МААМ-картинки

Создание развивающей предметно-пространственной мини-среды для детей с ЗПР в условиях инклюзивного образования в группах

Людмила Куценко
Создание развивающей предметно-пространственной мини-среды для детей с ЗПР в условиях инклюзивного образования в группах
▼ Скачать

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного образовательного учреждения – это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика.

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). [

Публикация «Создание развивающей предметно-пространственной мини-среды для детей с ЗПР в условиях инклюзивного образования в группах» размещена в разделах

В соответствии с ФГОС предметное содержание среды классифицировано на функциональные зоны, направлено на решение различных видов образовательных задач.

При организации предметно-развивающей среды для дошкольников с ЗПР необходимо учитывать, что для этой категории детей характерна низкая познавательная активность, недостаточность развития процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, речи. Поэтому предметно-развивающая среда должна создавать условия для качественной коррекции и способствовать развитию познавательных процессов дошкольников с ЗПР.

Также, как и в группах общеразвивающей направленности, предметное содержание функциональных зон в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР, соответствует образовательным областям, однако имеет ряд отличий в связи со структурой дефекта детей с ЗПР.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

Представлено Центром сюжетно-ролевой и дидактической игры.

Из общепринятых практических методов в коррекционной работе с детьми с ЗПР наиболее эффективными являются упражнения и дидактическая игра. Необходимость упражнений обусловлена слабой мыслительной активностью детей данной категории, ослабленной памятью, трудностями восприятия и т. д. Поэтому, с помощью упражнений, многократного выполнения умственного и практического действия достигается овладение определенными знаниями.

В своей группе постарались создать среду и условия для развития именно игровых качеств у детей, так именно в сюжетно-ролевой игре происходит позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

У детей с задержкой психического развития отмечается несформированность речевого дыхания. Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.

Поэтому при организации физкультурного Центра «Здоровячок» особое внимание уделялось оборудование, которое максимально способно выработать воздушную струю. Это разнообразные султанчики, игра «Загони мяч в ворота», «Лети бабочка», «Снег идет», «Листопад». Игры стараемся подбирать в соответствии со временем года.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

После длительных наблюдений за детьми с задержкой психического развития, считаем одним из самых эффективных средств развития элементов воображения театрализованную игровую деятельность. Театр - один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии.

Участвуя в театрализованных представлениях, дети знакомятся с окружающим миром через образы, звуки, обогащая свой внутренний мир.

С театрализованной деятельностью тесно связано совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик, персонажей. Собственных высказываний незаметно активируется словарь ребенка. Совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

Имеются виды театров: пальчиковый, настольный, на фланелеграфе, деревянный на дисках, би-ба-бо, напольный, теневой. Также в группе имеется уголок «Ряжение», где дети очень любят надевать разнообразные наряды. Театральные центры часто пополняются новыми атрибутами, сделанными своими руками.

Поэтому у нас в группе по плану один раз в месяц обязательно проводится вечер театра.

Центр художественного творчества

Изобразительная деятельность – одна из самых любимых у детей. В центре собраны различные материалы и оборудование для продуктивной деятельности – это цветные карандаши, цветные акварельные карандаши, восковые мелки, пастель, гуашь, уголь, тушь, сангина, акварель, пластилин. Кроме этого, имеются пооперационные карты, отражающие последовательность действий по созданию какого-либо образа из глины, бумаги, других материалов. Эти материалы являются средством художественно – эстетического развития ребёнка, приобщают его к миру искусства, знакомят его с народным художественным творчеством, а также формируют воображение, развивают мелкую моторику, умение действовать по образцу, что зачастую у детей с задержкой психического развития не сформировано.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Центр «Юный конструктор»

Способствует развитию детского творчества, конструкторских способностей. Уголок достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что любой конструктор легко перемещается в любое место. Содержимое данного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Центр «Речевое развитие»

Данный центр оборудован совместно с учителем-дефектологом. В центре развития речи имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматический строй речи, формирование словаря, мнемотаблицы для развития связной речи. Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи.

В дополнении к традиционным методам воздействия, мы активно используем нетрадиционные формы и методы работы. Они помогают в достижении максимальных возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции.

Песочная терапия – игры с песком. Специалисты психологи утверждают, что песок поглощает негативную энергию, очищает ребенка, стабилизирует его эмоциональное состояние, что особенно важно для детей с задержкой психического развития.

Игровой набор «Дары Фребеля»

Игровой набор «Дары Фребеля» соответствует требованиям ФГОС ДО по обеспечению психолого-педагогических условий для реализации программ дошкольного образования (п. 3.2.1 ФГОС ДО).

Так как именно в игре ребенок выражает свой внутренний мир, получает и наиболее остро переживает внешние впечатления, проявляет себя как деятель и творец, то в основу педагогической системы Фребеля были положены игры, которые он стремился сделать увлекательными, яркими и осмысленными.

ТЕКСТ СТАТЬИ

РЕКЛАМА

Аникина, С. В. Планирование в соответствии с ФГОС / С. В. Аникина // Образовательные области в соответствии с ФГОС: [Электронный ресурс]. https://d13102.edu35.ru

Вербенец, А. М., Сомкова, О. Н., Солнцева, О. В. Планирование образовательного процесса дошкольной организации: современные подходы и технология. Учебно-методическое пособие/ СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСC», 2015.-288с.

Гогоберидзе А. Г. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада. [Текст] А. Г. Гогоберидзе // Журнал "Справочник руководителя дошкольного учреждения", 2010 - № 4. С. 64-70.

Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. - 352 с.

Киреева Л. Г. Организация предметно-развивающей среды : из опыта работы [Текст] / Л. Г. Киреева. – М. : Учитель. – 2009. – 143 с.

Кирьянова Р. А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Р. А. Кирьянова. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010. – С. 5-12.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Создание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУСоздание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ Принцип создания предметно-пространственной развивающей среды - окружающая среда не только развивающая, но и развивающаяся, не только обогащающая,.

Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зренияОрганизация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зрения Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с ОВЗ (зрение) Одной из приоритетных задач своей педагогической деятельности.

Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС до»Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС до» Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС ДО» Автор: Шубенкова Т. Е.

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС» Актуальность проекта. Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.

Создание предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ в «Центре здоровья» плавательного бассейна ДОУСоздание предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ в «Центре здоровья» плавательного бассейна ДОУ В соответствии с требованиями ФГОС ДО, для максимальной организации образовательного пространства, помещение плавательного бассейна нашего.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе «Наш чудесный огород нас прокормит целый год»Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе «Наш чудесный огород нас прокормит целый год» Ко Дню огорода на подоконнике на МААМ. Приглашаем народ: – Заходите в огород! Огород мы садим с ребятами каждый год. Как же без огорода.

Создание развивающей предметно-пространственной среды. Центр экологии и экспериментированияСоздание развивающей предметно-пространственной среды. Центр экологии и экспериментирования В работах многих учёных — педагогов и психологов предметное окружение определяется как основа структуры образовательной среды. Соприкасаясь.

Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего возрастаСоздание развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего возраста В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организации и.

Создание развивающей предметно-пространственной среды участка оздоровительной направленностиСоздание развивающей предметно-пространственной среды участка оздоровительной направленности В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО) к структуре общеобразовательной программы дошкольного.

Вовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подходаВовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подхода Сегодня в обществе продолжает идти становление новой системы дошкольного образования. В соответствии с законом Российской Федерации «Об.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание развивающей предметно-пространственной мини-среды для детей с ЗПР в условиях инклюзивного образования в группах
Опубликовано: 27 ноября 2022 в 14:59
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание развивающей предметно-пространственной мини-среды для детей с ЗПР в условиях инклюзивного образования в группах» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Куценко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД