Наталья Чигирева
Создание благоприятного эмоционального климата на занятиях — основа успешной логопедической работы с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Создание благоприятного эмоционального климата на занятиях - основа успешной коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста
С каждым годом возрастает количество детей с речевыми нарушениями. Это печальный, но неопровержимый фактор нашего времени. Причинами тому являются: резко ухудшающееся состояние экологии, стрессы повседневной жизни, постоянно снижающийся уровень жизни населения. Все это приводит не только к увеличению числа логопатов, но и к усложнению речевых расстройств. Что в такой ситуации деть логопеду. Необходимо в ходе коррекционной работы свести до минимума эмоциональные проблемы, являющиеся серьезной преградой к достижению положительного результата. Выделяют два основных момента, над которыми следует работать :
Публикация «Создание благоприятного эмоционального климата на занятиях — основа успешной логопедической работы с дошкольниками» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
-установление эмоционального контакта с ребенком (это стабилизирует его эмоциональное состояние) или группой детей
- создание благоприятного эмоционального климата непосредственно в ходе занятий.
Существуют приёмы установления эмоционального контакта с конкретным ребенком и с группой детей, имеющих речевые проблемы.
Установить доверительные отношения с разобщенной группой детей нельзя. Поэтому первой задачей логопеда является сплотить данную группу, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Доступно и мотивированно донести до детей поставленную задачу. Объяснение того, чем будут они заниматься на каждом конкретном этапе, должно быть понятным и интересным. Слишком упрощенные задачи обесценят работу в глазах детей, не вызовут познавательного интереса, завышенная сложность оттолкнет, вызовет негативное отношение к занятиям.
К сплочению группы важно приступить с первых же моментов занятия. На этапе приветствия можно использовать, например, следующую игру: встать в круг, посмотреть на соседа справа и слева, взяться за руки, по просьбе логопеда (который также в кругу детей) улыбнуться друг другу, затем поочередно назвать свое имя (логопед при необходимости помогает ребенку, поздороваться.
Опираемся на первых занятиях только на имеющиеся у всех детей звуки. Уточняя артикуляцию имеющихся звуков, подчеркиваем общие умения детей, необходимость работать над общими задачами, корректно указывая на естественность произносительных и других особенностей детей.
Как правило, подавляющее большинство детей успешно усваивают необходимые элементы гимнастик: артикуляционной, дыхательной, пальчиковой, голосовой. Всё это - благодатные моменты для выработки у детей уверенности в своих силах, интереса к занятиям, положительного восприятия индивидуальных особенностей друг друга. Что позволяет к этапу работы над проблемными звуками каждого ребенка приступить с уже сформированной, дружной, готовой к взаимопомощи детской группой, как максимум, а, как минимум, дети терпимо относятся к речевым и иным проблемам друг друга.
На этапе коррекции целесообразно формировать подгруппы, учитывая не только схожесть речевых проблем, но и эмоциональную совместимость детей.
Подытожить вышесказанное можно, перечислив конкретные приёмы установления эмоционального контакта с ребенком : установление зрительного, слухового, голосового, тактильного контакта. При решении задачи объединить, сплотить группу детей выделяют общие проблемы, общие задачи по их решению, общие пути решения этих задач, адекватность оценки: сравнивать детей не друг с другом, а каждого ребенка с ним самим на разных этапах коррекционной работы.
Очень важна и мотивация для создания нужного климата в ходе работы. И тут прилагается много усилий не только при нахождении мотивов для каждого конкретного ребенка, но серьезно работать над моментами, являющимися общими причинами для улучшения эмоционального климата, который в свою очередь способствует повышению работоспособности детей.
Таким образом, эффективность, результативность коррекционно-логопедической работы значительно повышается, если грамотно, с чуткостью к каждому ребенку подобраны мотивы, вызывающие желание работать, установлен положительный эмоциональный контакт с ребенком, создан благоприятный эмоциональный климат.