Папки-передвижки

Создание организационно-педагогических условий при внедрении новых федеральных образовательных программ

Тюляева Мария
Создание организационно-педагогических условий при внедрении новых федеральных образовательных программ

С 1 сентября 2023 года все образовательные учреждения переходят на Федеральные образовательные программы (далее ФОП, целью введения которых является создание единого образовательного пространства по всей стране, единство содержания образования.

Основой для внедрения Федеральных государственных образовательных программ выступают Приказы Министерства просвещения Российской Федерации:

1) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» [1];

2) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 992 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» [2],

3) Приказ Министерства просвещения РФ от 16 ноября 2022 г. № 993 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» [3].

ФОП является документом, регламентирующим единое для всей страны содержание и объем образования, реализуемые в детских садах и школах, а так же планируемые результаты определённой ступени образования в соответствии с программой. Каждая из ФОП включает в себя три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел ФОП начального и основного общего образования включают в себя пояснительную записку, планируемые результаты освоения ФОП и систему оценивания данных результатов. Целевой раздел ФОП дошкольного образования включает те же подразделы, что и в ФОП начального и основного общего образования, однако вместо системы оценивания планируемых результатов освоения программы представлена педагогическая диагностика достижения планируемых результатов.

Содержательный раздел данных ФОП начального и основного общего образования представлен Федеральными рабочими программами учебных предметов, программой формирования универсальных учебных действий, Федеральной рабочей программой воспитания. Содержание разделов Федеральной образовательной программы дошкольного образования имеет некоторые отличия, рассмотрим их.

Содержательный раздел ФОП ДОО включает: задачи и содержание образования по образовательным областям; вариативные способы, формы, методы и средства реализации программы, особенности образовательной деятельности разных видов; способы и направления поддержки детской инициативы; особенности взаимодействия педагогических работников с семьями обучающихся; коррекционно-развивающая работа; рабочая программа воспитания.

Организационный раздел ФОП начального и основного общего образования включает федеральный учебный план, федеральный план внеурочной деятельности, календарный учебный график, федеральный календарный план воспитательной работы.

Организационный раздел ФОП ДОО представлен следующими подразделами: психолого-педагогические условия реализации программы; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды; кадровые условия реализации программы; материально-технические условия обеспечения программы, обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания; финансовые условия реализации программы; режим и распорядок дня в дошкольных группах; календарный план воспитательной работы.

Для того чтобы переход на Федеральные образовательные программы был рациональным и безболезненным для детских садов и школ необходимо правильно организовать работу педагогического коллектива и другого персонала, что в большей степени зависит от качества работы руководителя образовательной организации.

Перед директором образовательного учреждения стоит ряд важных и сложных задач вследствие внедрения ФОП, связанны с созданием организационно-педагогических условий, как по работе с педагогическим коллективом, так и по материально-техническому обеспечению образовательного процесса.

Первоочередной задачей директора при внедрении ФОП является создание рабочей группы, ответственной за создание организационно-педагогических условий, в которую могут входить заместитель директора по учебной деятельности, заместитель директора по воспитательной работе, руководители методических объединений, заместитель директора по методической работе, руководитель по физической культуре и спорту, заведующий библиотекой.

Работа группы по внедрению ФОП должна вестись в следующих направлениях: организационно-управленческое обеспечение, нормативно-правовое обеспечение, мероприятия содержательного характера, кадровое обеспечение.

Каждому из членов рабочей группы должны быть розданы чек-листы, на которых должны быть прописаны основные задачи работников и сроки их выполнения.

Деятельность рабочей группы должна быть обязательно принята официально. Для этого в образовательной организации должен быть издан Приказ о внедрении ФОП с 1 сентября 2023 года, на основании которого будет производиться и контроль за выполнением всех задач внедрения Федеральных образовательных программ.

Главной задачей по внедрению ФОП является работа с педагогическими работниками школы или детского сада. Начальным этапом является проведение диагностики среди педагогов по знанию структуры, требований и содержания ФОП, проанализированы профессиональные затруднения. После анализа проведенной диагностики необходимо организовать помощь тем, работникам, которые испытывают недостатки знаний по внедрению ФОП: курсы повышения квалификации педагогов, проведение методических собраний, вебинаров, конференций и пр.

Важным организационно-педагогическим условием внедрения ФОП является проведение работы с родителями, с целью выявления запросов родителей и учащихся и ознакомлению с новыми федеральными учебными планами. Ответственные за работу с родителями должны ознакомить с новыми программами, планом работы школы в соответствии с данными программами, мероприятиями, которые будут организованы школой. Основными методами работы с родителями в данном направлении могут быть загрузка необходимой информации на официальном сайте образовательной организации, проведение родительских собраний. Не менее важной проблемой является проведение анкетирования с целью выявления запросов родителей и обучающихся для корректировки учебных планов и планов внеурочной деятельности согласно ФОП [5].

В дошкольных образовательных учреждениях так же необходимо выполнить большой объем работы для внедрения ФОП ДОО. В соответствие с федеральной программой должны быть приведены рабочие программы, режим дня, программы психолого-педагогического сопровождения, финансовые документы, кадровое положение организации.

Наибольшие изменения в соответствии с ФОП ДОО приходятся на образовательные программы, которые требуют существенной корректировки: оформление обязательной части в виде ссылки на ФОП; содержание и результаты образовательной деятельности берутся и ФОП; основная рабочая программа воспитания заменяется на федеральную программу воспитания, в которой в обязательном порядке должны быть прописаны формы совместной деятельности и предусмотрены различные формы социального партнерства.

Важным организационно-педагогическим условием переработки основной образовательной программы и введения Федеральной программы воспитания является разработка презентации для родителей, в которой должны быть представлены основные положения по ведению образовательной деятельности с детьми, то есть родители должны иметь представление о том, чему будут обучать, какие качества воспитывать у их детей и каким образом будет осуществляться данный процесс.

Другим документом, требующим существенной корректировки в соответствии с ФОП ДОО является Программа коррекционно-развивающей работы, однако все необходимые материалы можно найти в ФОП: структуру, задачи, формы, а так же план коррекционно-развивающих занятий, проводимых не только с детьми с нормальным развитием, но и с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Не менее значимым условием является разработка новой Программы психолого-педагогического сопровождения дошкольников в соответствии с требованиями ФОП, в которых представлены конкретные требования к психолого-педагогическому сопровождению дошкольников и указаны основные категории детей, нуждающихся в поддержке.

Администрация дошкольного образовательного учреждения должна создать необходимые условия для организации режима дня дошкольников, ведь теперь они представлены, как одна из главных структурных частей ФОП. Некоторые элементы режима дня могут быть гибкими, а другие требуют строгого соблюдения.

Рассмотрения требует вопрос о психолого-педагогической поддержке семьи, должно быть назначено ответственное лицо, работающее над данной проблемой. Если в организации не разработаны специальные документы, то их нужно разработать и утвердить. В такой документации должны быть прописаны направления ознакомления родителей с политикой государства в области образования, представлена информация об основных формах государственной поддержки семей, методы работы с семьями по здоровьесбережению.

Касательно кадров по ФОП изменений не наблюдается, однако руководитель образовательной организации должен поручить отделу кадров проверить нет ли в трудовых договорах каких-либо условий, противоречащих положениям Федеральной образовательной программы.

Внедрение Федеральных образовательных программ требует анализа Материально-технической базы образовательного учреждения и создания условий предметно-пространственной среды, способствующей всестороннему развитию личности ребенка. Должна быть проведена информатизации предметно-пространственной среды, организованы интерактивные площадки, созданы элементы цифровой пространственной среды, проведена закупка необходимой учебной и художественной литературы, музыкальных и анимационных произведений [4].

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что перед тем как перейти на Федеральные образовательные программы школам и детским садам предстоит существенная подготовка. Руководителями образовательных учреждений должен быть обеспечен комплекс организационно-педагогических условий для этого перехода, представленных в нашей статье.

Таким образом, внедрение ФОП обеспечит переход на единую систему обучения и воспитания по всей стране, основанную на традициях и современной практике образовательных организаций, культурных ценностях российского государства.

Публикации по теме:

Анализ современных образовательных программ для ДОО в соответствии с ФГОС доАнализ современных образовательных программ для ДОО в соответствии с ФГОС до Тема моей презентации: «Анализ современных образовательных программ для ДОО в соответствии с ФГОС ДО»Необходимо помнить, что воспитательно.

Результаты освоения воспитанниками образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией Критерий 1 "Результаты освоения воспитанниками образовательных про-грамм по итогам мониторингов, проводимых организацией" (по результатам.

Создание условий для реализации регионального компонента во взаимодействии с социумомСоздание условий для реализации регионального компонента во взаимодействии с социумом Дистанционная педагогическая конференция Доклад на тему: «Создание условий для реализации регионального компонента во взаимодействии с.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Создание организационно-педагогических условий при внедрении новых федеральных образовательных программ
Опубликовано: 4 октября 2024 в 07:02
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание организационно-педагогических условий при внедрении новых федеральных образовательных программ» (включая файлы) размещена пользователем Тюляева Мария в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 октября. День гражданской обороны МЧС России. Передвижки по безопасности

Главная задача гражданской обороны – это уберечь население во время разнообразных чрезвычайных происшествий и катаклизмов. Люди должны уметь пользоваться средствами защиты, уметь оказать помощь друг другу...

3 октября День рождения С.Есенин. Передвижка

3 октября исполняется 129 лет со дня рождения великого русского поэта — Сергея Есенина (1895), чьи стихи называют символом русской души. Поэта, воспевавшего красоту родной природы, любят читатели всех...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД