Филенко Юлия Александровна
Создание единой образовательной стратегии: взаимодействие дефектолога и воспитателя в контексте с детьми со сложным дефектом
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу поделиться опытом работы в разновозрастной группе детей со сложными нарушениями развития. В нашей группе пять детей: три ребенка с синдромом Дауна, один с ДЦП и один с расстройством аутистического спектра.
Начало моей работы: Моя работа начинается с детального обследования каждого ребенка, на основе которого в дальнейшем строится индивидуальный образовательный маршрут.
Одно из пособий, которое я использую в своей работе – это О. В. Носкова и А. М. Кадырова «Карта комплексного обследования дошкольников с нарушением познавательной деятельности» для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Диагностическая карта состоит из десяти разделов и включает в себя сбор анкетных, анамнестических данных, обследование психических процессов, познавательного, речевого развития начиная уже с первого года обучения ребенка. Карта комплексного обследования рассчитана на четыре года, что позволяет отследить динамику познавательного и речевого развития за время его пребывания в коррекционной группе.
Так же я активно применяю метод наблюдения по Е. А. Стребелевой. Эта методика позволяет создать специальные ситуации, в которых мы можем наблюдать, как ребенок взаимодействует с предметами. Например, в нашей группе находится ребенок с РАС, с которым сложно установить активное взаимодействие, поэтому на первом этапе обследования я могу предложить ребенку поиграть с различными сенсорными материалами, такими как шары разной текстуры или игрушки с яркими звуками и др. Это позволяет заметить, какие предметы вызывают наибольший интерес и активность у ребенка и как он их употребляет (адекватно-неадекватно, по назначению или нет, действует ли стереотипно). Цель использования наблюдения заключается в том, чтобы собрать полную картину о том, как ребенок воспринимает окружающий мир, какие действия ему наиболее доступны и удобны, и как он налаживает контакты с окружающими. Результаты наблюдения помогают выделить сильные стороны ребенка, на которых мы можем основываться при создании индивидуального маршрута. Например, если я замечаю, что ребенок активно реагирует на определённые текстуры или звуки, это поможет мне разработать дальнейшие занятия, направленные на развитие его сенсорного восприятия и коммуникативных навыков.
Индивидуальный маршрут: Основываясь на результатах диагностики и наблюдений, я составляю индивидуальный маршрут для каждого ребенка. Учтенные сильные стороны и предпочтения позволяют более точно нацелиться на коррекционные цели. Например, если ребенок проявляет интерес к конкретным материалам, я использую их для разработки занятий, чтобы развивать его внимание и моторику. Так, мы создаем надежный фундамент для дальнейшего обучения и социализации ребенка.
Однако для реализации этих индивидуальных маршрутов необходима согласованная работа не только с детьми, но и с воспитателем. Именно здесь на помощь приходит Журнал взаимодействия с воспитателем, который служит связующим звеном между нашей коррекционной деятельностью и общим образовательным процессом в группе.
Успех работы учителя-дефектолога во многом зависит от организации совместной деятельности с воспитателем. Поэтому я планирую не только свою работу, но и частично и работу воспитателя, направленную на закрепление полученных знаний. Во второй половине дня воспитатель проводит специальные индивидуальные коррекционные занятия, содержание которых определяется мною в данном журнале, который я разработала и назвала «Повторяем и закрепляем с интересом».
Задания в журнале основываются на индивидуальном маршруте каждого ребенка,о котором я говорила в начале, в отличие от единой темы недели для всех. Лексический материал и тип задания подбираются с учетом уровня развития и психических возможностей детей, а также их интересов, определенных посредством наблюдений.
Это позволяет воспитателю эффективно использовать время для закрепления знаний, полученных на занятиях, что, в свою очередь, способствует гармоничному развитию каждого ребенка. Заключение: Главная задача нашей работы — помочь детям социализироваться и интегрироваться в общество: научить их обслуживать себя самостоятельно и, как минимум, просить о своих потребностях. Эта стратегия требует от нас внимательного подхода и тесного сотрудничества, чтобы каждому ребенку была предоставлена максимально комфортная и поддерживающая образовательная среда. Я надеюсь, что многим из вас пригодятся наши наработки и вы сможете их использовать в своей работе. Спасибо за внимание!