Людмила Куценко
Создание развивающей предметно-пространственной мини-среды для детей с ЗПР в условиях инклюзивного образования в группах
▼ Скачать
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного образовательного учреждения – это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). [
Публикация «Создание развивающей предметно-пространственной мини-среды для детей с ЗПР в условиях инклюзивного образования в группах» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Инклюзивное образование
- Оформление детских садов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2022
В соответствии с ФГОС предметное содержание среды классифицировано на функциональные зоны, направлено на решение различных видов образовательных задач.
При организации предметно-развивающей среды для дошкольников с ЗПР необходимо учитывать, что для этой категории детей характерна низкая познавательная активность, недостаточность развития процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, речи. Поэтому предметно-развивающая среда должна создавать условия для качественной коррекции и способствовать развитию познавательных процессов дошкольников с ЗПР.
Также, как и в группах общеразвивающей направленности, предметное содержание функциональных зон в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР, соответствует образовательным областям, однако имеет ряд отличий в связи со структурой дефекта детей с ЗПР.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Представлено Центром сюжетно-ролевой и дидактической игры.
Из общепринятых практических методов в коррекционной работе с детьми с ЗПР наиболее эффективными являются упражнения и дидактическая игра. Необходимость упражнений обусловлена слабой мыслительной активностью детей данной категории, ослабленной памятью, трудностями восприятия и т. д. Поэтому, с помощью упражнений, многократного выполнения умственного и практического действия достигается овладение определенными знаниями.
В своей группе постарались создать среду и условия для развития именно игровых качеств у детей, так именно в сюжетно-ролевой игре происходит позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
У детей с задержкой психического развития отмечается несформированность речевого дыхания. Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.
Поэтому при организации физкультурного Центра «Здоровячок» особое внимание уделялось оборудование, которое максимально способно выработать воздушную струю. Это разнообразные султанчики, игра «Загони мяч в ворота», «Лети бабочка», «Снег идет», «Листопад». Игры стараемся подбирать в соответствии со временем года.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
После длительных наблюдений за детьми с задержкой психического развития, считаем одним из самых эффективных средств развития элементов воображения театрализованную игровую деятельность. Театр - один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии.
Участвуя в театрализованных представлениях, дети знакомятся с окружающим миром через образы, звуки, обогащая свой внутренний мир.
С театрализованной деятельностью тесно связано совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик, персонажей. Собственных высказываний незаметно активируется словарь ребенка. Совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
Имеются виды театров: пальчиковый, настольный, на фланелеграфе, деревянный на дисках, би-ба-бо, напольный, теневой. Также в группе имеется уголок «Ряжение», где дети очень любят надевать разнообразные наряды. Театральные центры часто пополняются новыми атрибутами, сделанными своими руками.
Поэтому у нас в группе по плану один раз в месяц обязательно проводится вечер театра.
Центр художественного творчества
Изобразительная деятельность – одна из самых любимых у детей. В центре собраны различные материалы и оборудование для продуктивной деятельности – это цветные карандаши, цветные акварельные карандаши, восковые мелки, пастель, гуашь, уголь, тушь, сангина, акварель, пластилин. Кроме этого, имеются пооперационные карты, отражающие последовательность действий по созданию какого-либо образа из глины, бумаги, других материалов. Эти материалы являются средством художественно – эстетического развития ребёнка, приобщают его к миру искусства, знакомят его с народным художественным творчеством, а также формируют воображение, развивают мелкую моторику, умение действовать по образцу, что зачастую у детей с задержкой психического развития не сформировано.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр «Юный конструктор»
Способствует развитию детского творчества, конструкторских способностей. Уголок достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что любой конструктор легко перемещается в любое место. Содержимое данного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр «Речевое развитие»
Данный центр оборудован совместно с учителем-дефектологом. В центре развития речи имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматический строй речи, формирование словаря, мнемотаблицы для развития связной речи. Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи.
В дополнении к традиционным методам воздействия, мы активно используем нетрадиционные формы и методы работы. Они помогают в достижении максимальных возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции.
Песочная терапия – игры с песком. Специалисты психологи утверждают, что песок поглощает негативную энергию, очищает ребенка, стабилизирует его эмоциональное состояние, что особенно важно для детей с задержкой психического развития.
Игровой набор «Дары Фребеля»
Игровой набор «Дары Фребеля» соответствует требованиям ФГОС ДО по обеспечению психолого-педагогических условий для реализации программ дошкольного образования (п. 3.2.1 ФГОС ДО).
Так как именно в игре ребенок выражает свой внутренний мир, получает и наиболее остро переживает внешние впечатления, проявляет себя как деятель и творец, то в основу педагогической системы Фребеля были положены игры, которые он стремился сделать увлекательными, яркими и осмысленными.
ТЕКСТ СТАТЬИ
РЕКЛАМА
Аникина, С. В. Планирование в соответствии с ФГОС / С. В. Аникина // Образовательные области в соответствии с ФГОС: [Электронный ресурс]. https://d13102.edu35.ru
Вербенец, А. М., Сомкова, О. Н., Солнцева, О. В. Планирование образовательного процесса дошкольной организации: современные подходы и технология. Учебно-методическое пособие/ СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСC», 2015.-288с.
Гогоберидзе А. Г. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада. [Текст] А. Г. Гогоберидзе // Журнал "Справочник руководителя дошкольного учреждения", 2010 - № 4. С. 64-70.
Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. - 352 с.
Киреева Л. Г. Организация предметно-развивающей среды : из опыта работы [Текст] / Л. Г. Киреева. – М. : Учитель. – 2009. – 143 с.
Кирьянова Р. А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Р. А. Кирьянова. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010. – С. 5-12.