Александра Косинова
Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя)
▼ Скачать + Заказать документы
Косинова А. В., воспитатель
ГБДОУ детский сад №32
Кировского района Санкт-Петербурга
Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя).
Публикация «Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, в которой ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, то есть не только воспроизводить и повторять, созданное другими, но и сам выступать в роли творца. Использование игры позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.
Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным - педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают : конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов. Педагогическая технология в дошкольном образовании представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих содержание дошкольного образования, комплекс форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, реализующих воспитательно-образовательный процесс. Современные педагогические технологии, используемые в дошкольном учреждении направлены на реализацию федеральных государственных стандартов дошкольного образования.
В моей профессиональной деятельности присутствует совместная деятельность детей со взрослым (воспитателем, самостоятельная деятельность детей и взаимодействие с семьей. В своей практике я могу организовать игру на основании заранее продуманного общего направления сюжета и подготовленных предметно-игровых материалов, или присоединиться к уже играющим детям. Я участвую с детьми в игре на равных или могу влиять на содержание и общий ход игры теми же способами, что используют другие играющие. В сюжетно-ролевой игре могу придумать сюжет игры, выступить с интересными предложениями о ее сюжетном продолжении, ввести в игру новый персонаж, создать проблемную ситуацию. Сюжетно-ролевая игра - одна из творческих игр. В сюжетно-ролевой игре дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.
Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами определяют тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнёров, сами устанавливают игровые правила, следят за выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является - сюжет, который представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (готовит обед, крутит руль машины и др.) - одно из основных средств реализации сюжета.
Рассмотрим совместное мероприятие родителей и детей в нашей группе с использованием игровых технологий в форме игры-путешествия под названием «Путешествие на корабле». Целью данного мероприятия было формировать у детей интерес к совместной сюжетно-ролевой деятельности, конкретизировать и расширить представления детей о разных профессиях людей, вовлечь родителей и поделиться с ними жизнью детей в стенах нашего детского сада. Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка.
С детьми была проведена предварительная работа : мы читали художественную литературу о моряках, беседовали о моряках и профессиях на корабле, о разных профессиях людей, просматривали презентации на тему профессий людей, разучивали речевку, стихи, рассматривали иллюстрации водного транспорта и играли в дидактические игры. Вместе с родителями и детьми готовили атрибуты: был разработан корабль, изготовлен якорь, спасательный круг, штурвал, карта, флажки, бинокли, подзорные трубы, пошиты бескозырки, швартовые и сундук с сокровищами.
Зал был оформлен в морском стиле, в центре стоял корабль и были выделены четыре острова, оформленные в соответствии с профессиями, представителями острова. Среди детей были выбраны капитан корабля, штурман, кок, врач и моряки. Во время мероприятия некоторые родители были наблюдателями праздника, некоторые присоединились к детям на корабле и стали путешественниками. Так же родители с удовольствием были непосредственными участниками -представителями профессий на островах (на острове «Здоровье» -врач, на острове «Ателье» - швея, на острове «Питание» - повар и на острове «МЧС» - сотрудник МЧС). Они загадывали загадки, проводили конкурсы, дети читали стихи, играли в игры. (подробнее с конспектом можно ознакомиться https://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2020/05/26/konspekt-neposredstvennoy-obrazovatelnoy-deyatelnosti-po)
В ходе мероприятия дети продемонстрировали умение дружно решать поставленные задачи, читать речевку, умение читать карту и следовать ей, проявлять доброжелательность к сверстникам и идти на помощь друг другу.
В результате данного совместного мероприятия родителей и детей в нашей группе, удалось привлечь родителей к деятельности детей, углубить представление детей о профессиях людей, помочь понять значимость разных профессий в жизни людей и их взаимосвязь, а также развить речевую активность, сформировать умение четко и последовательно отвечать на вопросы, был сформирован у детей интерес к совместной сюжетно-ролевой деятельности. После проведенного мероприятия, родители выражали свою благодарность за интересный праздник и новый опыт общения со своими детьми, как непосредственные участники, а не просто зрители. Было высказано пожелание продолжать такой опыт. Детям очень понравилась такая форма игровой деятельности. Мы в группе продолжаем ставить корабль, и дети с удовольствием плавают на нем, играя разные роли, изменяя сюжет.
Так же в своей практике использую ИКТ для более наглядной демонстрации того или иного материала. Мы просматриваем презентации, короткие видеоролики на различные темы (пожарная безопасность, ПДД, оказание первой помощи и т. д., затем проигрываем с детьми, с использованием атрибутов (сюжетно-ролевые, театрализованные игры).
В театрализованных играх (играх-драматизациях) актерами являются сами дети, которые берут на себя роли литературных или сказочных персонажей. Сценарий и сюжет такой игры дети не придумывают сами, а заимствуют из сказок, рассказов, фильмов или спектаклей. Задача такой игры состоит в том, чтобы, как можно точнее воспроизвести роль взятого на себя персонажа. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни- сюжетом игры.
Особенность театрализованных игр в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Творческое обыгрывание ролей в театрализованной игре значительно отличается от творчества в сюжетно-ролевой игре. В сюжетно-ролевой игре ребенок свободен в передаче изображения ролевого поведения. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы его осуществить, мы сначала читаем художественное произведение, обсуждаем с детьми, каков персонаж, почему так поступает, его состояние, чувства. Нашим детям очень нравится такой вид театрализованной деятельности, как спектакль, где дети - как актеры выполняют каждый свою роль.
Помимо творческих игр существуют и другие виды игр. В жизни детей нашей группы постоянно (каждый день) присутствуют подвижные игры, которые можно разделить на несколько видов по степени подвижности (малой, средней, большой подвижности, по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др., по предметам (с мячом, лентами, обручами, флажками, кубиками и др.).
А также, дидактические игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка.
Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая заложена в ней, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактического материала используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др., объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи : расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация, совершенствовать речь. В нашей группе широко представлены настольно-печатные игры. Они разнообразны по содержанию, обучающими задачами, оформлению и помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, учатся отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы, так что игра оказывает большое влияние на развитие общения детей.
Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что именно этой деятельности принадлежит ведущая роль в дошкольном возрасте.