Елена Пузикова
Особенности психологического развития и диагностики раннего возраста при заполнении заключений педагогов-психологов
▼ Скачать + Заказать документы
От года до трех лет
Ведущая деятельность - предметно - манипулятивная.
Важные действия: - орудийные;
- соотносящие;
- ориентировочные.
В этот период развития ребенка нужно воздерживаться от отрицательных оценок.
1. Около года.
А) используем новые объекты;
Б) эмоциональное общение (устронив все отвлекающие объекты)
2. От года до 2-х лет. Часто при диагностике
А) вводят персонаж;
Б) необходима близость матери (ре-к сидит на коленях у мамы)
3. После 2-х лет
Публикация «Особенности психологического развития и диагностики раннего возраста при заполнении заключений педагогов-психологов» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
А) легче вступает в контакт с психологом и тут присутствие мамы иногда нежелательно;
Б) новые игрушки ;
В) начинаем с легких заданий, за тем даем сложные, а за тем в в конце даем легкие;
Г) перерывы (проводим физкульт- минутки);
Д) даем интересное задание и просим довести до конца, для диагностики произвольной регуляции;
Е) нужно избегать повелительного наклонения (сделай, скажи, и т. д.);
Ж) говорить шепотом, то что мы хотим от него, либо используем жесты;
З) искусственное создание ситуации неуспеха (нужно использовать очень осторожно);
Особенности эмоционально-волевой сферы
-эмоции;
- чувства;
На протяжении раннего детства формируются собственно эмоции они имеют характер:
А) интуитивный;
Б) предвосхищающий;
В) способность к общению и коммуникации.
Выделяют три механизма:
1. Механизм заражения (в младенчестве)
2. Механизм подражания (в конце года)
3. Механизм сопереживания (дошкольный возраст)
«В плену эмоций» - произвольно контролировать свои эмоции не может.
Оцениваем
1. Общий фон настроения:
А) тревожность;
Б) эйфория;
В) сниженное настроение
2. Контактность:
А) по желанию сотрудничать со взрослым;
Б) могут возникать затруднения контактов (при неврозах, сенситивном типе акцентуаций);
В) поверхностность контакта (в формальном общении, при снижении интеллекта);
Г) уход от контакта (при РАС)
3. Эмоциональная реакция на поощрение.
А) равнодушие (у У. О. и у чересчур избалованных детей);
Б) специфическая реакция на поощрение у детей невротиков (после поощрения резкое повышение результативности);
4. Эмоциональная реакция на замечание, требование:
А) общая реакция;
Б) результат;
В) необходимы ли строгие меры для коррекции поведения.
В возрасте около трех лет и старше при отсутствии реакции можно подумать, что ребенок У. О., или избалованный ребенок.
5. Реакция на трудности и неудачу:
А) адекватные
- поведенческие;
- речевые + исправления;
Б) не адекватные
- потеря интереса;
- пассивный уход;
- активный уход в плоть до агрессии (с некоторыми типами акцентуаций,
у У. О., возбудимого типа);
-эмоциональный уход (невротики, избалованные дети);
-постоянное обращение к взрослому;
- расторможенность в плоть до полной дезорганизации деятельности (при У. О., и при органических поражениях ЦНС)
Особенности двигательной сферы.
Виды:
Крупная моторика.
1. В 15 месяцев (1 год 3 месяца)
А) ходит долго;
Б) приседает;
В) наклоняется;
Г) встает с коленок;
Д) самостоятельно садится на стул.
2. В 18 месяцев (1 год 6 месяцев)
А) поднимается и спускается по лестнице;
Б) перешагивает через палку;
В) тянет за собой игрушку.
3. В 21 месяц (1 год 9 месяцев)
- может ходить по достаточно узкой поверхности расположенной высотой
от пола ___ 20 см ___
4. В 2 года
А) поднимает игрушку нагнувшись;
Б) перешагивает через разные препятствия;
В) попадает по мячу
5. В 2 года 6 месяцев
- перешагивает приставным шагом через несколько препятствий
6. К 3-м годам
А) стоит на одной ноге несколько секунд;
Б) прыгает на двух ногах;
В) поднимается по лестнице, ставя одну ногу;
Г) садится на трех колесный велосипед
Мелкая моторика
1. В 18 месяцев (1 год 6 месяцев)
- повторяет штрихи
2. К 2-м годам
- повторяет вертикальные линии и пытается закруглять
3. К 3-м годам
- копирует круги по образцу
Особенности познавательной сферы.
Задание с кубиками.
- пространственная ориентировка;
- дифференцированность;
- способность организовать собственное поведение;
- возможности достижения результатов;
- возможность контроля.
Дети старше 15 месяцев (1 год 3 месяца) не должны использовать кубики неадекватно (тащить их в рот, бросать их на пол)
1. В 15 месяцев (1 год 3 месяца)
- строит башню из 2-х кубиков
2. В 18 месяцев (1 год 6 месяцев)
- из 3-4 кубиков
3. В 2 года
- из 8 кубиков
4. В 2 года 6 месяцев
- поезд с трубой
5. От 3 лет
- по рекомендации некоторых психологов можно использовать кубики Кооса.
Задание на соотнесение предметов
На основе пирамидок, матрешек. Просим по образцу собрать пирамидку. Разрушаем, собираем.
1. В год – снимает кольца спонтанно
2. В 18 месяцев (1 год 6 месяцев)
- собирает пирамидку без учета величины (размера).
3. В 2 года
– вкладывает один объект в другой.
4. В 2 года 6 месяцев
– собирает матрешку с учетом размера (возможно использование проб и ошибок
5. В 3 года
- легко собирает пирамидку ориентируясь на размер, часто понимает ошибки, увлечение, восприимчивость помощи.
6. Приблизительно в 3 года 6 месяцев
- иногда может исправлять ошибки самостоятельно.
С предметами быта.
1. В 15 месяцев (1 год 3 месяца)
А) пьет из чашки;
Б) пользуется ложкой;
В) вынимает пуговицу из бутылки
2. В 18 месяцев (1 год 6 месяцев)
А) снимает носки;
Б) листает книгу по нескольку страниц сразу;
В) пытается воспроизводить часто встречающиеся действия.
3. В 2 года
А) поворачивает ручку двери;
Б) кормит куклу;
В) листает книгу по одной странице;
Г) надевает носки, туфли;
Д) работает вилкой
4. В 2 года 6 месяцев
А) самостоятельно одевается (кроме пуговиц и шнурков);
Б) цепочки действий
5. В 3 года
А) подражает большому количеству действий
Б) начинает застегивать пуговицы.
1. К 1 году
- первые слова от 2-х до 12 слов и редко ими пользуется
2. К 3 годам
А) прирост словаря в размере свыше тысячи слов;
Б) соединение линии развития мышления и речи;
В) ребенок становится активным по отношению к словам
Развитие автономной речи
Протекает на протяжении второго года жизни.
В 2-а года ребенок может различать все звуки родного языка.
В норме автономная речь идет на спад к 3-м годам.
Овладение грамматическим строем речи.
Ребенок начинает сочетать слова по законам грамматики.
На 2 году ребенок переходит от однословного к двухсловному предложению.
Развитие самосознания.
Осознание себя как активного деятеля.