Ирина Москвина
Создание музыкального уголка дома
Создание музыкального уголка дома
Каждому ребенку от природы даны музыкальные способности, и наша задача дать им раскрыться, даже, если вам кажется, что ваш ребенок в будущем не будет музыкантом-исполнителем. Музыка является волшебным ключом, с помощью которого ваш малыш развивается как личность в целом. Есть множество статей повествующих и доказывающих нам это.
Публикация «Создание музыкального уголка дома» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные уголки и центры в детском саду
- Оформление детских садов
- Работа музыкального руководителя
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Именно музыка способна вызвать у малыша радость, желание к общению, обучению, освоению окружающего и внутреннего мира, желанию двигаться. Музыка – это эмоциональный язык общения, который понятен детям с самого рождения. Обращали ли вы внимание на то, как ребенок, едва научившийся ходить, радостно кружится под веселую музыку или начинает улыбаться от веселой песенки, или замирает от звучания живого инструмента? Он делает это не потому, что его так научили или попросили сделать, а потому, что эмоциональный посыл музыки зачастую гораздо сильнее словесного и побуждает малыша к действию.
Поэтому музыкальное воспитание у детей в этом возрасте не просто желательно, но и даже необходимо.
Музыка с ранних лет близка ребенку, и пусть он еще не может сам сыграть какое-либо музыкальное произведение, зато он может постучать в барабан, бубен или позвенеть бубенцами и т. п.
Как могут родители помочь своему малышу? Можно создать музыкальный уголок дома. Что для этого необходимо сделать? Прежде всего нужно определить место, полку под музыкальные инструменты. Инструменты можно купить в магазине, благо дело сейчас всё в свободном доступе и большое разнообразие. Можно выбрать варианты, которые будут предпочтительней для вас. А можно сделать и своими руками, для этого понадобится небольшое количество времени и терпения. Ниже мне бы хотелось привести примеры музыкальных инструментов, которые могут быть в вашем уголке. Но учтите, что оставляя музыкальные инструменты в свободном доступе для ребенка, они, прежде всего, должны быть безопасны! Поэтому исключите из самостоятельной игры инструменты, которые имеют мелкие детали, например бубенцы. Самодельные инструменты должны быть также безопасны.
Какие инструменты могут быть в вашем музыкальном уголке? Безусловно, в уголке должны присутствовать разные виды музыкальных инструментов.
А как определить вид музыкального инструмента? В зависимости от способа звукоизвлечения и характера звучания детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты сгруппированы в определенные виды:
Беззвучные. Эти игрушки лишь изображают музыкальные инструменты, например пианино с немой клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами, баянчики с мехами и т. д. Несмотря на отсутствие звучания, их внешний вид привлекателен и способствует созданию игровой ситуации. Дети часто воображают себя «музыкантами», представляют себя пианистами, баянистами, балалаечниками, исполняют знакомые песни, иногда варьируя их, или импровизируют свои собственные. Такая деятельность развивает творческое воображение и музыкально-слуховые представления ребёнка.
Звучащие:
1. Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники.
2. Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты, с помощью которого можно воспроизводить различные ритмы, — свирели, дудки, рожки.
3. Игрушки с фиксированной мелодией: органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики; во время игры на них действия детей носят только механический характер.
4. Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом: металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, губные гармоники, колокольчики, цитры, домры, балалайки и др. Эти инструменты значительно отличаются от предыдущих. Играя на них, особенно на тех, которые имеют хроматический звукоряд, можно воспроизводить разнообразные мелодии.
Классификация музыкальных инструментов…
Существует определенная классификация этих музыкальных инструментов:
Струнные – цитры, домры, балалайки и другие инструменты по типу народных. Звук на них возникает, когда ребенок касается струн пальцами или медиатором (тонкая пластинка из пластмассы).
Духовые – флейты, саксофоны, кларнеты, триолы, «мелодии». Звук возникает при вдувании воздуха в трубку инструмента.
Клавишно-язычковые – баяны, аккордеоны, гармоники. Звук возникает, когда нажимают клавишу.
Ударно-клавишные – рояли, пианино, металлофоны, ксилофоны. Звук вызывает удар молоточка по металлическим пластинкам, который возникает, когда нажимают клавишу.
Конечно, музыкальные инструменты доставят некоторые неудобства, например, нарушение тишины и вашего покоя, но важно понимать, какое влияние могут они оказать на развитие вашего ребёнка. В первую очередь, – это воспитание любви и интереса к музыке. Во-вторых, игра на музыкальных инструментах способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, неразрывно связанной с развитием речи. В-третьих, инструменты помогают развить музыкальный звуковысотный и ритмический слух. Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы.
О выборе музыкального инструмента…
При выборе музыкального инструмента необходимо учитывать возрастные особенности ребёнка. В аннотации к инструменту обязательно должно быть прописано, с какого возраста можно начинать обучение игры на инструменте. Музыкальные программы, осуществляемые в дошкольных учреждениях, рекомендуют обучение на металлофоне с 4-5 лет, на фортепиано (пианино, синтезатор) – с 6-7 лет.
Перед обучением ребёнку можно сказать, что в любом музыкальном инструменте что-нибудь дрожит, поэтому он звучит. В струнных инструментах дрожат струны (скрипка, гитара, арфа, гусли, фортепиано, колокольчик звенит, потому что дрожит металлическая поверхность колокольчика и т. д.
Совместное творчество…
Помимо музыкальных инструментов, предложите ребёнку поэкспериментировать со звуками, сделав подручные предметы музыкальными. Например, чтобы резинка, звучала как струна, её надо натянуть на коробочку. Чем больше натянута резинка – тем выше звук. Можно натянуть две резинки, настроив их на интонацию секунды, и сыграть мелодию русской народной песни «Сорока».
Попробуйте извлечь звук из расчёсок. Здесь важно играть только медиатором, во избежание порезов пальцев. Медиатором может послужить кусочек плотной бумаги, сложенный уголком. Всей семьёй можно исполнить «парикмахерскую польку»! Под весёлую народную мелодию разыгрываем стрижку: папа ритмично щелкает ножницами, мама и ребёнок играют на расчёсках. Творчество можно также проявить в совместном посудном оркестре. Поверьте, от такого семейного творчества ваш ребёнок будет просто в восторге.
Важно, чтобы уже в дошкольном возрасте ребёнок мог фантазировать, экспериментировать со звуками. Мир звуков огромен и повсюду окружает нас: шумит ветер, шуршат листья, тормозит машина, стучат часы, каркает ворона и т. д.
Прочитайте ребёнку стихотворение о звуках А. Усачёва:
Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной.
Как прекрасно слышать звук:
Шум дождя и сердца стук!
Мы кричим, смеёмся, дышим,
Мы слова и мысли слышим,
Слышим даже тишину…
Как гуляет кот по крыше,
Как шуршат за стенкой мыши,
Волки воют на луну.
Мир без звуков был бы грустный,
Серый, скучный и «невкусный»!