Елизавета Раджабова
Создание условий для позитивной социализации воспитанников с ОВЗ посредством системы психомоторных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Работая в группе компенсирующей направленности мы наблюдаем низкую социализацию детей, в связи с их особенностями психического развития : нарушения познавательной деятельности, психомоторная возбудимость, повышенная истощаемость, нарушение работоспособности, эмоциональные расстройства, интеллектуальная пассивность и др. Успешное решение данной проблемы в развитии детей с ОВЗ является базой в создании условий для их позитивной социализации.
Публикация «Создание условий для позитивной социализации воспитанников с ОВЗ посредством системы психомоторных игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В дефектологической науке доказана неразрывная связь и взаимосвязь дефекта ребенка с нарушением его общения с окружающими и показана роль нормализации общения в коррекции общего развития детей с отклонениями (Л. С. Выготский,Г. М. ,психического Дульнев,В. И. Лубовский и др.).
Психологи, медики, изучающие детей с задержкой психического развития, отмечают, что у них значительно ослаблены «социальные возможности личности», низкая потребность в общении, сочетающаяся с дезадаптивными формами взаимодействия – отчуждением, избеганием или конфликтом (В. В. Ковалев, И. А. Коробейников, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, Л. М. Шипицина и др.).
Основу воспитания и обучения дошкольников с ЗПР составляет формирование социально — личностных представлений и коммуникативных навыков. Основное внимание обращается на становление у детей личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране и мире на уровне, доступном для дошкольников с ЗПР разного возраста. Дети с ЗПР характеризуются незрелостью как отдельных психических, психофизиологических и психомоторных реакций, так и психики в целом. О необходимости своевременного психомоторного развития детей свидетельствуют работы А. Н. Леонтьева (1975, А. Р. Лурия (1973,Н. С. Лейтеса (1971,1980,П. Ф. Лесгафта (1952) и др. В своей практике мы опираемся на работы А. Л. Сиротюк,А. В. Семенович, Г. Е. Шаниной и др. Исходя из выше сказанного, начало и основу нашей работы составляет психомоторное развитие, так как оно является базальным уровнем для дальнейшего психического развития как старта для полноценного обучения в школе и формирования учебных навыков, и как следствие - успешной социализации ребенка.
Поэтому непосредственно-образовательная деятельность с такими детьми базируется на включение их в разнообразные игры, способствующие позитивной социализации, основанные на получении нового опыта с радостью. Наша практика показала, что применение психомоторных игр — это эффективный путь к психическому и интеллектуальному развитию ребенка, развитию его социальных навыков. В связи с этим, мы разработали систему по созданию условий для позитивной социализации воспитанников с ОВЗ по средствам психомоторных игр и упражнений.
Цель.
Создание и реализация системы психомоторных игр, направленных на психоэмоциональное и интеллектуальное развитие воспитанников с ОВЗ как основы их позитивной социализации
Задачи.
1. Осуществлять профилактику психо-эмоциональных отклонений у воспитанников с ОВЗ.
2. Развивать коммуникативные качества.
3. Корректировать познавательное и психическое развитие у воспитанников с ОВЗ в условиях группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР через систему психомоторных игр.
4. Ознакомить родителей с развивающими возможностями психомоторных игр и способами их применения.
5. Актуализировать опыт реализации системы психомоторных игр среди педагогов ДОУ.
Содержание нашей работы заключается в введении в практику системы психомоторных игр, которые включают в себя такие инновационные методики как:
– кинезиология;
– биоэнергопластика и интерактивная артикуляционная гимнастика
– изоритмика;
– логоритмика;
– психогимнастика.
Эти инновационные методики способствуют развитию высших психических функций у детей, что в свою очередь помогает развитию интеллекта и эмоциональной сферы, личностных и коммуникативных качеств. Таким образом, система психомоторных игр помогает формированию позитивной социализации дошкольников с ОВЗ.
Наш опыт работы с детьми с ОВЗ представлен на базе группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
Для решения проблем социальной дезадаптации и коррекции психомоторного развития мы используем разнообразные методы и приемы. Но наиболее эффективная и продуктивная деятельность для развития детей дошкольного возраста является игра. Поэтому большую долю в организации образовательного процесса мы отводим игровой деятельности. И у нас накопился большой материал по этой теме. Создана картотека игр,
презентации, дидактические пособия, которые мы применяем в непосредственно - образовательной деятельности, консультации и мастер-классы для родителей и педагогов. В том числе авторские игры, упражнения, пособия, игры - приветствия, разминки, игры-релаксации и др. И мы решили систематизировать эту работу. Нами создана система психомоторных игр, определен четкий алгоритм. Психомоторные игры применяются учителем - дефектологом и воспитателями в непосредственно - образовательной, подгрупповой и индивидуальной деятельности. Упражнения, игры, дидактические пособия подбираются в соответствии с темой и задачами. Игры проводятся как разминки, приветствия, физминутки, паузы-релаксации, в качестве игр-активаторов, как игровые и коррекционно - развивающие упражнения по непосредственной теме деятельности (в том числе в интегрированной деятельности). Успех нашей работы невозможен без тесного сотрудничества с родителями. Поэтому мы проводим родительские собрания в виде мастер - классов. На таких собраниях мы используем созданные нами презентации и наглядный показ, тем самым обучая родителей психомоторным играм. Таким образом, обеспечивается преемственность нашей работы дома, что положительно сказывается на динамике развития и социализации детей.
Для актуализации знаний среди педагогов мы презентовали систему психомоторных игр. Познакомили воспитателей с картотекой игр, провели мастер - классы, делились практическим и методическим материалом.