Алексиева Юлия Григорьевна
Современные подходы к воспитанию и обучению детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Современным подходом к воспитанию и обучению детей с нарушениями речи является использование технологий. К ним относятся компьютерные развивающие и обучающие программы, компьютерные игры. К компьютерным технологиям следует относиться как к новому культурному языку, новому и уникальному уровню доступа к мудрости, культуре и опыту человечества. Образовательные компьютерные программы и игры могут быть очень эффективными:
1)"Игры для Тигры". Включают блоки по просодии, произношению, фонетике и лексике;
Публикация «Современные подходы к воспитанию и обучению детей с нарушениями речи» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
2)"Домашний логопед". Согласные, гласные, советы родителям, мини-игры "Звуковичок" и "Угадай-ка";
3)"Развитие речи. Учимся говорить правильно". В нем четыре раздела: неречевые звуки, звукоподражание, речевые звуки и развитие связной речи;
4)"Несерьезные уроки";
5)"Грамота Незнайкина"(от4,5 до 7лет);
6)"Гарфилд- детям
7)"Времена года"
8)"Подготовка к школе";
9)"Баба Яга, учимся читать";
10)"Почти готов к школе".
11)"Мерсибо плюс". Предназначено для занятий в детском саду; содержит очень много игр и упражнений для индивидуальной и групповой работы.
12)Логомер-2. Универсальное учебное пособие для детей с нарушениями речи.
13)Логомер-тренажер"Delfa-142". Версия 2.1. комплексная программа для коррекции различных аспектов устной и письменной речи ребенка.
Можно выделить ряд требований, которые должны соблюдаться при разработке компьютерных программ для детей
Исследовательский характер
Ребенок должен иметь возможность легко и самостоятельно обучаться;
развитие широкого спектра навыков и представлений;
высокий технический уровень
соответствовать возрасту; и
быть развлекательными; и
Сегодня разработан ряд программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, в разработке которых принимают участие педагоги и психологи. Цель таких программ-воспитание и обучение детей в процессе игры, развитие их внимания, познавательной деятельности и логического мышления, а также соответствующее развитие речи.
В своей практической работе логопеды используют инновационные методы:
Логопедический массаж-метод положительного механического воздействия, направленный на коррекцию различных речевых нарушений;
Пальчиковый массаж-массаж ладоней с использованием металлических или стеклянных шариков, орехов, каштанов, шестигранных карандашей и инструментов су-джок терапии;
Сказкотерапия-метод и каразвития речи с использованием форм сказок;
Песочная терапия-терапия, направленная на коррекцию речи и способствующая развитию эмоционально-волевой сферы.
На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методики оптимизируют процесс коррекции речи у детей и способствуют оздоровлению всех органов.
Коррекционная педагогика (и логопедия как ее часть) осуществляется на фоне лечебной работы. При этом специалисты опираются на сохранные функции ребенка. Важную роль при этом играет тесное сотрудничество врачей, в основном неврологов, использование фармакотерапиии физиотерапевтических воздействий.
В некоторых случаях особое внимание уделяется семейной терапии, понимаемой как нормализация отношений в семье. Семья не всегда понимает особенности личности ребенка и не в полной мере оценивает его возможности, переоценивая или недооценивая их. Некоторые родители негативно относятся к рекомендуемым оздоровительно-воспитательным мероприятиям и не верят в успех совместной работы с ребенком. Некоторые родители так же не хотят заниматься со своими детьми. Некоторые родители хотят работать со своими детьми и имеют для этого условия, но не знают, что именно они могут и должны делать. В связи с этим специалисты по дошкольному образованию (или практикующие психологи) и педагоги общего профиля в дошкольных образовательных учреждениях должны работать с родителями, а иногда и оказывать психотерапевтическую помощь семьям.
Современная система дошкольного образования детей с нарушениями развития ориентирована на здоровые силы и потенциал ребенка. Эта система является инклюзивной, коррекционной и развивающей. Для него характерны дифференциация и интеграция. Интегративный характер дошкольного образования достигается за счет усилий специалистов разного профиля по изучению и обучению детей с нарушениями развития, сложности решения образовательных и коррекционно-развивающих задач, их взаимосвязи и взаимозависимости, интегрированного и комплексного обучения (по изобразительной деятельности и языку, музыкальному и физическому развитию, педагогической подготовке, в сочетании с укреплением внутрипредметных и межпредметных связей и интеграцией обучения детей с нарушениями развития на основе реализации
Интеграция в обучении детей с различными нарушениями развития является средством обеспечения будущей социальной адаптации таких детей. Под интеграцией понимается создание благоприятных условий для развития и становления личности ребенка, выбор вида образовательной программы в соответствии с его возможностями и потребностями при переходе от дошкольного образования и воспитания к школьному обучению.
Дети с их особенностями и потенциальными возможностями являются активными субъектами, а их воспитание — это процесс управления собственным развитием. Существуют различные методы и формы организации дошкольной интеграции. Реорганизация системы типовых коррекционных образовательных учреждений с целью предоставления педагогам гибкого доступа к различным программам и методам работы, создание новых моделей альтернативных учреждений (таких как прогимназии, мини-школы, детские сады с рядом дополнительных услуг для осуществления работы по выбранным приоритетным направлениям).К ним относятся.
В настоящее время выявлены и научно обоснованы основные условия, способствующие успешной интеграции детей с нарушениями развития. Если говорить кратко, то наиболее важными из них являются раннее выявление нарушений развития и организация раннего коррекционно-образовательного вмешательства с первых месяцев жизни.
Воспитание и обучение детей с нарушениями развития требует различных учебных планов, программ и пособий. Существуют различные модели интегрированного образования: комплексная, частичная и временная интеграция в специальных дошкольных группах в групповых учреждениях (обычных детских садах); полностью интегрированное образование: комплексная, частичная и временная интеграция в специальных дошкольных группах в групповых учреждениях (обычных детских садах); беспокойство в группах здоровых сверстников Полная интеграция детей. В условиях интегрированного образования и воспитания каждый ребенок должен получатьсоответствующуюпомощьвсоответствиисегоограниченнымивозможностями. Развитиетакихдетейв условиях интегрированногообученияивоспитаниятребуетпостоянногоконтроляидинамического наблюдения.
В настоящее время в стране еще не созданы достаточные условия для того, чтобы гарантировать интегрированное обучение детей дошкольного возраста с полным пониманием вопросов интеграции. Видимо, это проблема будущего. Можно с уверенностью сказать, что интегрированное обучение и воспитание является приемлемой формой образования не для всех детей с особыми потребностями, а лишь для некоторых из них.
В заключение, исходя из вышеизложенного, можно сказать, что современный подход к воспитанию и обучению детей с речевыми и языковыми трудностями заключается в:
1. разработкаприемов и методов профилактической логопедической работы;
2. использование компьютерных технологий
3. комплексноевоздействие на ребенка
4."терапия"для родителей;
5. интеграция обучения и воспитания.