ТАТЬЯНА БУДАНОВА
Современные проблемы детской игры и игрушки
▼ Скачать + Заказать документы
Современные проблемы детской игры и игрушки
В настоящее время игровой деятельности детей дошкольного возраста придается большое значение. Игра занимает важное место в жизни ребенка дошкольного возраста, являясь ведущим видом их деятельности. Проблема игры стала привлекать внимание ученых в конце 19- века. Этот интерес не угас и до настоящего времени.
Многие считают, что сейчас дети иначе общаются друг с другом. Они отмечают, что изменилось все: дети, игры, интересы, родители, отношение семьи к школе. Изменилась и атмосфера в семьях. Родители и дети живут сейчас более интенсивной жизнью, в которой все меньше времени остается на общения друг с другом, для игр нет времени. Родители, стремящиеся всё свободное время отдать зарабатыванию денег. Воспитание ребёнка сводится к заботе о его здоровье, к устройству комфорта. Современные родители сегодня очень щедры на покупки игрушек, но мало кто из них уделяет внимание развивающей ценности той или иной игрушки. Одна из самых популярных игрушек это планшет, компьютер. А ведь игрушка способствует формированию в детском сознании модели окружающего мира. Образы мамы и папы; друга и врага; добра и зла. Всего того, на что ребенок будет ориентироваться как на духовный компас. Будет ли ребенок заботиться о своих родителях, с уважением относится к подрастающему поколению, немало зависит и от тех игрушек и от тех игр, в которые играет ребенок. Дети всю информацию воспринимают в виде образов и из этих образов строят свою модель мира.
Публикация «Современные проблемы детской игры и игрушки» размещена в разделах
В последнее время, полки детских магазинов заставлены коллекциями кукол вампиров игра, с которыми ведет к угасанию материнских функций. Происходит подмена образов. Мальчики предпочитают играть с роботами трансформе рами, которые в процессе преобразования становятся все более изощренными убийцами.
Что же касается дошкольных учреждений, то любой педагог скажет, что дети должны играть много и разнообразно, что игра, прежде всего развитие, поэтому обучение должно проходить только в игровой форме. Но, несмотря на понимание необходимости присутствия игры в детстве недостаточно внимания уделяется сюжетно – ролевой игре, которая является наиболее полезной для развития ребенка. Игра должна быть самостоятельной и мотивированной изнутри самим ребенком, она не должна быть навязчивой. Правильно играющие дети более самостоятельные, организованные, творческие, лучше подготовленные к обучению в школе.
Сформированность сюжетной игры у дошкольника позволяет воссоздать в активной, наглядно-действенной форме неизмеримо более широкую сферу действительности, далеко выходящую за пределы личной практики ребенка. В игре дошкольник и его партнеры с помощью своих движений и действий с игрушками активно воспроизводят труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними и т. д.
С точки зрения Д. Б. Эльконина, «игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т. е. возникает из условий жизни ребенка в обществе» [27, 32].
Социальная обусловленность сюжетно-ролевой игры осуществляется в двух планах: 1) социальность мотивов; 2) социальность структуры.
Дошкольник не может реально участвовать в производственной деятельности взрослых, что порождает у ребенка потребность воссоздать мир взрослых в игровой форме. Ребенок сам хочет водить машину, готовить обед, и это становится ему по силам благодаря игровой деятельности.
В игре создается мнимая ситуация, используются игрушки, копирующие реальные предметы, а затем и предметы - заместители, которые благодаря своим функциональным признакам дают возможность заменить реальные предметы. Ведь главное для ребенка заключено в действиях с ними, в воссоздании взаимоотношений взрослых: все это приобщает дошкольника к социальной жизни, дает возможность стать как бы ее участником.
Социальность структуры и способов существования игровой деятельности впервые отметил Л. С. Выготский, который подчеркнул опосредующую роль речевых знаков в игре, их важное значение для специфически человеческих психических функций — речевого мышления, произвольной регуляции действий и т. д.
Ребенок - дошкольник, входя в коллектив сверстников, уже имеет определенный запас правил, образцов поведения, каких- то моральных ценностей, которые сложились у него, благодаря влиянию взрослых, родителей. Дошкольник подражает близким взрослым, перенимая их манеры, заимствует у них оценку людей, событий, вещей. И все это переносится на игровую деятельность, на общение со сверстниками, формирует личные качества ребенка.
Поощрительное отношение к игровой деятельности со стороны родителей имеет большое позитивное значение для развития личности ребенка. Осуждение игры, стремление родителей сразу переключить ребенка на учебную деятельность, порождает у дошкольника внутри личностный конфликт. У ребенка возникает чувство вины, которое внешне может проявиться в реакциях страха, низком уровне притязаний, вялости, пассивности способствует появлению чувства неполноценности.
Сегодня мы не увидим такой игры, как ее описывал Д. Б. Эльконин. Сегодня ролевые игры, даже если и возникают, отличаются однообразием. Изменение социокультурных условий жизни детей, которое интенсивно происходит в последнее время, повлекло за собой изменение сюжетов и содержания сюжетно-ролевой игры, а также уровня ее развития.
Принципиальное отличие игры современных дошкольников двойственно: с одной стороны, появились игры, заимствованные из мультфильмов, очень популярны игры в супергероев, людей-пауков, фей Винкс, которых можно представить типичным набором простых действий или фраз. Отношения между персонажами примитивны.
С другой стороны дошкольники ограничены в присвоении социальных ролей. Жизнь взрослых перестает быть содержанием игр. Место близких взрослых начинают занимать виртуальные персонажи. Большинство впечатлений дети получают из телевизионных передач. Итак, подведя итоги вышесказанного, хочется сказать, что проблемы игры детей дошкольного возраста есть, и они очевидны:
1. Сюжеты игр современных дошкольников отражают преимущественно телевизионную тематику.
2. У большинства современных дошкольников игра не достигает своей развитой формы.
3. Многим детям трудно наладить контакт в сюжетно-ролевой игре, взять на себя роль лидера, не отступиться от правил игры.
4. Уровень развития игры современных дошкольников значительно ниже, чем у их сверстников середины прошлого века.
Сложившаяся ситуация побуждает поставить вопрос о формировании более серьезного и ответственного отношения к игре дошкольников - как у педагогов и родителей, так и на уровне государственной образовательной политики. Редукция игры в дошкольном возрасте может иметь самые печальные последствия для личностного развития подрастающего поколения.