Папки-передвижки

Создание единой образовательной стратегии: взаимодействие дефектолога и воспитателя в контексте с детьми со сложным дефектом

Филенко Юлия Александровна
Создание единой образовательной стратегии: взаимодействие дефектолога и воспитателя в контексте с детьми со сложным дефектом
▼ Скачать + Заказать документы

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу поделиться опытом работы в разновозрастной группе детей со сложными нарушениями развития. В нашей группе пять детей: три ребенка с синдромом Дауна, один с ДЦП и один с расстройством аутистического спектра.

Начало моей работы: Моя работа начинается с детального обследования каждого ребенка, на основе которого в дальнейшем строится индивидуальный образовательный маршрут.

Одно из пособий, которое я использую в своей работе – это О. В. Носкова и А. М. Кадырова «Карта комплексного обследования дошкольников с нарушением познавательной деятельности» для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Диагностическая карта состоит из десяти разделов и включает в себя сбор анкетных, анамнестических данных, обследование психических процессов, познавательного, речевого развития начиная уже с первого года обучения ребенка. Карта комплексного обследования рассчитана на четыре года, что позволяет отследить динамику познавательного и речевого развития за время его пребывания в коррекционной группе.

Так же я активно применяю метод наблюдения по Е. А. Стребелевой. Эта методика позволяет создать специальные ситуации, в которых мы можем наблюдать, как ребенок взаимодействует с предметами. Например, в нашей группе находится ребенок с РАС, с которым сложно установить активное взаимодействие, поэтому на первом этапе обследования я могу предложить ребенку поиграть с различными сенсорными материалами, такими как шары разной текстуры или игрушки с яркими звуками и др. Это позволяет заметить, какие предметы вызывают наибольший интерес и активность у ребенка и как он их употребляет (адекватно-неадекватно, по назначению или нет, действует ли стереотипно). Цель использования наблюдения заключается в том, чтобы собрать полную картину о том, как ребенок воспринимает окружающий мир, какие действия ему наиболее доступны и удобны, и как он налаживает контакты с окружающими. Результаты наблюдения помогают выделить сильные стороны ребенка, на которых мы можем основываться при создании индивидуального маршрута. Например, если я замечаю, что ребенок активно реагирует на определённые текстуры или звуки, это поможет мне разработать дальнейшие занятия, направленные на развитие его сенсорного восприятия и коммуникативных навыков.

Индивидуальный маршрут: Основываясь на результатах диагностики и наблюдений, я составляю индивидуальный маршрут для каждого ребенка. Учтенные сильные стороны и предпочтения позволяют более точно нацелиться на коррекционные цели. Например, если ребенок проявляет интерес к конкретным материалам, я использую их для разработки занятий, чтобы развивать его внимание и моторику. Так, мы создаем надежный фундамент для дальнейшего обучения и социализации ребенка.

Однако для реализации этих индивидуальных маршрутов необходима согласованная работа не только с детьми, но и с воспитателем. Именно здесь на помощь приходит Журнал взаимодействия с воспитателем, который служит связующим звеном между нашей коррекционной деятельностью и общим образовательным процессом в группе.

Успех работы учителя-дефектолога во многом зависит от организации совместной деятельности с воспитателем. Поэтому я планирую не только свою работу, но и частично и работу воспитателя, направленную на закрепление полученных знаний. Во второй половине дня воспитатель проводит специальные индивидуальные коррекционные занятия, содержание которых определяется мною в данном журнале, который я разработала и назвала «Повторяем и закрепляем с интересом».

Задания в журнале основываются на индивидуальном маршруте каждого ребенка,о котором я говорила в начале, в отличие от единой темы недели для всех. Лексический материал и тип задания подбираются с учетом уровня развития и психических возможностей детей, а также их интересов, определенных посредством наблюдений.

Это позволяет воспитателю эффективно использовать время для закрепления знаний, полученных на занятиях, что, в свою очередь, способствует гармоничному развитию каждого ребенка. Заключение: Главная задача нашей работы — помочь детям социализироваться и интегрироваться в общество: научить их обслуживать себя самостоятельно и, как минимум, просить о своих потребностях. Эта стратегия требует от нас внимательного подхода и тесного сотрудничества, чтобы каждому ребенку была предоставлена максимально комфортная и поддерживающая образовательная среда. Я надеюсь, что многим из вас пригодятся наши наработки и вы сможете их использовать в своей работе. Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) В последнее время в детских садах и школах все чаще встречаются невнимательные, неорганизованные, непоседливые, внутренне беспокойные дети.

Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» В предыдущей работе я предложила Вашему вниманию проект. Наш детский сад посещают дети с особенностями в развитии. Трудно начинать работать.

Конспект организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми «Путешествие в волшебный осенний лес» "Путешествие в волшебный осенний лес" Программное содержание: Грамматический строй речи:закрепить умение образовывать форму множественного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Создание единой образовательной стратегии: взаимодействие дефектолога и воспитателя в контексте с детьми со сложным дефектом
Опубликовано: 15 декабря 2024 в 21:40
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание единой образовательной стратегии: взаимодействие дефектолога и воспитателя в контексте с детьми со сложным дефектом» (включая файлы) размещена пользователем Филенко Юлия Александровна (УИ 2334374) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД