Елена Терещенко
Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
«Организация предметно-развивающей среды в группе «КОЛОСОК»
Вид проекта : исследовательский, творческий, практико-ориентированный.
Исполнители проекта :
• воспитатели группы «Колосок»,
• родители воспитанников,
• старший воспитатель.
Сроки работы по проекту : август 2015 г. – март 2016 г.
Введение
Публикация «Проект „Создание развивающей предметно-пространственной среды группы“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Детство – этап подготовки к будущей жизни. Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Поэтому одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды.
Современные философы трактуют понятия «среда» как систему, включающую взаимосвязи предметного и личностного характера. Через среду воспитание адаптирует личность к обстоятельствам, а образование выступает при этом моделью социума.
Предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими. В то же время правильно организованная предметная среда позволяет решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развития их любознательность, творчество, коммуникативные способности.
Актуальность
Вопрос создания предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с новым законом «Об образовании», который предусматривает введение в дошкольное образование ФГОС.
Предметно-развивающая среда должна обеспечить максимальный комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов его осуществления и взаимодействия с окружающим. В то же время правильно организованная предметная среда позволяет решать конкретные образовательные задачи.
Работа по обновлению предметной среды объединяет всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
Предметно-развивающая среда не должна оставаться постоянной, она должна быть открыта к изменениям, дополнениям, в соответствии с меняющимися интересами детей.
Цель: разработка модели развивающей предметно-пространственной среды группы, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, с последующей её реализацией.
Задачи:
1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно-развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников.
2. Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.
3. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, художественной и театральной) .
4. Содействовать сотрудничеству детей и родителей для создания комфортной предметно-развивающей среды, как в группе, так и на участке.
Организационные условия:
1. Среда должна быть наполнена развивающим содержанием.
2. Знание особенностей детей посещающих группу : возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности; размещение оборудования так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность.
3. Размещение материалов должно быть многофункциональным, а не «витринным».
4. Учет половой дифференциации.
Ожидаемые результаты:
1. Понимание родителями важности своего участия в создании предметно-развивающей среды в группе и на участке.
2. Обогащение предметно-развивающей среды.
3. Создание окружающего пространства, удовлетворяющего потребностям актуального, ближайшего и перспективного развития каждого ребенка, успешной адаптации к ДОУ.
Перспективы проекта :
1. Расширение педагогических и психологических функций сотрудничества ДОУ и семьи.
2. Решение задач всестороннего развития детей.
Этапы и пути реализации проекта
1 этап – подготовительный (август – сентябрь 2015 г.)
1. Изучение специальной литературы, опыта педагогов в сети интернета.
2. Анализ предметно-пространственной среды в группе (определение количества центров развития, выделение для них зон и конкретное оформление, определение набора игрушек, игр, пособий для каждой зоны).
3. Определение плана реализации задач проекта.
4. Работа с родителями. Индивидуальные беседы с родителями «Предметно-развивающая среда роскошь или необходимость?»
2 этап – практический
1. Выделение, оформление и оборудование зон:
- создание уголка познавательно-исследовательской деятельности, подбор пособий, определение задач, форм работы в уголке;
- оформление уголка безопасности;
- создание оборудования, пособий для сюжетных, дидактических игр по теме «Безопасность на дороге»;
- оформление центра театрализованных игр «В гостях у сказки»;
- оформление игрового уголка, создание пособий для сюжетно-ролевых игр «Больница», «Салон красоты», «Кафе», «Путешествие».
- оформление уголка дежурства.
2. Оборудование участка постройками.
3. Работа с родителями.
Родительское собрание в начале учебного года. «Создание в группе предметно-развивающей среды».
Консультация: «Какие игрушки нужны детям?», «Ребенок познает мир».
Активное привлечение родителей к созданию среды в группе.
Фотоотчеты за месяц.
3 этап – обобщающий
1. Определить эффективность работы по проекту. Определение перспективных задач на следующий учебный год (переоборудование развивающей среды группы в соответствии с возрастом детей, оформить раздевалки, обновление и изготовление выносного оборудования и инвентаря).
2. Подготовка презентации для родителей по теме проекта.
3. Родительское собрание в конце учебного года. «Итоги работы по созданию предметно-развивающей среды в группе».
Литература:
Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Рабинович П. Д., Марич Е. М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич. – М. : Федеральный инсти- тут развития образования, 2014.