Юлия Поминова
Создание структурированной среды в образовательной работе с дошкольниками с РАС
▼ Скачать
Создание структурированной среды в образовательной работе с дошкольниками с РАС
(из опыта работы)
По данным исследований последних лет в мире растет количество детей с расстройствами аутистического спектра. В связи с высокой частотой встречаемости таких нарушений развития велика вероятность нахождения ребенка с РАС практически в каждом учебном учреждении. При этом адаптация этих детей крайне затруднена, прежде всего, из-за нарушений коммуникации и социализации, а также в связи с наличием дезадаптивных форм поведения. Для успешной интеграции детей с РАС необходимы специальные высокоструктурированные условия обучения (адаптация пространства, подача учебного и игрового материала, организация образовательного процесса, созданные с учетом имеющихся сильных сторон и дефицитов таких детей, принципов прикладного поведенческого анализа и понимания сенсорных особенностей детей с РАС.
Публикация «Создание структурированной среды в образовательной работе с дошкольниками с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Оформление детских садов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
Основными диагностическими признаками РАС являются:
- качественные нарушения социального взаимодействия,
- вербальной и невербальной коммуникации,
- ограниченные, стереотипные, повторяющиеся паттерны интересов, поведения и видов деятельности,
- ригидность (трудности с переключением внимания, сопротивление изменениям в рутинах).
Эти особенности прямо связаны с социальной жизнью человека, их нарушение всегда затрудняет социальную адаптацию. Эти же признаки лежат в основе особых образовательных потребностей обучающихся с РАС.
Обучающее пространство аутичного ребенка требует особой заботы и специальной организации. Это пространство имеет и терапевтическую значимость.
В сентябре 2020 года в нашем детском саду открылись две группы для детей с РАС. Все выше перечисленные признаки РАС были налицо у всех наших детей с разной степенью выраженности, кроме того, у детей наблюдались расстройства в эмоционально-волевой сфере, дезадаптивные формы поведения, такие как: агрессия, самоагрессия, крик и плач как способ коммуникации или отказа от взаимодействия, трудности с переходами от одной деятельности к другой, самостимуляции и другие формы проблемного поведения. Пятеро из наших детей испытывали дискомфорт от самого нахождения в группе сверстников в силу имеющихся сенсорных особенностей (низкий сенсорный порог, приводящий к быстрой активации и возбуждению нервной системы).
Наши воспитанники пришли в уже тщательно подготовленную структурированную среду группы, поэтому у большинства из них адаптация произошла достаточно быстро. Специалисты и педагоги групп все лето трудились, тщательно отбирали материалы для обучения, продумывали места их хранения, организовывали зонирование пространства, готовили индивидуальные и групповые расписания и многое другое. Главной нашей целью было сделать пространство групп предсказуемым и понятным для всех, кто находится в помещении и работает с материалами.
Организация образовательной среды для детей с РАС включает:
- Организацию пространства; - Адаптацию материалов;
- Визуальную поддержку.
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ОКРУЖЕНИЯ
Дети с РАС, как правило, обращают внимание на детали и могут упустить картину в целом, поэтому
- у нас нет на стенах постеров или картинок, которые могут отвлекать детей;
- дополнительные материалы хранятся в закрытых контейнерах/ ящиках или шкафах;
- количество игрушек и материалов в открытом доступе сведено к минимуму; - нет раздражающих ярких цветов;
- самое интересное в группе-ПЕДАГОГ!
Пространство, организованное для работы с нашими детьми, получилось привлекательным, упорядоченным и функциональным. Помещение группы мы условно поделили на зоны. Зоны оборудовали в соответствии с их функциональным назначением. Определенные виды деятельности выполняются в соответствующих зонах.
Мы использовали мебель для создания зрительных границ отдельных зон, в качестве перегородок послужили шкафы и другая мебель, чтобы ребята не отвлекались на занятия, происходящие в соседних зонах. Были оборудованы места для сбора всех детей (утреннего круга) и подрупповых занятий, уголок для индивидуальных занятий, зона для самостоятельной работы, игровой и спортивный уголок, место для принятия пищи. Зона для индивидуальных занятий и зона для самостоятельной работы организованы таким образом, чтобы не было отвлекающих стимулов и не было возможности убежать с занятия.
Зонирование пространства
• для групповых занятий;
• для индивидуальных занятий;
• для самостоятельной работы;
• для игр;
• зона для занятий спортом;
• для принятия пищи.
Мы обозначили определенные помещения при помощи информационных табличек. Например, на двери туалета — ребенок, сидящий на горшке, для еды раскладываются специальные подстилки и т. д. Такие пиктограммы дают реб нку возможность не только сориентироваться в окружающем мире, но и напоминают, какие социальные действия можно осуществлять в конкретном помещении / зоне. Они являются сигналом для выполнения определенных социальных действий.
Правильная организация окружающей среды способствует :
- облегчению понимания социальных правил;
- устранению негативного поведения;
- снижению тревоги; помогая ребенку чувствовать себя комфортно и безопасно в специально организованной предсказуемой среде; - развитию самостоятельности;
- эффективности обучения.