Кузнецова Марина Владимировна
Современные технологии сотрудничества учителя-логопеда с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Современные технологии сотрудничества
учителя-логопеда с родителями,
способствующие успешной социализации
детей с особыми образовательными потребностями
Взаимодействие с родителями было актуально всегда. Менялось общество, менялись цели воспитания, менялись формы взаимодействия с родителями. Настоящее время заставляет педагогов искать новые формы взаимодействия с родителями к реализации программ и созданию условий для полноценного и своевременного развития детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями. Нужно приложить немало усилий, чтобы родители были активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями. Значимость семьи становится особенно важной при формировании личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). От характера установления связей в диалоге «родитель – ребенок с особыми образовательными потребностями» будет зависеть успешность социализации ребенка в обществе.
Публикация «Современные технологии сотрудничества учителя-логопеда с родителями» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Социализация осуществляется путем усвоения ребенком социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации ребенок становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей, в обществе знания, умения, навыки.
Социализация детей с особыми образовательными потребностями требует специальной организации и комплексного сопровождения социального становления ребенка, в том числе в дошкольных учреждениях, в процессе его воспитания, образования и развития.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание стало уделяться взаимодействию дошкольного учреждения с родителями и поиску креативных и нетрадиционных форм передачи информации.
Важной социальной задачей, стоящей перед дошкольным образовательным учреждением, является оказание помощи семье в воспитании ребенка с ОВЗ с целью социализации его к условиям школы. Должны измениться не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и философия взаимодействия: от «работы с родителями» до «сотрудничества». В соответствии с этим родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.
От правильного взаимодействия детского сада и семьи зависит успех воспитания, обучения и социализации детей с особыми образовательными потребностями. Задача детского сада — вооружить родителей современными педагогическими знаниями и технологиями.
Современным аспектом взаимодействия детского сада и семьи, способствующем успешной социализации детей с особыми образовательными потребностями является использование ИКТ. Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий. Этот процесс в образовании сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса детей с ОВЗ, в содержании технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям и способствовать гармоничному вхождению ребенка с ОВЗ в общество, т. е. их социализация. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности.
Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного коррекционно - образовательного процесса детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС, значительно повышающей его эффективность, должны стать первой ступенью в формировании основ информационной личности ребенка с особыми образовательными потребностями, способствующей успешной социализации ребенка в информационном обществе, через взаимодействие с семьей.
Компьютерные средства обучения, предназначенные для специального образования, прежде всего, основаны на научно-обоснованных методах коррекции нарушений развития, учитывают общие закономерности и специфические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Применение специализированных компьютерных технологий при работе с ними позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций.
Актуальным является внедрение информационных технологий в работу с детьми с ОВЗ не только в ДОУ, но и в семьи, воспитывающего такого ребенка.
Работа с родителями по пользованию ИКТ является одним из приоритетов образования. Это важно для всех участников педагогического процесса: детей, педагогов, родителей. Это:
• оптимизация коррекционного процесса дошкольников посредством информационно-коммуникационных технологий для осуществления качественного коррекционного воздействия на детей с ОВЗ, создание у ребенка более высокой, по сравнению с традиционными методами, мотивационной готовности к обучению, в следствие чего повышение роста достижений ребенка с ОВЗ.
• внедрение ИКТ в работу существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека к другому.
• современные ИКТ, повышая качество обучения и образования детей с ОВЗ, позволяют детям успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям.
• активное и эффективное внедрение новых технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающим требованиям современному обществу и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.
Сейчас происходит процесс повсеместного использования ИКТ в современном обществе. По сравнению с традиционными формами обучения детей с особыми образовательными потребностями ИКТ обладает рядом преимуществ:
1. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
3. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
4. Предоставляет возможность индивидуализации обучения детей с ОВЗ;
5. В процессе своей деятельности за компьютером ребенок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
6. Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
7. Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их;
8. Компьютерные игры имеют большое значение для развития интеллекта детей, их моторики, для формирования координации зрительной и моторной функций.
Сегодня компьютерные игры все более широко применяются для решения образовательных задач. Однако наряду с пользой компьютерные игры могут причинять и вред. Основные вредные факторы, воздействующие на ребенка:
• чрезмерное обращение с компьютером может привести к ухудшению зрения ребенка;
• чрезмерное обращение с компьютером также может отрицательно сказаться на его психическом здоровье ребенка с ОВЗ;
• ребенок с ОВЗ – особенный ребенок, он может формироваться и развиваться, только общаясь с людьми, живя в реальном мире, а не в виртуальном мире;
• излучение.
Чтобы уменьшить воздействие этих вредоносных факторов, необходимо четко регламентировать продолжительность применения компьютерных технологий в соответствии с СанПин, использовать физминутки для снятия статического напряжения ( особенно верхней части тела: шеи, плеч, спины) и проводить зрительную гимнастику (переключение зрения с ближнего на дальнее, чтобы снять напряжение цилиарной мышцы глаз). Главное в использовании компьютерных игр придерживаться рекомендаций, как педагогам, использующих на занятиях, так и родителям.
Применение специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с ОВЗ, проникают во все направления обучения и развития детей с ОВЗ. Позволяют повысить эффективность коррекционного обучения, значительно сокращают время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков позволяют преодолеть нарушения высших психических функций, предупреждают возникновение вторичных расстройств а, следовательно, снижают риск социальной дезадаптации детей с особыми образовательными потребностями.
Специфика современных информационных технологий заключается в том, что они проникают в сферу интеллектуальной деятельности человека, являются новым интеллектуальным инструментарием и пронизывают весь коррекционно –образовательный процесс по различным образовательным областям.
Основными формами использования ИКТ в условиях ДОУ для детей с ОВЗ являются развивающие компьютерные игры, дидактические компьютерные игры, аудиовизуальный ряд, компьютерные технологии для индивидуальной работы с ребенком, видеофильмы, звукозаписи, презентации.
Привлечение родителей к участию в воспитательном процессе в дошкольном учреждении способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в садике и за его пределами, повышает его социальный статус и компетентность родителей в обучении и воспитании детей с ОВЗ. Работа по повышению педагогической и психологической культуры родителей через использование ИКТ позволяет сделать работу по коррекции детей с ОВЗ более успешной.
Успешная коррекционная работа с ребенком невозможна без определенного специального образования родителей. Поэтому педагог, работающий с такими детьми, должен донести до родителей информацию по использованию ИКТ в домашних условиях.
В заключение, хочется отметить, что используя ИКТ в своей работе, мы открываем для себя очень много нового и интересного. Мы вместе с детьми, с родителями входим в увлекательный мир информационно-коммуникационных технологий, учимся вместе с ними быть интересными, креативными, позитивными, таким образом, становимся более профессиональными, грамотными, а самое главное эта работа доставляет всем участникам коррекционного процесса огромное удовольствие. А ребенок при этом чувствует себе комфортно и на ступеньку выше, чем другие дети.