Силина Наталья
Создание развивающей среды в семье, воспитывающей ребенка раннего возраста с особыми образовательными потребностями
▼ Скачать + Заказать документы
Среда для ребенка является развивающей, если она стимулирует его познавательную активность, сохраняя и укрепляя при этом не только физическое, но и психическое здоровье.
Домашние условия могут, как способствовать, так и затруднять развитие ребенка. Очень часто родители стремятся чрезмерно разнообразить предметную среду. В результате развивающая среда не только не способствует развитию, но зачастую затрудняет проявление познавательной активности малыша, тем самым приводит к хаотичности и не целенаправленности поведения ребенка.
Публикация «Создание развивающей среды в семье, воспитывающей ребенка раннего возраста с особыми образовательными потребностями» размещена в разделах
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
К компонентам развивающей среды можно отнести целый ряд условий, таких как доброжелательная эмоциональная семейная атмосфера, адекватное внимание к особенностям развития ребенка, поддерживающая коммуникация в системе «родитель-ребенок», оптимально подобранные игрушки. Следует помнить о количестве игрушек, их функциональной направленности и соответствие игрушки возможностям малыша.
Психологические условия формирования развивающей среды –это прежде всего доверительные отношения между взрослыми в семье, которые позволяют ребенку без страха проявлять свои эмоции и чувства. Это важное условие является основой развития личности ребенка с особенностями. Напряжение в семье наоборот, затрудняет проявление у малыша здоровой познавательной активности и может приводить к невротизации. Именно доверительное отношение к людям и создает чувство уверенности в себе и своих силах.
Родители не всегда объективно оценивают способности своего ребенка, очень часто не дают ему проявлять самостоятельность и инициативу, особенно если у ребенка есть какое-либо нарушение. Разумное восприятие ребенка и его возможностей, наоборот, позволяет родителям сосредоточить свои усилия на ресурсах ребенка, что облегчает преодоление имеющихся у него трудностей.
Ребенок не обязан быть постоянно активным, и взрослые должны учитывать не только его психофизиологические особенности и давать ему время на обдумывание своих предыдущих и последующих действий, что особенно важно, но и учитывать темперамент мамы и ребенка. Очень часто темперамент не совпадает (мама – холерик, а ребенок - флегматик). Многие родители забывают о том, что существует поддерживающая коммуникация. Это общение, которое сосредоточенно на сохранении позитивных отношений между родителем и ребенком, которое позволяет совместно решать трудные задачи и укрепляет эти отношения. Именно поддерживающая коммуникация подразумевает ориентацию на проблему, а не на ребенка, использование больше одобрений, чем критики, а также умение слушать и слышать своего ребенка.
Как же помочь родителям в организации среды, которая способствует игре ребенка. Так как игра является ведущей деятельностью ребенка, поэтому и вся его жизнь подчинена игре. Через игру ребенок учится не только общаться, но и регулировать свое эмоциональное состояние. В процессе игровой деятельности происходит развитие памяти, внимания, мышления, волевых процессов. Игра – это не только важнейшее занятие, сопровождающее человека всю его жизнь, а также мощное средство терапевтического воздействия. С возрастом происходит усложнение игры, что является показателем развития ребенка и в то же время – необходимым и обязательным условием созревания личности.
Для того чтобы игра возникла, необходимо правильно организовать среду (окружающую обстановку). Она должна иметь следующие характеристики: а) наличие игрушек, предметов, которые вызывают интерес у ребенка; б) наличие возможности у ребенка выбирать деятельность во время занятия; в) взрослый должен как можно меньше вторгаться в деятельность ребенка (но не всегда это выражение правильное, не забываем про игру рядом, параллельную игру); г) дружелюбная обстановка, направленная на то, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и безопасно; д) все занятия должны проходить в режиме, не допускающем наступление утомления, болезненных ощущений и других видов физического стресса; е) способность взрослого играть создает атмосферу, в которой возникает игра. Когда мы говорим о ребенке с особенностями в развитии, ближайшее его окружение (мама, папа, бабушки, дедушки и другие взрослые) должно особенно трепетно относиться к организации игрового пространства ребенка. Игра – это не только особая форма детской деятельности, но и является фактически самым важным средством, методом воспитания и обучения детей с нарушениями в развитии. В данном случае важную роль выполняет терапевтическая функция игры, которая заключается в возможности изменить психическое самочувствие ребенка, создать радостное настроение, повысить его самооценку, преодолеть имеющиеся страхи и комплексы, сформировать положительное отношение у ребенка к окружающим его людям. Целенаправленная эмоциональная игровая нагрузка оказывает стимулирующее воздействие на организм ребенка и больше, чем другие средства, соответствует удовлетворению потребности в движении.
Как правильно подготовить домашнюю среду для развития ребенка с особенностями развития. Когда мы создаем развивающую среду, мы, переходя в роль наблюдателя или помощника, передаем всю активность ребенку, что позволяет развиться самостоятельности и развить способности малыша.
Важно понимать, что развивающая среда прежде всего заключается не в самих материалах, а в создании такой обстановки для малыша, где он бы мог сам, без посторенней помощи, выполнять как можно больше ежедневных действий: сам одеваться, самостоятельно есть и убирать свою посуду, мыть руки, играть, убирать за собой игрушки, помогать маме с домашними делами.
Организация среды должна соответствовать особенностям ребенка. Если мы ставим перед собой задачу стимулировать речевую активность малыша, целесообразнее организовать домашнее пространство так, чтобы ребенок обращался за помощью к взрослым. Например, любимую игрушку помесить в закрытую прозрачную коробку, чтобы малыш ее видел, но доступ к ней мог получить только, прибегнув к помощи взрослого. Этот принцип актуален как для детей с нарушением развития, так и для детей с расстройством аутистического спектра.
Игрушки и дидактические материалы должны иметь 2 цели: прямую и косвенную. Прямая цель опирается на актуальную возможность ребенка, то есть способность к самостоятельному действию. А косвенная цель работает на зону его ближайшего развития.
Организация домашнего пространства. Основные идеи.
В прихожей: низкие крючки для одежды и полочка для ботинок ребёнка. В комнате ребёнка или гостиной с местом, где ребё нок может заниматься с материалами и играть: низкие полочки с игрушками, материалами для творчества. Все материалы должны находиться на подносах, игрушки – в корзинках или коробках и быть разложены по группам (например, корзиночка с животными, коробка с «Лего», сортеры, пазлы). Важно, чтобы игрушек не было избыточное количество. Лучше оставить 2-3 игрушки, затем их убрать и поменять на другие.
По возможности иметь столик и стул по росту ребёнка для работы с материалами или для творчества и низкая полочка с книгами. В комнате ребёнка должны находится только книги, соответствующие его возрасту. Не нужно ставить слишком много книг, лучше менять их время от времени. В комнате низкая кровать для сна, в которую ребёнок может сам лечь по своему желанию. Если в комнате есть зеркало, оно должно быть низко подвешено. Зеркало поможет ребёнку самостоятельно одеваться и расчёсываться.
Картины и украшения комнаты, располагаются на уровне взгляда ребенка. Родители часто вешают картины в детскую, не замечая, что ребёнок их не видит, так как не смотрит так высоко. Старайтесь украшать комнату так, чтобы это было заметно ребёнку. Красота и гармония дома очень полезны для малыша с самого рождения. Отдавайте предпочтения картинкам с животными или цветами в спокойных тонах, а также семейным фотографиям или фотографиям ребёнка.
Очень важно, чтобы ребёнок мог сам достать до своей одежды, поэтому располагать одежду ребенка лучше на низких полочках. В ванной комнате и туалете должна быть высокая скамейка для того, чтобы ребёнок мог сам доставать до крана, вымыть руки и умываться. Все туалетные принадлежности (расчёска, зубная щётка и полотенце) в досягаемости ребёнка. Можно позаботится и об игрушках для купания. Конечно, необязательно иметь такие игрушки, но детки обычно очень любят купаться в ванне. И если есть такая возможность, разрешите малышу играть с водой, не только во время купания, но и в свободной деятельности. Вы можете предлагать как небольшие фигурки для свободной игры, так и несколько баночек для переливаний.
Горшок должен находиться в одном и том же месте – это туалет. И приучаем к горшку мы тоже только исключительно в туалете.
На кухне высокий стул для участия в трапезе со взрослыми. Столовые приборы ребёнка должны быть удобными и правильного размера. Очень полезным будет для ребёнка опыт разведения небольшого огорода. В многоквартирных домах огород можно сделать и на балконе.
Данные рекомендации носят общий характер, применяя их в своей жизни, важно помнить о том, что ваш ребенок уникален и неповторим! Поэтому создавая среду для его развития, старайтесь проявлять креативность и учитывайте индивидуальные особенности своего малыша.
Список литературы
1 Азаров Ю. П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве. М. : Эксмо, 2018. 384 с.
2. Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). М. : Теревинф, 2007. 112 с.
3. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / Под ред. Н. В. Серебряковой. Санкт-Петербург: КАРО, 2008. 64 с.
4. Каролина. Программа для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями / С. М. Аттермиер, К. Г. Дженс, Н. М. Джонсон Мартин, Б. Дж. Хаккер. Санкт-Петербург: Каро, 2015. 336 с
5. Особенности оказания ранней помощи детям с различными нарушениями функций / авт. сост. : Самарина Л. В., Ермолаева Е. Е., Орбова Е. А. Екатеринбург: ГБУ «Центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи «Ресурс», 2019. 59 с.