Папки-передвижки

Создание развивающей среды в семье, воспитывающей ребенка раннего возраста с особыми образовательными потребностями

Силина Наталья
Создание развивающей среды в семье, воспитывающей ребенка раннего возраста с особыми образовательными потребностями
▼ Скачать + Заказать документы

Среда для ребенка является развивающей, если она стимулирует его познавательную активность, сохраняя и укрепляя при этом не только физическое, но и психическое здоровье.

Домашние условия могут, как способствовать, так и затруднять развитие ребенка. Очень часто родители стремятся чрезмерно разнообразить предметную среду. В результате развивающая среда не только не способствует развитию, но зачастую затрудняет проявление познавательной активности малыша, тем самым приводит к хаотичности и не целенаправленности поведения ребенка.

Публикация «Создание развивающей среды в семье, воспитывающей ребенка раннего возраста с особыми образовательными потребностями» размещена в разделах

К компонентам развивающей среды можно отнести целый ряд условий, таких как доброжелательная эмоциональная семейная атмосфера, адекватное внимание к особенностям развития ребенка, поддерживающая коммуникация в системе «родитель-ребенок», оптимально подобранные игрушки. Следует помнить о количестве игрушек, их функциональной направленности и соответствие игрушки возможностям малыша.

Психологические условия формирования развивающей среды –это прежде всего доверительные отношения между взрослыми в семье, которые позволяют ребенку без страха проявлять свои эмоции и чувства. Это важное условие является основой развития личности ребенка с особенностями. Напряжение в семье наоборот, затрудняет проявление у малыша здоровой познавательной активности и может приводить к невротизации. Именно доверительное отношение к людям и создает чувство уверенности в себе и своих силах.

Родители не всегда объективно оценивают способности своего ребенка, очень часто не дают ему проявлять самостоятельность и инициативу, особенно если у ребенка есть какое-либо нарушение. Разумное восприятие ребенка и его возможностей, наоборот, позволяет родителям сосредоточить свои усилия на ресурсах ребенка, что облегчает преодоление имеющихся у него трудностей.

Ребенок не обязан быть постоянно активным, и взрослые должны учитывать не только его психофизиологические особенности и давать ему время на обдумывание своих предыдущих и последующих действий, что особенно важно, но и учитывать темперамент мамы и ребенка. Очень часто темперамент не совпадает (мама – холерик, а ребенок - флегматик). Многие родители забывают о том, что существует поддерживающая коммуникация. Это общение, которое сосредоточенно на сохранении позитивных отношений между родителем и ребенком, которое позволяет совместно решать трудные задачи и укрепляет эти отношения. Именно поддерживающая коммуникация подразумевает ориентацию на проблему, а не на ребенка, использование больше одобрений, чем критики, а также умение слушать и слышать своего ребенка.

Как же помочь родителям в организации среды, которая способствует игре ребенка. Так как игра является ведущей деятельностью ребенка, поэтому и вся его жизнь подчинена игре. Через игру ребенок учится не только общаться, но и регулировать свое эмоциональное состояние. В процессе игровой деятельности происходит развитие памяти, внимания, мышления, волевых процессов. Игра – это не только важнейшее занятие, сопровождающее человека всю его жизнь, а также мощное средство терапевтического воздействия. С возрастом происходит усложнение игры, что является показателем развития ребенка и в то же время – необходимым и обязательным условием созревания личности.

Для того чтобы игра возникла, необходимо правильно организовать среду (окружающую обстановку). Она должна иметь следующие характеристики: а) наличие игрушек, предметов, которые вызывают интерес у ребенка; б) наличие возможности у ребенка выбирать деятельность во время занятия; в) взрослый должен как можно меньше вторгаться в деятельность ребенка (но не всегда это выражение правильное, не забываем про игру рядом, параллельную игру); г) дружелюбная обстановка, направленная на то, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и безопасно; д) все занятия должны проходить в режиме, не допускающем наступление утомления, болезненных ощущений и других видов физического стресса; е) способность взрослого играть создает атмосферу, в которой возникает игра. Когда мы говорим о ребенке с особенностями в развитии, ближайшее его окружение (мама, папа, бабушки, дедушки и другие взрослые) должно особенно трепетно относиться к организации игрового пространства ребенка. Игра – это не только особая форма детской деятельности, но и является фактически самым важным средством, методом воспитания и обучения детей с нарушениями в развитии. В данном случае важную роль выполняет терапевтическая функция игры, которая заключается в возможности изменить психическое самочувствие ребенка, создать радостное настроение, повысить его самооценку, преодолеть имеющиеся страхи и комплексы, сформировать положительное отношение у ребенка к окружающим его людям. Целенаправленная эмоциональная игровая нагрузка оказывает стимулирующее воздействие на организм ребенка и больше, чем другие средства, соответствует удовлетворению потребности в движении.

Как правильно подготовить домашнюю среду для развития ребенка с особенностями развития. Когда мы создаем развивающую среду, мы, переходя в роль наблюдателя или помощника, передаем всю активность ребенку, что позволяет развиться самостоятельности и развить способности малыша.

Важно понимать, что развивающая среда прежде всего заключается не в самих материалах, а в создании такой обстановки для малыша, где он бы мог сам, без посторенней помощи, выполнять как можно больше ежедневных действий: сам одеваться, самостоятельно есть и убирать свою посуду, мыть руки, играть, убирать за собой игрушки, помогать маме с домашними делами.

Организация среды должна соответствовать особенностям ребенка. Если мы ставим перед собой задачу стимулировать речевую активность малыша, целесообразнее организовать домашнее пространство так, чтобы ребенок обращался за помощью к взрослым. Например, любимую игрушку помесить в закрытую прозрачную коробку, чтобы малыш ее видел, но доступ к ней мог получить только, прибегнув к помощи взрослого. Этот принцип актуален как для детей с нарушением развития, так и для детей с расстройством аутистического спектра.

Игрушки и дидактические материалы должны иметь 2 цели: прямую и косвенную. Прямая цель опирается на актуальную возможность ребенка, то есть способность к самостоятельному действию. А косвенная цель работает на зону его ближайшего развития.

Организация домашнего пространства. Основные идеи.

В прихожей: низкие крючки для одежды и полочка для ботинок ребёнка. В комнате ребёнка или гостиной с местом, где ребё нок может заниматься с материалами и играть: низкие полочки с игрушками, материалами для творчества. Все материалы должны находиться на подносах, игрушки – в корзинках или коробках и быть разложены по группам (например, корзиночка с животными, коробка с «Лего», сортеры, пазлы). Важно, чтобы игрушек не было избыточное количество. Лучше оставить 2-3 игрушки, затем их убрать и поменять на другие.

По возможности иметь столик и стул по росту ребёнка для работы с материалами или для творчества и низкая полочка с книгами. В комнате ребёнка должны находится только книги, соответствующие его возрасту. Не нужно ставить слишком много книг, лучше менять их время от времени. В комнате низкая кровать для сна, в которую ребёнок может сам лечь по своему желанию. Если в комнате есть зеркало, оно должно быть низко подвешено. Зеркало поможет ребёнку самостоятельно одеваться и расчёсываться.

Картины и украшения комнаты, располагаются на уровне взгляда ребенка. Родители часто вешают картины в детскую, не замечая, что ребёнок их не видит, так как не смотрит так высоко. Старайтесь украшать комнату так, чтобы это было заметно ребёнку. Красота и гармония дома очень полезны для малыша с самого рождения. Отдавайте предпочтения картинкам с животными или цветами в спокойных тонах, а также семейным фотографиям или фотографиям ребёнка.

Очень важно, чтобы ребёнок мог сам достать до своей одежды, поэтому располагать одежду ребенка лучше на низких полочках. В ванной комнате и туалете должна быть высокая скамейка для того, чтобы ребёнок мог сам доставать до крана, вымыть руки и умываться. Все туалетные принадлежности (расчёска, зубная щётка и полотенце) в досягаемости ребёнка. Можно позаботится и об игрушках для купания. Конечно, необязательно иметь такие игрушки, но детки обычно очень любят купаться в ванне. И если есть такая возможность, разрешите малышу играть с водой, не только во время купания, но и в свободной деятельности. Вы можете предлагать как небольшие фигурки для свободной игры, так и несколько баночек для переливаний.

Горшок должен находиться в одном и том же месте – это туалет. И приучаем к горшку мы тоже только исключительно в туалете.

На кухне высокий стул для участия в трапезе со взрослыми. Столовые приборы ребёнка должны быть удобными и правильного размера. Очень полезным будет для ребёнка опыт разведения небольшого огорода. В многоквартирных домах огород можно сделать и на балконе.

Данные рекомендации носят общий характер, применяя их в своей жизни, важно помнить о том, что ваш ребенок уникален и неповторим! Поэтому создавая среду для его развития, старайтесь проявлять креативность и учитывайте индивидуальные особенности своего малыша.

Список литературы

1 Азаров Ю. П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве. М. : Эксмо, 2018. 384 с.

2. Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). М. : Теревинф, 2007. 112 с.

3. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / Под ред. Н. В. Серебряковой. Санкт-Петербург: КАРО, 2008. 64 с.

4. Каролина. Программа для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями / С. М. Аттермиер, К. Г. Дженс, Н. М. Джонсон Мартин, Б. Дж. Хаккер. Санкт-Петербург: Каро, 2015. 336 с

5. Особенности оказания ранней помощи детям с различными нарушениями функций / авт. сост. : Самарина Л. В., Ермолаева Е. Е., Орбова Е. А. Екатеринбург: ГБУ «Центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи «Ресурс», 2019. 59 с.

Публикации по теме:

Создание развивающей среды «Вязаный пальчиковый театр» с детьми младшего дошкольного возрастаСоздание развивающей среды «Вязаный пальчиковый театр» с детьми младшего дошкольного возраста Пальчиковый театр представляет собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Известно, что благодаря.

Создание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУСоздание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ Принцип создания предметно-пространственной развивающей среды - окружающая среда не только развивающая, но и развивающаяся, не только обогащающая,.

Проект «Создание экологически воспитывающей среды» Екатерина Орленко Проект: Создание экологически воспитывающей среды. Проблема: как и где можно услышать природу? Игровая мотивация: Во дворе.

Создание развивающей среды в старшей группеСоздание развивающей среды в старшей группе Визитная карточка старшей группы "ПЧЕЛКИ"Группу посещают - детей Девочек – 11 Мальчиков – 14 Воспитатели: Пескова Светлана Николаевна Черная.

Создание предметно-развивающей среды логопедического кабинетаСоздание предметно-развивающей среды логопедического кабинета Методические рекомендации по созданию предметно-развивающей среды логопедического кабинета Эффективность работы с детьми, имеющими нарушения.

Создание предметно-развивающей среды педагога-психологаСоздание предметно-развивающей среды педагога-психолога Уважаемые коллеги, хочу поделиться своим еще совсем небольшим опытом работы педагога-психолога. Два года назад, закончила ВУЗ и устроилась.

Создание предметно-развивающей среды в ДО Развивающая предметно – пространственная среда в группе, созданная мною, вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение.

Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего возрастаСоздание развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего возраста В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организации и.

Создание развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста по программе «Югорский трамплин»Создание развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста по программе «Югорский трамплин» «Югорский трамплин», программа дошкольного образования, ориентированная на ребенка, которая разработана на основе программы «СООБЩЕСТВО».

Создание развивающей среды своими рукамиСоздание развивающей среды своими руками Последнее время большое внимание уделяется вопросам создания развивающей среды. Как её организовать, чтобы среда удовлетворяла требованиям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание развивающей среды в семье, воспитывающей ребенка раннего возраста с особыми образовательными потребностями
Опубликовано: 10 января 2024 в 19:23
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание развивающей среды в семье, воспитывающей ребенка раннего возраста с особыми образовательными потребностями» (включая файлы) размещена пользователем Силина Наталья (УИ 1921810) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД