Надежда Николенко
Психологические аспекты детской игры
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра, которая имеет важное значение для его психического развития. Основным мотивом деятельности ребенка является желание войти в жизнь взрослых, пользоваться их предметами, открыть мир человеческих взаимоотношений, действовать как взрослый. Ребенок не может самостоятельно жить во взрослом мире и поэтому единственная возможность осуществить свое стремление – это игра. Именно в игре происходит первичная ориентация в смыслах и мотивах человеческой деятельности, возникает осознание своего места в системе отношений взрослых. Ребенок начинает все точнее понимать социальные роли и связывающие их отношения, соотносит свою позицию и позицию взрослого, на основе этого у него возникает новый социальный мотив – заниматься общественно значимой и общественно оцененной деятельностью. Происходит изменение его мотивационно-потребностной сферы: в начале дошкольного возраста мотивы носят характер неосознанных, аффективно-окрашенных желаний, связанных с наличной ситуацией. К концу дошкольного возраста мотивы ребенка существую в виде обобщенных намерений, начинается осознавание мотивов. Появление и развитие в этот период соподчинения мотивов можно рассматривать в качестве критерия развития личности ребенка.
Публикация «Психологические аспекты детской игры» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
В качестве другого важного значения сюжетно-ролевой игры для развития ребенка - это влияние на преодоление познавательного эгоцентризма, когда ребенок не способен отграничить свою точку зрения от другой, что приводит к господству только своего мнения. В игре, принимая на себя игровые роли, ребенок научается соотносить различные точки зрения, вставать на позицию другого, усваивает моральные и нравственные нормы, усваивает основные правила взаимодействия между людьми и уже может оценить свои поступки как хорошие или плохие. В младшем дошкольном возрасте моральная оценка поступка еще совпадает с эмоциональной, к концу дошкольного возраста ребенок способен совершать поступки исходя из интересов другого человека, а не своих собственных, проявлять чувства симпатии, помощи и заботливости. Большую роль в этом играет взрослый, который является образцом для подражания, прямо и косвенно влияет на личностное развитие дошкольника.
В процессе игр с правилами происходит развитие произвольного поведения ребенка, связанное с подчинением своих поступков тому образцу, которым являются для ребенка поведение и оценка взрослого. В связи с этим к концу дошкольного возраста у ребенка появляется управлять собой, своим поведением и поступками.
Ролевая игра возникает на границе раннего и дошкольного возраста и интенсивно развиваясь, достигает ко второй половине этого возрастного периода своего расцвета.
Игра это не только удовольствие и радость для ребенка, но и средство самовыражения. Через игру ребенок познает окружающий мир, приобретает новые знания, умения, навыки. В ролевой игре, дети в игровой форме воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок выбирает соответствующий образ – мамы, доктора, водителя, пирата – и образцы его действий. Дети старше 3-х лет становятся гораздо более самостоятельными, они уже имитируют предметную деятельность – режут хлеб, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий, их действия могут быть не согласованы друг с другом, они часто забывают о результате – для чего и для кого они это делали. Для детей постарше, средних дошкольников главное – отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому пятилетний ребенок никогда не забудет «нарезанный» хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий – сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот.
Возможности игры :
Игра способствует не только становлению общения со сверстниками.
Игры помогают детям адаптировать к новым условиям.
В игре происходит существенная перестройка поведения ребенка – оно становится произвольным.
Происходит коррекция нежелательных черт характера и поведения.
Происходит выработка положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в ходе общения.
В игре ребенок как бы переходит в мир человеческих взаимоотношений.
Игра имеет значение для формирования дружного детского коллектива, и для развития самостоятельности.
В игре ребенок оценивает человеческие взаимоотношения, обнаруживает, что они имеют определенную иерархию подчинения, управления и исполнения.
Играя, малыш учится осмысленно ориентироваться в переживаниях, оценивать их, и благодаря этому у него возникает новое отношение к самому себе, формируется самооценка.
Игра создает благоприятные условия для развития интеллекта ребенка.
В игре у ребенка развиваются разнообразные стороны его психической жизни, формируются многие важнейшие психологические качества личности. Вместе с тем игра – это деятельность, наиболее привлекающая к себе ребенка, наиболее захватывающая его. Она стоит в центре его интересов, сама интересует его, и отражает все другие интересы ребенка. Все, что интересует детей в окружающем их мире, находит то или иное отражение в играх.
Психическое развитие в игровой деятельности, общение ребенка со взрослыми и сверстниками создают предпосылки для дальнейшего личностного развития на данном возрастном этапе. Именно в этом возрасте начинает складываться личность ребенка, закладываются основы мировоззрения: представления о себе, о природе, об окружающем мире.
Игра как основа формирования психологической готовности к школьному обучению. Её результат во внутренних изменениях самого ребенка, способности удерживать особую роль и внутреннюю позицию ученика. Формируется же эта способность в значительной мере в ролевой игре.