности основных идей и понятий современного естествознания;
принцип доступности, определяющий содержание знаний, познавательных умений, доступных для освоения детьми в соответствии с особенностями и возможностями детской познавательной деятельности;
принцип воспитывающего и развивающего характера знаний, позволяющий поступательно развивать основные виды детской экологической деятельности;
принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в экологической деятельности;
принцип учета сезонных изменений в природе, обеспечивающий органическую связь содержания программы с временами года, сезонными проявлениями природы и народным календарем;
принцип деятельности, включающий ребенка в разные виды познавательной деятельности с целью стимулирования активной жизненной позиции;
принцип приобщения детей к социокультурным нормам, народным традициям, позволяющий формировать осознанное отношение воспитанников к социально-культурным ценностям;
принцип многообразного предъявления ребенку одного и того же материала экологического содержания, основанный на взаимодействии и активизации зрительных, обонятельных, осязательных и тактильных ощущений.
В образовательной деятельности я не ограничиваю воспитанников в поисках достижения результата, а вовлекаю их в активную мыслительную деятельность.
Малыши учатся различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они взаимодействуют, познают их главные сенсорные свойства – форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности; кроме того, получают первоначальные представления о возможной деятельности с ними.
Малыши знакомятся с домашними и дикими животными (кошка, собака, корова, коза, лошадь, медведь, заяц, волк) и с их детенышами, с овощами и фруктами (яблоко, груша, слива, огурец, лук, морковь). В процессе наблюдения и ухода за растениями уголка природы и на участке детского сада дети получают представление о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия нужно создать, чтобы растениям было хорошо.
Важное место занимает игра – несложная сюжетная или подвижная, с имитацией движений животных, со звукоподражанием им. Также нами используются сказки и другие произведения фольклора, стихи, сюжеты которые обыгрываются с детьми. С малышами проводятся такие занятия и развлечения как «В гостях у курочки Рябушки», «Вот какие у нас кораблики» и другие. В работе используем свои авторские дидактические пособия «Паровозик», «Умный домик», «Развивающие ширмы»
С детьми от 3 до 7 лет работа по экологическому воспитанию дошкольников реализуется в следующих направлениях:
Непосредственно образовательная деятельность. Проводятся разнообразные по форме занятия экологического содержания, комплексные, игровые, беседы, экскурсии, экспериментальные задания. Особенность игровых занятий заключается в том, что они включают совместное творчество педагога и ребенка.
Совместная деятельность взрослого с детьми занимает ведущее место в формировании у детей экологической культуры. Сюда входят наблюдения, опыты, беседы, экологические игры, чтение художественной литературы экологического содержания, использование фольклора, труд на природе. Результатом интеграции разных видов совместной деятельности являются экологические проекты.
Самостоятельная деятельность детей. Мы создаем условий, способствующие возникновению самостоятельности. Окружающая детей предметно – пространственная среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника. Игры, пособия, модели, книги, продукты детского творчества, которые используются на занятии и в совместной деятельности педагога с детьми, доступны детям и находятся в их свободном пользовании.
В экологическом воспитании дошкольников главный упор делается на воспитание бережного отношения к природе, выработке трудовых умений в природных условиях, воспитанию эмоционально-нравственного отношения детей к объектам природы, знакомство детей с рядом животных, растений, уход за ними. Все это, безусловно, играет значимую роль в создании экологически грамотных представлений у детей дошкольного возраста об окружающей среде.
В учреждении создана необходимая материально- техническая база, позволяющая успешно осуществлять серьёзную работу по экологическому воспитанию детей. Это наличие специально оборудованной экологической комнаты в ДОУ, которая создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогает расслабиться, отдохнуть и в то же время делает очень привлекательной для ребят любую деятельность. В экологической комнате предусмотрены следующие развивающие зоны: Живой уголок, Огород на окне, Зона обучения, Мини - Лаборатория, Зона релаксации.
В экологической комнате размещаются природные объекты для ухода и наблюдений. Это аквариум с рыбками, две красноухие черепахи, три волнистых попугайчика, улитки ахатина, а также комнатные растения. Дети регулярно наблюдают и ухаживают за обитателями живого уголка, учатся осознавать и принимать такие важные понятие, как доброта и ответственность.
Во всех возрастных группах оборудованы уголки природы, в которых размещены «огороды на подоконнике», экологические мини-лаборатории, дидактические игры, библиотечки, альбомы по временам года, природный материал, муляжи овощей и фруктов и т. д.
На территории детского сада ежегодно весной дети с педагогами высаживают овощи и ягоды, все лето за ними ухаживают, а осенью собирают богатый урожай.
Для повышения эффективности знаний, обобщения и закрепления навыков экологической культуры, а также для привлечения родителей к проблемам экологического воспитания в фойе детского сада оборудован уголок — «Эколята — Дошколята». Благодаря сказочным героям – «Эколятам», наши воспитанники и их родители имеют возможность прикоснуться к миру природы, познать её тайны, стать её защитниками и друзьями.
Ежегодно 5 июня в День защиты окружающей среды в нашем дошкольном учреждении проводиться праздник «Посвящение в «Эколята – дошколята» для групп старшего дошкольного возраста. Ребята принимают активное участие в мероприятиях, приуроченных к Всероссийским природоохранным социально-образовательным проектам «Эколята– Дошколята», «Эколята», «Молодые защитники Природы» и Всероссийской акции «Россия – территория Эколят – Молодых защитников Природы».
Воспитанники принимают активное участие в экологических акциях, проектах, экскурсиях, праздниках, таких как «Синичкин день», «Покормите птиц зимой», «Сбережем лесную красавицу», «Сохраним первоцветы», «День Земли», «День птиц», «В гости к весне», «Наши пернатые друзья», «Экскурсия в дендропарк Явлейка», «Экскурсия в зимний лес», «Экскурсия к святому источнику», «Посади дерево», «Субботник «Зеленая весна», «Зеленый островок памяти» и другие.
С целью привлечения внимания детей к проблемам сохранения окружающей среды, воспитания бережного и внимательного отношения к природе наши воспитанники активно участвуют в творческих конкурсах на уровне детского сада, муниципального, регионального и федерального уровней, это конкурсы поделок, рисунков и фотографий, экологических проектов, такие как «Дары осени», «Эколята – молодые защитники природы», «Все о раздельном накоплении отходов», «Чистая природа», «Летние фантазии», «Я маме помогаю, рассаду поливаю», «Мой любимый питомец», «Мир открытий», «Свет рождественской звезды», «Красота божьего мира», «Неопалимая купина» и другие.
Нашим дошкольным учреждением ведется активная работа по взаимодействию с социальными партнерами: библиотекой, музеем, домом детского творчества, центром социальной помощи и другими. Совместно с данными учреждениями проводятся воспитательные мероприятия для наших воспитанников : экскурсии по музею «Сергачский край люби и уважай», «История земли Сергачской», «Медвежий угол», «Птицы нашего края» и др. ; викторины «Все о птицах», «Правила хорошего поведения», «Моя любимая книга»; мастер-классы по изготовлению поделок из бумаги, глины, пластилина и природного материала; акции «Покормите птиц зимой», «Кормушка в подарок» и другие, а также праздники, театрализованные представления и марафоны.
Важным аспектом в системе экологического воспитания в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс.
Экологическому просвещению родителей способствует оформление родительских уголков во всех возрастных группах, экологического стенда «Добро пожаловать в экологию!» в холле детского сада, а также информация на персональном сайте педагога дополнительного образования и на официальном сайте ДОУ.
Для получения обратной связи от детей, и выяснения, кто из них нуждается в дополнительной помощи, а также как можно спланировать индивидуальную работу, в начале и в конце учебного года проводится диагностика по экологическому воспитанию детей всех возрастных групп. Анализ проделанной работы позволяет сделать вывод об эффективности использования методов работы по экологическому воспитанию дошкольников.
Я постоянно совершенствует свои знания, в области экологического воспитания участвуя в семинарах, конференциях, конкурсах педагогического мастерства. Ежегодно принимаю участие в Региональных экологических конференциях, на которых представляла опыт работы на темы: «Взаимодействие педагога дополнительного образования и педагога – психолога в экологическом воспитании дошкольников», «Применение ИКТ технологий в экологическом воспитании дошкольников», «Сотрудничество ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников», «Повышение экологической компетентности, через методическое сопровождение проектной деятельности», «Соработничество дошкольной образовательной организации и семьи по вопросам экологического образования детей дошкольного возраста», «Реализация познавательно – исследовательского проекта для детей подготовительной группы «Красная книга Нижегородской области».
В целом анализируя деятельность по экологическому воспитанию можно отметить высокую продуктивность в данном направлении и пусть любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.