Лучший педагог года

Создание структурированной среды в образовательной работе с дошкольниками с РАС

Юлия Поминова
Создание структурированной среды в образовательной работе с дошкольниками с РАС
▼ Скачать + Заказать документы

Создание структурированной среды в образовательной работе с дошкольниками с РАС

(из опыта работы)

По данным исследований последних лет в мире растет количество детей с расстройствами аутистического спектра. В связи с высокой частотой встречаемости таких нарушений развития велика вероятность нахождения ребенка с РАС практически в каждом учебном учреждении. При этом адаптация этих детей крайне затруднена, прежде всего, из-за нарушений коммуникации и социализации, а также в связи с наличием дезадаптивных форм поведения. Для успешной интеграции детей с РАС необходимы специальные высокоструктурированные условия обучения (адаптация пространства, подача учебного и игрового материала, организация образовательного процесса, созданные с учетом имеющихся сильных сторон и дефицитов таких детей, принципов прикладного поведенческого анализа и понимания сенсорных особенностей детей с РАС.

Публикация «Создание структурированной среды в образовательной работе с дошкольниками с РАС» размещена в разделах

Основными диагностическими признаками РАС являются:

- качественные нарушения социального взаимодействия,

- вербальной и невербальной коммуникации,

- ограниченные, стереотипные, повторяющиеся паттерны интересов, поведения и видов деятельности,

- ригидность (трудности с переключением внимания, сопротивление изменениям в рутинах).

Эти особенности прямо связаны с социальной жизнью человека, их нарушение всегда затрудняет социальную адаптацию. Эти же признаки лежат в основе особых образовательных потребностей обучающихся с РАС.

Обучающее пространство аутичного ребенка требует особой заботы и специальной организации. Это пространство имеет и терапевтическую значимость.

В сентябре 2020 года в нашем детском саду открылись две группы для детей с РАС. Все выше перечисленные признаки РАС были налицо у всех наших детей с разной степенью выраженности, кроме того, у детей наблюдались расстройства в эмоционально-волевой сфере, дезадаптивные формы поведения, такие как: агрессия, самоагрессия, крик и плач как способ коммуникации или отказа от взаимодействия, трудности с переходами от одной деятельности к другой, самостимуляции и другие формы проблемного поведения. Пятеро из наших детей испытывали дискомфорт от самого нахождения в группе сверстников в силу имеющихся сенсорных особенностей (низкий сенсорный порог, приводящий к быстрой активации и возбуждению нервной системы).

Наши воспитанники пришли в уже тщательно подготовленную структурированную среду группы, поэтому у большинства из них адаптация произошла достаточно быстро. Специалисты и педагоги групп все лето трудились, тщательно отбирали материалы для обучения, продумывали места их хранения, организовывали зонирование пространства, готовили индивидуальные и групповые расписания и многое другое. Главной нашей целью было сделать пространство групп предсказуемым и понятным для всех, кто находится в помещении и работает с материалами.

Организация образовательной среды для детей с РАС включает:

- Организацию пространства; - Адаптацию материалов;

- Визуальную поддержку.

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ОКРУЖЕНИЯ

Дети с РАС, как правило, обращают внимание на детали и могут упустить картину в целом, поэтому

- у нас нет на стенах постеров или картинок, которые могут отвлекать детей;

- дополнительные материалы хранятся в закрытых контейнерах/ ящиках или шкафах;

- количество игрушек и материалов в открытом доступе сведено к минимуму; - нет раздражающих ярких цветов;

- самое интересное в группе-ПЕДАГОГ!

Пространство, организованное для работы с нашими детьми, получилось привлекательным, упорядоченным и функциональным. Помещение группы мы условно поделили на зоны. Зоны оборудовали в соответствии с их функциональным назначением. Определенные виды деятельности выполняются в соответствующих зонах.

Мы использовали мебель для создания зрительных границ отдельных зон, в качестве перегородок послужили шкафы и другая мебель, чтобы ребята не отвлекались на занятия, происходящие в соседних зонах. Были оборудованы места для сбора всех детей (утреннего круга) и подрупповых занятий, уголок для индивидуальных занятий, зона для самостоятельной работы, игровой и спортивный уголок, место для принятия пищи. Зона для индивидуальных занятий и зона для самостоятельной работы организованы таким образом, чтобы не было отвлекающих стимулов и не было возможности убежать с занятия.

Зонирование пространства

• для групповых занятий;

• для индивидуальных занятий;

• для самостоятельной работы;

• для игр;

• зона для занятий спортом;

• для принятия пищи.

Мы обозначили определенные помещения при помощи информационных табличек. Например, на двери туалета — ребенок, сидящий на горшке, для еды раскладываются специальные подстилки и т. д. Такие пиктограммы дают реб нку возможность не только сориентироваться в окружающем мире, но и напоминают, какие социальные действия можно осуществлять в конкретном помещении / зоне. Они являются сигналом для выполнения определенных социальных действий.

Правильная организация окружающей среды способствует :

- облегчению понимания социальных правил;

- устранению негативного поведения;

- снижению тревоги; помогая ребенку чувствовать себя комфортно и безопасно в специально организованной предсказуемой среде; - развитию самостоятельности;

- эффективности обучения.

Публикации по теме:

Использование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зренияИспользование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения Для успешного воспитания и обучения детей с нарушениями зрения создается коррекционно-развивающая среда, которая является важным реабилитационным.

Создание образовательной среды на участке «Путешествуем в сказку» (старшая группа)Создание образовательной среды на участке «Путешествуем в сказку» (старшая группа) Как создать на участке зимой образовательную среду "Путешествуем в сказку" для сюжетно - ролевой игры "З ей Горыныч и девица - красавица".

Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.

Консультация для воспитателей «Создание образовательной среды для музыкальной деятельности детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Создание образовательной среды для музыкальной деятельности детей дошкольного возраста» «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение.

Методическая разработка «Создание композиции из суккулентов с дошкольниками»Методическая разработка «Создание композиции из суккулентов с дошкольниками» Суккуленты – настоящая находка для композиций и творчества, их можно сажать не только в декоративное кашпо, коряги, скорлупки кокоса,.

Проект «Создание экологически воспитывающей среды» Екатерина Орленко Проект: Создание экологически воспитывающей среды. Проблема: как и где можно услышать природу? Игровая мотивация: Во дворе.

Создание дидактических игр со старшими дошкольникамиСоздание дидактических игр со старшими дошкольниками Разнообразие дидактических игр, которые можно купить в магазине, велико: настольные игры типа «домино», «лото», игры- эстафеты, привычнее.

Создание образовательной среды. Кукла «Хозяйка Медной горы» для центра патриотического воспитания в группе детского садаСоздание образовательной среды. Кукла «Хозяйка Медной горы» для центра патриотического воспитания в группе детского сада Патриотическое воспитание в ДОУ, согласно ФГОС ДО, включает формирование представлений о своей малой родине, социокультурных ценностях народов.

Создание предметно-развивающей среды в ДО Развивающая предметно – пространственная среда в группе, созданная мною, вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение.

Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ Современный детский сад – это место, где ребенок получает жизненный опыт в наиболее важных для его развития сферах жизни, взаимодействуя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание структурированной среды в образовательной работе с дошкольниками с РАС
Опубликовано: 1 мая 2023 в 11:19
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание структурированной среды в образовательной работе с дошкольниками с РАС» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Поминова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД