Вера Ермилина
Создание условий для развития свободной игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Игра — это огромное, светлое окно, через
которое в духовный мир ребёнка вливается
живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире.
Игра — это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский
Игра — самая естественная и любимая деятельность детей дошкольного возраста, это их образ жизни, наиболее отвечающий жизненно важным потребностям. Играя, ребёнок свободно и с удовольствием осваивает мир взрослых во всей его полноте, учится понимать правила и творчески преобразовывать их. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению, это происходит потому, что ребёнок воссоздаёт в игре то, что ему интересно с помощью условных действий; в игре ребёнок приобретает опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми; в игре он учится подчинять свои желания определённым требованиям.
Темочки:
Свободная игра–это игра в собственном смысле слова. Свободная игра для ребенка является столь же необходимой деятельностью, как работа – для взрослого. Суть игры – в свободе. Ребенок сам, без взрослого, вносит в свою игру все, что он видит в окружающем мире. Содержание игры тоже определяют дети.
4 правила свободной игры
1. Свободная игра –эмоционально окрашенная, увлекательная, со свободным входом и выходом.
2. Свободная игра –это деятельность, которую ребенок выбирает по своему усмотрению.
3. Свободная игра не преследует сиюминутных прикладных целей, она затевается ради творческого процесса.
4. В свободной игре всегда есть элемент непредсказуемости. Невозможно точно вычислить, как пойдет дело.
Игры, возникающие самостоятельно нередко несут в себе «недетское» содержание, элементы агрессии. Поэтому развитие свободной игровой деятельности требует поддержки со стороны взрослого. Роль взрослого во время игры может быть разной в зависимости от уровня развития детей, возраста детей, характера ситуации и прочее. Педагог во время игры может выступать в роли внимательного наблюдателя, и в роли активного участника.
С целью развития игровой деятельности педагоги должны уметь:
• создавать в течение дня условия для свободной игры детей;
• наблюдать за играющими детьми и понимать, какие именно события дня отражаются в игре;
• определять игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь;
• косвенно руководить игрой, если игра носит стереотипный характер (например предлагать новые идеи или способы реализации детских идей);
• отличать детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра развита слабо.
Игровая среда, организованная в группе или на участке должна стимулировать детскую активность. Необходимо регулярно обновлять игровые уголки в соответствии с интересами и инициативой детей. Игровое оборудование должно быть легко трансформирующимся, разнообразным, изменяющимся самими детьми с помощью различных модулей, ширм, неоформленных материалов. Свободная игровая деятельность воспитанников обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяет ему взаимодействовать либо индивидуально, либо со сверстниками. Специально организованные педагогом условия необходимые для успешной самостоятельной деятельности детей, направлены на решение задач, связанных с интересами других людей. Педагог подводит дошкольников к созданию таких игровых ситуации, в которых проявляется не только простое воспроизведение имеющейся у воспитанников информации, но и организаторские способности, их познавательная активность.
Позиция воспитателя.
Педагог наблюдает за самостоятельной игрой детей, если необходимо – дает советы, помогает и вмешивается только в крайнем случае. Наблюдение дает возможность выявить особенности игрового опыта детей, изучить творческие возможности ребенка в игровой деятельности – степень его активности и самостоятельности в организации игры, установить круг игровых интересов, построение сюжета, выполнении ролей, согласовании замыслов со сверстниками. Подводя итог выше сказанному, необходимо отметить, что свободная игра является ценной деятельностью детей, способствует достижению на этапе завершения дошкольного образования следующих целевых ориентиров: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Учитывает интересы и чувства других, способен договариваться, радоваться успехам и сопереживать неудачам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.