,Скеленчева Надежда
Консультация для родителей «Роль игр и игрушек в формировании социально-психологического климата в группе детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила:
Старший воспитатель
Скеленчева Н. И.
г. Краснодар
Апрель 2019г.
Роль игр и игрушек в формировании социально-психологического климата в группе детей
Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие, которое в условиях детского сада во многом зависит от способности воспитателя создать в группе благоприятный социально-психологический климат.
Публикация «Консультация для родителей „Роль игр и игрушек в формировании социально-психологического климата в группе детей“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Под социально-психологическим климатом понимается динамическое поле отношений в группе, влияющих на самочувствие и активность каждого члена группы и тем самым определяющих личностное развитие ребенка и группы в целом.
Социально-психологический климат проявляется как совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивному взаимодействию сверстников или взрослых с детьми, и включает в себя комфортность пребывания детей в группе.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре -важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования социально – психологического климата в группе детей.
Игра является не только ведущей деятельностью дошкольника, но и представляет собой отражение окружающей жизни. А также игра учит размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры.
Для формирования социально-психологического климата в группе хорошо использовать игры, которые учат умению общаться, устанавливать контакт, получать удовольствие от общения с партнером, воспитывать любовь и уважительные отношения к близким и окружающим людям, помогают ребенку в накоплении социального опыта.
Не для кого, не секрет, что русские народные игры, имея нравственную основу. Обучают развивающуюся личность социальной гармонизации.
Поэтому народные игры нужно использовать во всех видах деятельности. Они способствуют утверждению добрых отношений, соседства, дают ребенку защиту от негативного влияния.
Эти игры помогают нам в проведении обрядовых праздников: Колядки, Масленица, Пасха, Рождество, день Ивана Купалы.
Хорошо применять игры целью, которых является воспитание нравственных качеств ребенка. Они способствуют адаптации ребенка в социальном мире, формируют умение оценивать других с позиции доброжелательности и является важной частью духовно нравственного воспитания.
Это такие игры:
«Повадырь»
Цель: развивать чувство ответственности за другого человека. Воспитывать доверительные отношения.
В этой игре важна порядочность, ответственность перед человеком, который
Доверил свою жизнь вам.
«Передай хорошее настроение»
Цель: формировать доброжелательные отношения к близким людям.
«Цветик- семицветик»
Цель: Побуждать детей к обсуждению своих желаний. Поощрять желание заботится о других. (назови ласково соседа, поздоровайся и посмотри ласково).
Для формирования положительных межличностных отношений поддержания интереса детей к сверстникам, стимулирования эмоциональных контактов, сближающих детей друг с другом, преодоления отчужденного отношения к сверстникам используются различные игры, и игровые упражнения, побуждающие детей говорить друг другу ласковые слова, видеть и подчеркивать друг в друге только хорошее, делать друг другу приятное.
Для разрешения и отвлечения детей от конфликтов между собой полезно играть в спокойные хороводные игры: «Пузырь», «Карусель», «Заинька попляши». И др. Дети охотно играют, игры привлекают малышей разнообразием сюжетов, двигательных заданий.
Предметная среда и общая обстановка, в группе также имеют важное значение для воспитания дружеских взаимоотношений и радостного настроения детей.
Среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребенка вызывающей у него положительные эмоции. Необходимо продумать каждую деталь в группе с целью предотвращения возможных столкновений между детьми и во избежании конфликтных ситуаций.
Игрушки как и игры, служат не только средствами воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения, но и своего рода проявителями детской индивидуальности.
Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребенка.
Ведь ещё в древности человек заметил, что игрушка способствует успешному развитию ребенка. Ребенок всегда будет играть с игрушками. Благодаря им малыш усваивает социальные нормы поведения, развивает себя как личность. Ведь в будущем он должен войти в наше общество социально адаптированным к нему человеком.
Для каждого возраста существуют свои особенные игрушки, которые предполагают определённый способ действия и наиболее тесно связаны с возрастными особенностями и задачами развития данного периода.
От 1 до 3лет
ведущая деятельность – предметная
- игрушки, способствующие развитию интеллектуально-познавательных и моторных способностей (возможность действий, манипуляций: кубики, пирамидки, вкладыши, матрешки, простые конструкторы и др.)
- усвоение способов действия с предметами (учится соотносить форму, размер, расположение отдельных деталей)
От 3 до 7 лет
ведущая деятельность - ролевая игра
- игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию (или развитию личностной сферы, предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами: игрушка- «подружка, собеседник»; игрушки-«манекены» (куклы, зверушки, персонажи сказок, мультфильмов и др.)
- освоение смыслов и норм отношений между людьми
Функции игрушки :
- привлекательность, способность приносить радость, улучшать жизнь через соотнесение с фундаментальной ценностью жизни
- способность быть «переходным объектом», то есть нести в себе материнские чувства тепла, любви, защиты, безопасности, покоя, опоры
- способность быть символическим объектом, психологическим орудием, наделяющим ребенка силой, красотой, добротой, мудростью, делающим его более приспособленным к жизни среди людей
- возможность игрушки будить фантазию ребенка, его собственную активность
Педагогическая оценка игрушки :
- простота и доступность
- потенциальная возможность стать предметом соответствующего действия (деятельности) ребёнка
- привлекательность для самого ребёнка (отвечает его интересам и потребностям)
- открытость для разнообразных форм активности ребенка (для преобразований)
- возможность самостоятельной деятельности
- «коммуникативность» игрушки (потенциальная направленность на общую, совместную игру)
- оптимальное сочетание новизны и узнаваемости, наличие задачи и ориентиров для её решения
- этический аспект игрушки (вызывает добрые, гуманные чувства)
- эстетический аспект игрушки (художественные качества)
«Современность» игрушки (способность воплотить в себе и передать детям «дух своего времени»)
«Традиционность» игрушки (связь с культурными традициями своего народа)
Технические качества игрушки (прочность и безопасность)