Галина Терехова
Доклад «Создание предметно-развивающей среды»
▼ Скачать + Заказать документы
Основные функции развивающей среды детского сада:
• служит носителем разносторонней информации об окружающем;
• влияет на интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие;
• создает благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности;
• способствует физическому развитию, познанию особенностей устройства собственного организма;
Публикация «Доклад „Создание предметно-развивающей среды“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
• обеспечивает разные виды активности ребенка (умственной, игровой, физической и др., становится основой для его самостоятельной деятельности, условием для самообразования;
• раскрывает индивидуальность каждого ребенка, повышает его активность и заинтересованность;
• побуждает делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, развивает способность принимать и осуществлять самостоятельные решения — идти по пути творческого саморазвития;
• обогащает развитие специфических видов детской деятельности.
Предметно-развивающая и игровая среда группы и детского сада необходима детям потому, что выполняет по отношению к ним информационную функцию — каждый предмет несёт определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Продукты творческой деятельности, удовлетво-ряющие потребности человека, раскрывают детям мир людей, социальную природу результатов их труда.
Стимулирующая функция должна быть мобильной и динамичной.
Развивающая функция предметной и игровой среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых её форм к более сложным. Они заключаются в следующем:
• развивающий характер предметной среды;
• деятельно-возрастной подход;
• информативность среды;
• обогащённость, наукоёмкость, наличие природных и социокультурных средств, обеспечивающих разнообразие деятельности ребёнка и его творчество;
• вариативность;
• сочетание традиционных и новых компонентов;
• обеспечение составных элементов среды, соотносимости с макро-и микропространством деятельности детей;
• обеспечение комфортности, функциональной надёжности и безопасности;
• обеспечение эстетических и гигиенических показателей.
Решению проблемы создания развивающей среды в ДОУ будут способствовать новые подходы к формированию структуры здания, свободной от планировки, взаимосвязи внутренних и внешних сред, системе трансформирующегося оборудования и мебели, проектированию и размещению функциональных помещений как базовых компонентов развивающей предметной среды.
Групповые помещения для детей от 3 до 7 лет оборудуются в соответствии с требованиями по созданию предметно-развивающей среды:
- игры для интеллектуального и сенсорного развития (шахматы, шашки, развивающие игры, дидактические игры);
- аудиовизуальные (магнитофоны, кассеты, проигрыватели, диапроекторы);
- «уголки уединения»;
- уголки социально-эмоционального развития (система зеркал);
- многофункциональные ширмы;
- нестандартная детская мебель;
- зоны художественно-эстетического развития;
- интеллектуально-развивающие уголки;
- мини-лаборатории для проведения опытов;
- уголки мастерства (рукотворчество);
- оформлены различные виды театра (тростевой, теневой, магнитный, бибабо, «живая» рука, пальчиковый, марионетки, ложковый, настольный и др.);
- уголок дежурства,
- уголок Безопасности (плакаты, книги, игры, макет ПДД, автопарк,
- экологические уголки, уголки озеленения.
Принцип позиции при взаимодействии и дистанции при общении. В групповом помещении предусматривается место, где ребёнок может уединиться от других детей, - «уголок уединения».
Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:
- спокойная: учебная, «уголок уединения», уголок книги;
- средней интенсивности: театрализованная, музыкальная, зона конструирования;
- зона насыщенного движения: спортивный уголок.
Принцип активности. В групповых помещениях предусмотрена «стена творчества», а также создаются условия для самостоятельной свободной деятельности.
Принцип динамичности, стабильности. Имеются много-функциональные игрушки, мобильные пособия, модули.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Жизненное пространство группового помещения позволяет детям заниматься в соответствии с их интересами и желаниями одновременно разными видами деятельности и не мешать друг другу. Для этого используются ширмы, нетрадиционно располагается мебель.
Условно, в пределах пространства групп, можно выделить систему зон:
- зона познавательного развития (учебная); может быть представлена мини-лабораториями (занимательная математика, развитие речи, космос, элементарная география, экономика, в ней имеются энциклопедии, игротеки. В доступной форме детям дается представление о развитии человека в истории и культуре;
- зона художественно-эстетического развития представляется средствами для изодеятельности, репродукциями картин, альбомы ДПИ, портреты художников, композиторов, образцами произведений декоративно-прикладного искусства, «стеной» творчества, детской художественной литературой, детскими музыкальными инструментами, нестандартным музыкальным оборудованием, комнатой эстетики.
- «лаборатория» для детей младшего дошкольного возраста содержит материал для проведения опытов без приборов, для детей старшего дошкольного возраста - приборы для проведения опытов, различные комплектации;
- театрализованная зона располагает различными видами театральных кукол, масками, декорациями, ширмами;
-зоны социально-эмоционального развития содержат обыгранную сюжетом систему зеркал, пиктограммы, игровой материал;
- в зоне экологического воспитания в соответствии с требованиями «Программы» имеются растения, животные, материалы для естественнонаучных представлений, макеты природных зон, различный природный материал для изготовления поделок, биб-лиотека познавательной природоведческой литературы, игротека экологических развивающих игр;
- игровая зона для сюжетно-ролевых игр включает в себя уголки ряженья, модули-макеты игрового пространства (блок-схемы: тема - сеть - игра в одной теме);
- конструктивная зона предполагает наличие крупного напольного, мелкого настольного конструктора, игрушек для обыгрывания, схем построек, материала по правилам дорожного движения, безопасной жизнедеятельности;
- «уголок уединения»;
- для зоны двигательного развития необходим спортивный комплекс, нестандартное оборудование для физического развития детей.
Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого. Для того чтобы обеспечить каждому ребёнку личное пространство, то есть собственное место, где он мог бы хранить свои секреты, можно сшить индивидуальные сумочки, кармашки на стульчики.
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. После окончания занятий в течение 3-5 минут можно устраивать музыкальные паузы, «минутку радости», этюды на релаксацию, перед сном под спокойную классическую музыку - «минутку тишины» или слушание короткой сказки, в течение дня - «динамический час» (по перспективному плану).
Принцип открытости, закрытости. В групповых помещениях создаются системы зеркал различной величины и формы, семейные фотоальбомы, фотоальбомы и фотоуголки детей группы. Открытость обществу, народу формируется через расширение знаний о родном городе, иллюстрации, гербы, кукол в национальных костюмах. Декоративно-прикладное искусство и создание мини-музея «Страна, в которой мы живём», «Русская изба» способствуют приобщению детей к русской народной культуре.
Принцип половых и возрастных различий детей реализуется через сюжетно-ролевые игры для мальчиков и девочек («Уголок мастера», «Дом быта», транспортные игрушки).
Создание условий для охраны и укрепления здоровья детей, для их физического развития
Физкультурно-оздоровительная работа невозможна без системы эффективного закаливания. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, профилактику простудных заболеваний.
В основе закаливания детей используются следующие факторы:
- закаливающие воздействия органично вписываются в каждый элемент в режиме дня;
- закаливание осуществляется на фоне различной двигательной активности;
- закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте для организма ребёнка.