Анна Звонар
Современные способы развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста
Как утверждал Л. С. Выготский, основной функцией личности является творческая переработка имеющегося социального опыта. Польза от этой переработки для личности напрямую зависит от её потребности в творчестве : чем выше данная потребность, тем деятельность личности эффективнее. Становление потребности в творчестве определяется уровнем развития творческого мышления.
Публикация «Современные способы развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
Старший дошкольный возраст – период творческих проявлений ребёнка, поскольку на данном возрастном этапе бурное развитие получает образное мышление. Именно в 5–6 лет ярко проявляются основные особенности развития творческого мышления : высокий уровень вербализации, анимизм, видение целого раньше частей и другие [3]. Следовательно, особое внимание развитию творческого мышления у ребёнка должно быть уделено в наиболее сенситивном для этого старшем дошкольном возрасте.
Разработкой и изучением способов развития детского творчества занимались многие учё ные: Г. С. Альтшуллер Д. Б. Богоявленская, Ф. Е. Василюк, В. В. Зеньковский, И. В. Мельченко, Е. И. Николаева, Дж. Ниренберг, В. Н. Рыбинский, А. Э. Симановский, В. Б. Синельников, Э. Стоунс, Л. Ф. Тихомирова и другие. Принято выделять следующие способы развития творческого мышления : игра, словотворчество, решение головоломок, нестандартных ситуаций, сочинение сказок, историй и множество других. Среди современных способов развития творческого мышления особый интерес для детей представляют : составление лимериков, индивидуальный мозговой штурм по сказке Т. Александровой и карточная игра НЛП (нейро-лингвистического программирования).
Составление лимериков представляет собой процесс сочинения стихотворения (лимерика) по заданной схеме. Лимерик получил своё название от одноимённого Ирландского города, в котором появился впервые. Схема составления лимерика очень проста и выглядит следующим образом. (Схема 1)
Схема составления лимерика
Вначале рифмуются первая и вторая строчки, затем третья и четвёртая, пятая строчка содержит вывод и не рифмуется. Ребёнку предлагается примерный текст лимерика, помогающий понять схему его составления:
1 строчка – Жил-был кто-то. 2 строчка – Этот кто-то был похож на что-то. 3 строчка – С кем-то наш кто-то дружил. 4 строчка – Что-то наш кто-то натворил. 5 строчка – И вот что из этого получилось.
Создание лимерика происходит по этапам, как и реализация индивидуального мозгового штурма.
Брейсторминг или метод мозгового штурма является одним из эффективных способов развития творческого мышления. Его эффективность обеспечивается высоким уровнем проблемности [1, С. 26]. Создан данный метод американским психологом А. Ф. Осборном в 1953 г. Развитие творческого мышления посредством индивидуального мозгового штурма по сказке Т. Александровой «Домовёнок Кузя» включает в себя три этапа.
1 этап (повествовательный; «сказочный») – рассказывание ребёнку продолжения сказки Т. Александровой про Домовё нка Кузьку: Кузю поймала Баба-Яга и закрыла на чердаке своего нового дома для плохого настроения.
2 этап (проблемный; «активный») – решение ребё нком проблемных ситуаций: чтобы убежать, Кузе необходимо придумать пять способов преодоления каждого препятствия. Первое препятствие – закрытая дверь на чердаке, второе – глыба льда, третье – костёр, четвёртое – кактус, пятое – кот Бабы Яги. Ребёнку предлагается плоскостная схема дома Яги, выполненная из картона (21x35 см, картонные фигурки препятствий и Кузи (2x3 см).
Схема для индивидуального мозгового штурма по сказке Т. Александровой «Домовёнок Кузя» (Схема 2 представлена в презентации).
3 этап (оценочный; «эмоциональный») – положительная оценка деятельности ребё нка в процессе разрешения им проблем: похвала за выполненное задание.
Этапностью построения характеризуется и карточная игра НЛП, разработчиком которой является американский психолог Я. Холландер. Изначально она создавалась как способ представления нейро - лингвистического программирования для заинтересованных в этом лиц [5, С. 132]. Суть карточной игры НЛП как способа развития творческого мышления у детей предшкольного возраста заключается в сочинении ребёнком сказки на основе её предварительного карточного моделирования.
Карты изготавливаются из прочного картона. В колоде 17 карт разного цвета: вводная карта с изображением звезды (1 шт. зелёного цвета, карты Оракула с изображением реалистичных предметов: клубка, жука и др. (6 шт. оранжевого цвета, карты нанотехнических приё мов с изображением схематичных предметов: лестницы, овала и др. (9 шт. розового цвета, карта подстройки к будущему с изображением месяца на звёздном небе (1 шт. голубого цвета). Каждый цвет тасуется отдельно. Размер карты: 7x10 см. В карточной игре НЛП можно выделить пять основных этапов.
1 этап (вступительный) : беседа с ребёнком о звёздах, знакомство с картами. Демонстрация карт, объяснение правил игры.
2 этап (начальный) : рассказывание начала сказки «Про Звезду, которая упала с неба». Ребёнку предлагается помочь Звезде вернуться на небо, следуя указаниям, которые будет давать Месяц: «Во время своего путешествия помни: тебе нужно взять с собой в дорогу … (выкладывается карта Оракула № 1, называется предмет, изображённый на ней) и избегать встречи с … (выкладывается карта Оракула № 2, называется предмет, изображённый на ней). Затем нужно преодолеть три препятствия: 1) помочь … (выкладывается карта с изображением нанотехнического приёма № 1, и ребёнок озвучивает рисунок, изображённый на ней, 2) превратиться в … (выкладывается карта с изображением нанотехнического приёма № 2, ребёнок озвучивает рисунок) 3) и найти … (выкладывается карта с изображением нанотехнического приёма № 3, ребёнок озвучивает рисунок).
3 этап (основной) : обобщение сказки ребёнком, фантазирование.
4 этап (кульминационный) : выполнение трёх приёмов НЛП.
5 этап (заключительный) : окончание сказки (подстройка к будущему).
Вышеописанные способы вызывают неподдельный интерес у детей 5–6 лет, потому что максимально учитывают основные особенности развития их творческого мышления.
Соответствие современных способов развития творческого мышления у детей 5–6 лет основным особенностям развития данного психического процесса в старшем дошкольном возрасте :
1. Высокий уровень вербализации (проговаривание стихотворения, придумывание решения, рассказывание сказки.
2. Анимизм - одушевление неживого (героями лимерика могут быть неживые предметы, решение проблем предполагает одушевление предметов, герои игры – неживые предметы.
3. Видение целого раньше частей (схема даёт целостное представление о лимерике, наличие чёткой конечной цели, наличие чёткой конечной цели.
4. Надситуитивно - преобразовательный характер творчества (создание лимерика на основе схемы, решение заданных проблем, моделирование ситуации.
5. Стремление получить продукт (лимерик, выполнение игровой задачи, сказка.
6. Наглядность – основа интереса (схема составления лимерика, картонные фигурки героев сказки, карты).
Значение данных средств развития творческого мышления очень велико :
развитие детского творчества на основе ухода, отвлечения от реальности и создания нового, интересного для самого ребёнка продукта;
личная значимость базируется на получении удовольствия от создания продукта;
социальная значимость основана на принесении пользы, удовольствия близким людям с помощью продукта творчества.
М. Вертгеймер писал: «Если решение задачи достигается в результате простого припоминания, механического повторения пройденного, заученного ранее, благодаря случайному открытию в серии слепых проб, то заданный процесс не может быть творческим» [2, с. 38]. Стихосложение, индивидуальный мозговой штурм и карточная игра НЛП – эффективные способы развития творческого мышления, так как они содержат в себе проблему, которую ребёнку нужно решить и на основе этого создать субъективно новый продукт – сочинить лимерик, выполнить игровую задачу, создать сказку. Кроме этого, использование данных способов в работе с детьми дошкольного возраста обеспечит их заинтересованность необычным содержанием, даст им возможность задуматься и пофантазировать.
Список использованной литературы:
Альтшуллер, Г. С. Алгоритм изобретения [Текст] / Г. С. Альтшуллер. – М. : Московский рабочий, 1969. – 272 с.
Вертгеймер, М. Продуктивное мышление [Текст] / М. Вертгеймер. – М. : Прогресс, 1987. – 336 с.
Николаева, Е. И. Творчество в мире взрослых [Текст] // Психология детского творчества / Е. И. Николаева. – СПб: Речь, 2006. – С. 9 – 37.
Плясунова, Т. Маленькие поэты [Текст] / Т. Плясунова // Детский сад со всех сторон. – 2002. – № 22. – С. 8 – 9.
Рауднер, Я. НЛП: Новые модели [Текст] : Методическое пособие для участников семинаров по НЛП / Я. Рауднер, П. Врица, М. Холл, Я. Холандер. – М. : Центр психологической культуры, 2001. – 172 с.