Ольга Шульгина
Консультация для педагогов «Создание условий для речевого развития детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Создание условий для речевого развития детей раннего возраста.
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, обратно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Консультация для педагогов „Создание условий для речевого развития детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Одним из основных условий нормального развития ребенка является своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве. Овладение речью – сложный, многосторонний психический процесс.
Для появления и правильного развития речи ребенку необходима речевая среда. Имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих. Поэтому очень важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом:
• четко произносили все звуки и слова;
• говорили с ним, не торопясь;
• следили за своим произношением;
Предметно - развивающая среда группы должна :
• Побуждать детей к активной речи;
• Удовлетворять потребность малыша в движении;
• Формировать положительный эмоциональный настрой;
• Отвечать эстетическим требованиям;
• Предполагать условное зонирование группового помещения;
• Быть динамичной и мобильной.
Речевая предметно - развивающая среда :
• Создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей в специально организованной и самостоятельной деятельности;
• Обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;
• Способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке.
Для развития речи детей 3-го года жизни в группах предусмотрены следующие зоны, стимулирующие речевую активность детей : книжный уголок, уголок речевого развития, музыкальный и театральный уголки, уголок сенсомоторного развития, игровой уголок.
Книжный уголок:
Включает художественную литературу, соответствующую учебной программе дошкольного образования, возрасту воспитанников (стихи, потешки, поговорки, приговорки). Репертуар постоянно меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В уголке должны быть представлены следующие виды книг:
• книги со знакомым сказкам, потешками;
• книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т. п.);
• книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа, книжки – четвертушки, книжки – малышки;
• книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками);
• музыкальные или говорящие книги (с голосами животных, песенками сказочных героев и т. п.);
• книжки-раскладушки.
Уголок речевого развития включает :
• наборы предметных и сюжетных картинок для рассматривания детьми;
• картотека игр по звуковой культуре речи («Подбери и назови», «Подбери пару», «Большие и маленькие», «Чей домик?»);
• картотека игр для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматического строя речи, связной речи;
• картотека упражнений артикуляционной гимнастики;
• картотека упражнений дыхательной гимнастики;
• картотека пальчиковых игр;
• картотека логоритмических игр;
• картотека тематических стихов, потешек, прибауток для заучивания;
• картотека словесных дидактических игр;
• фонотека сказок, песенок, голосов животных, птиц, игровых движений под музыку);
• медиатека (презентации, стихи, мультфильмы).
Уголок сенсомоторного развития :
• вкладыши разной формы;
• сюжетно-дидактическое панно с пуговицами;
• разные виды мозаик;
• пирамидки;
• настольно-печатные игры;
• настенные панно и напольные мягкие развивающие коврики для развития мелкой моторики;
Музыкальный уголок служит для развития фонематического слуха и чувства ритма.
Музыкальный уголок включает:
• музыкальные инструменты (погремушки, молоточки и т. д.);
• шумовые инструменты, изготовленные своими руками;
• звучащие игрушки (говорящие, поющие).
Театральный уголок:
Различные виды театра: театр на варежках, на цилиндрах, теневой театр, театр игрушки, пальчиковый, кукольный, настольный, театр кружек, маски для игр-драматизаций, куклы би-ба-бо, разнообразные фланелеграфы.
Игровой уголок включает:
• дидактические игры, направленные на речевое развитие ( например: «Кто голос подает?», «Угадай, чей дом?» и др.
• игры для развития мелкой моторики (прищепки, массажные мячики, граненые карандаши, шишки и др.)
• игрушки-шнуровки разного вида («Шнурочки», «Застегнём кукле рубашку» и др. ,
• крупный и мелкий строительный материал для строительно – конструктивных игр;
• игрушки, которые знакомят детей с окружающими предметами быта;
• кукольная мебель для комнаты и кухни;
• атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Больница», «Дом», «Семья», «Шоферы» (куклы, дикие и домашние животные, наборы кухонной и чайной посуды, наборы овощей и фруктов, машины, инструменты, кукольные коляски и т. д.)
Создавая предметно - развивающую среду по развитию речи, надо стараться сделать ее разнообразной, яркой, красочной, информативно богатой, что обеспечит содержательное общение педагога и ребенка. Периодическая сменяемость игрового и занимательного материала, появление новых игрушек, предметов, книг, пособий стимулирует речевую активность детей.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечить:
• познавательную, исследовательскую, игровую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными для детей материалами (например, с песком и водой);
• развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
• эмоциональное благополучие детей при взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
• возможность для самовыражения детей