Наталья Вучичевич
Современные технологии развития лексико-семантической стороны речи детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей
На сегодняшний день одним из основных показателей готовности ребенка к обучению в школе является правильная, хорошо сформированная, развитая речь. Важным моментом в общем речевом развитии выступает развитие лексико-семантической стороны, особенно у детей с недоразвитием речи. Для того, чтобы определить, какие технологии можно использовать для работы в данном направлении, нужно точно понимать, что включает в себя понятие «лексико-семантическая сторона речи».
Публикация «Современные технологии развития лексико-семантической стороны речи детей дошкольного возраста, Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Из общего понятия можно выделить две составные части: лексика и семантика.
- Что подразумевает под собой термин «лексика»?
Лексика – совокупность слов того или иного языка. Или проще это словарный состав языка, словарь.
- Какой словарь мы различаем?
Активный и пассивный.
Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет.
Пассивный словарь – это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет.
- Какой из этих словарей у человека богаче (шире?
Пассивный.
- Какие задачи стоят перед педагогами при работе над словарем?
Обогащать, уточнять, активизировать, устранять нелитературные слова, переводя их в пассивный словарь.
- Какие методы и приемы формирования словаря вы можете назвать?
Наглядные: наблюдение, экскурсии, обследование предметов, рассматривание иллюстраций, картин с малознакомым содержанием.
Словесные: беседа, составление рассказов.
Практические: дидактические, сюжетно-ролевые игры.
- Однако важно не столько совершенствовать количественно словарь ребенка, сколько изменять его качественно. Ребенок должен уметь не просто назвать слово, но самое главное понимать, что оно обозначает. Чтобы затем правильно осмыслено использовать его в соответствии с контекстом выражения.
Примеры неправильного использования слов из практики воспитателей.
И в этом качественном изменении словаря нам помогает изучение семантическойстороны слова.
Семантика – раздел лингвистики, изучающий смысловое значение единиц языка. т. е смысл слова.
Правильное понимание смысла слов позволяет ребенку вступать в общение со взрослыми и сверстниками, составлять связанные рассказы.
Слова в лексике связаны тысячами невидимых смысловых нитей и образуют сложную систему – семантическое поле. У одного слова в его семантическом (смысловом) поле существуют множество слов, которые помогают понять данное слово, которые взаимодействуют с ним, слова образованные на основе этого слова.
Определить слова входящие в семантическое поле слова поможет следующее упражнение:
Назовите, что вам приходит на ум, когда вы слышите слово «молоко».
Или назовите слова входящие в семантическое поле слова «кошка»:
Слова, образованные на его основе с помощью корней, суффиксов, окончаний – кошечка, котище, кошачий…
Прилагательные – пушистая…
Глаголы – мяукает…
Классификация – животное …
Слова, которые мы используем в одном контексте - молоко, мышка, клубок…
Соответственно, чем старше ребенок, чем лучше у него развита речь, тем шире лексико-семантическая сторона его речи.
Например:
Маленькие дети могут сказать о кошке несколько слов, простых фраз – кошка спит.
Дети старшего возраста могут рассказать целую историю про кошку.
Для развития семантической стороны речи мы используем в своей работе как традиционное рассматривание, обследование, сравнение предметов, явлений, так и дидактические игры. Я предлагаю игры, которые помогают глубже понять смысл изучаемых слов.
Игры с родственными словами:
• “Чужое слово”. В ряд родственных слов включается одно слово, созвучное остальным, но отличное по семантике. Дети должны выделить существенный смысловой признак, определить не родственное слово и обосновать свой выбор.
рис, рисунок, рисовать, зарисовка –
Игры с антонимами.
• «Назвать пару слов – неприятелей» - среди трех слов детям необходимо узнать пару антонимов, повторить их и доказать правильность ответа
высокий – большой – низкий
ночь, сутки, день.
• “ Выбрать из 3-4-х слов одно противоположное по смыслу”.
Обязательно дать аргументированный полный ответ.
лесник – лес, охота, дровосек (слова соперники лесник и дровосек. Потому что лесник сажает, охраняет деревья, а дровосек их срубает)
спички / свеча, пожар, огнетушитель, костер/.
Игры с синонимами.
• “Конкурс слов-сравнений”. Задание: Кто придумает самое красивое, самое точное слово?
Утренний густой туман похож на… сметану, снег, сугроб, вату…Блестящая на солнце паутинка похожа на …
Олицетворения дети позже использовали при составлении рассказов.
• “Как сказать?” Самостоятельный подбор синонимов к данному слову на основе предварительной работы.
Как сказать, если что-то или кто-то движется по кругу? - кружится, вьется, вращается, вертится, крутится…
Листья опадают с деревьев – кружат, опускаются, падают, валятся, отрываются, сыплются…
Игры с многозначными словами и словами, имеющими переносное значение.
• “ У кого? У чего?”
У кого и у чего бывают слезы? – у девочки, у бабушки, у дождя, у росы, у природы, у неба…
Каждый вариант рассматривается в контексте, включается в предложение, подбираются синонимы, уточняется семантика.
• “Сравни и объясни”. Дети должны самостоятельно предположить, как появилось данное значение слова, уточнить его, подобрать синонимы, включить словосочетание в предложение.
сырой картофель – сырой день.
Игры на развитие ассоциаций, способствующие развитию мыслительной деятельности, в частности операций сериации, обобщения, сравнения, классификации, установлению причинно-следственных связей.
• “Пара к паре”. Догадайтесь, почему слова стоят в паре и найдите такую же пару одинокому слову.
Туча – дождь, стручок - (грядка, урожай, горошина). Пара стручок – горошина, потому что дождик падает из тучи, а горошина из стручка.
Осина – лист, сосна -(хвоя, бор, береза). Пара сосна – хвоя, потому что на осине растут листья, а на сосне – хвоя.
• “ Что общего у предметов?”
Крокодил, киви, огурец – зеленый цвет
дождь, лужа, река - …вода
• “ Отгадай предмет по названию его частей”
Носок, пятка, голенище, каблук, молния, подошва – сапог.
- Какие известны технологии для развития лексико-семантической стороны речи?
Технологии, в основе которых лежит работа с семантическим полем слова.
Синквейн – составляется из слов, входящих в семантическое поле изучаемого слова.
Кошка
Пушистая, сердитая.
Мяукает, царапает, шипит.
Кошка любит независимость.
Животное.
Интеллект-карты Суть его заключается в следующем: берется какая-то определенная основная тема, а затем от нее, как лучи от солнца или ветви от ствола дерева, строятся различные идеи, так или иначе связанные с основной темой. Устанавливаются также связи между различными ветвями. Каждая новая идея (ветвь) становится исходной точкой для продолжения этого процесса, то есть вновь от нее отходят связанные с ней идеи. В принципе, этот процесс может быть бесконечным.
Составить интеллект-карту для слова «кошка».
Но также мы можем использовать и другие технологии речевого развития.
Мнемотаблицы– дают схему изучения предмета, используя которую мы также можем раскрыть семантическое поле слова.
Т. е любые технологии, которые помогают понять, уточнить слово, расширить представление о его значении, могут быть использованы при работе надразвитием лексико-семантической стороны речи дошкольников.