Приложение МААМ

Психологические аспекты детской игры

Надежда Николенко
Психологические аспекты детской игры
▼ Скачать + Заказать документы

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра, которая имеет важное значение для его психического развития. Основным мотивом деятельности ребенка является желание войти в жизнь взрослых, пользоваться их предметами, открыть мир человеческих взаимоотношений, действовать как взрослый. Ребенок не может самостоятельно жить во взрослом мире и поэтому единственная возможность осуществить свое стремление – это игра. Именно в игре происходит первичная ориентация в смыслах и мотивах человеческой деятельности, возникает осознание своего места в системе отношений взрослых. Ребенок начинает все точнее понимать социальные роли и связывающие их отношения, соотносит свою позицию и позицию взрослого, на основе этого у него возникает новый социальный мотив – заниматься общественно значимой и общественно оцененной деятельностью. Происходит изменение его мотивационно-потребностной сферы: в начале дошкольного возраста мотивы носят характер неосознанных, аффективно-окрашенных желаний, связанных с наличной ситуацией. К концу дошкольного возраста мотивы ребенка существую в виде обобщенных намерений, начинается осознавание мотивов. Появление и развитие в этот период соподчинения мотивов можно рассматривать в качестве критерия развития личности ребенка.

Публикация «Психологические аспекты детской игры» размещена в разделах

В качестве другого важного значения сюжетно-ролевой игры для развития ребенка - это влияние на преодоление познавательного эгоцентризма, когда ребенок не способен отграничить свою точку зрения от другой, что приводит к господству только своего мнения. В игре, принимая на себя игровые роли, ребенок научается соотносить различные точки зрения, вставать на позицию другого, усваивает моральные и нравственные нормы, усваивает основные правила взаимодействия между людьми и уже может оценить свои поступки как хорошие или плохие. В младшем дошкольном возрасте моральная оценка поступка еще совпадает с эмоциональной, к концу дошкольного возраста ребенок способен совершать поступки исходя из интересов другого человека, а не своих собственных, проявлять чувства симпатии, помощи и заботливости. Большую роль в этом играет взрослый, который является образцом для подражания, прямо и косвенно влияет на личностное развитие дошкольника.

В процессе игр с правилами происходит развитие произвольного поведения ребенка, связанное с подчинением своих поступков тому образцу, которым являются для ребенка поведение и оценка взрослого. В связи с этим к концу дошкольного возраста у ребенка появляется управлять собой, своим поведением и поступками.

Ролевая игра возникает на границе раннего и дошкольного возраста и интенсивно развиваясь, достигает ко второй половине этого возрастного периода своего расцвета.

Игра это не только удовольствие и радость для ребенка, но и средство самовыражения. Через игру ребенок познает окружающий мир, приобретает новые знания, умения, навыки. В ролевой игре, дети в игровой форме воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок выбирает соответствующий образ – мамы, доктора, водителя, пирата – и образцы его действий. Дети старше 3-х лет становятся гораздо более самостоятельными, они уже имитируют предметную деятельность – режут хлеб, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий, их действия могут быть не согласованы друг с другом, они часто забывают о результате – для чего и для кого они это делали. Для детей постарше, средних дошкольников главное – отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому пятилетний ребенок никогда не забудет «нарезанный» хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий – сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот.

Возможности игры :

Игра способствует не только становлению общения со сверстниками.

Игры помогают детям адаптировать к новым условиям.

В игре происходит существенная перестройка поведения ребенка – оно становится произвольным.

Происходит коррекция нежелательных черт характера и поведения.

Происходит выработка положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в ходе общения.

В игре ребенок как бы переходит в мир человеческих взаимоотношений.

Игра имеет значение для формирования дружного детского коллектива, и для развития самостоятельности.

В игре ребенок оценивает человеческие взаимоотношения, обнаруживает, что они имеют определенную иерархию подчинения, управления и исполнения.

Играя, малыш учится осмысленно ориентироваться в переживаниях, оценивать их, и благодаря этому у него возникает новое отношение к самому себе, формируется самооценка.

Игра создает благоприятные условия для развития интеллекта ребенка.

В игре у ребенка развиваются разнообразные стороны его психической жизни, формируются многие важнейшие психологические качества личности. Вместе с тем игра – это деятельность, наиболее привлекающая к себе ребенка, наиболее захватывающая его. Она стоит в центре его интересов, сама интересует его, и отражает все другие интересы ребенка. Все, что интересует детей в окружающем их мире, находит то или иное отражение в играх.

Психическое развитие в игровой деятельности, общение ребенка со взрослыми и сверстниками создают предпосылки для дальнейшего личностного развития на данном возрастном этапе. Именно в этом возрасте начинает складываться личность ребенка, закладываются основы мировоззрения: представления о себе, о природе, об окружающем мире.

Игра как основа формирования психологической готовности к школьному обучению. Её результат во внутренних изменениях самого ребенка, способности удерживать особую роль и внутреннюю позицию ученика. Формируется же эта способность в значительной мере в ролевой игре.

Публикации по теме:

Арт-терапевтические аспекты в работе с детьми среднего возраста Как педагогу-психологу, мне хотелось бы затронуть такую особенность детей среднего возраста, как,использование в рисовании черного цвета.

Круглый стол по теме «Аспекты физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками» Круглый стол по теме «Аспекты физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками». Аспекты физического воспитания в ДОУ представлены в.

Основные аспекты коррекционной работы с неговорящими детьми Основные аспекты коррекционной работы с неговорящими детьми Слайд №1 В начале своего выступления хочу кратко остановиться на характеристике.

Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности В настоящее время образовательные учреждения переходят на личностно-ориентированные технологии, которые ставят в центр всей образовательной.

Психологические аспекты обеспечения преемственности дошкольного и младшего школьного возраста Реализация вопросов преемственности в образовательном учреждении «Начальная школа-детский сад» способствует сама структура подобного типа.

Психологические аспекты социальной адаптации младших подростков при переходе в среднее звено школьного обучения В настоящее время в российской и зарубежной научной психолого-педагогической литературе активно изучается проблема социальной адаптации.

Психологические игры и упражнения с элементами тренинга для педагогов образовательной организации «Будем знакомы» Разработала и провела Педагог-психолог Агошкова М. Д. ДО ГБОУ школа №1739 Психологические игры и упражнения с элементами тренинга для педагогов.

Психологические упражнения, игры, психогимнастика как средство развития у детей самоуважения, самовыражения Конспект части занятия (Релаксация) Психологические упражнения, игры психогимнастика – как средство развития у детей самоуважения, самовыражения,.

Психолого-педагогические аспекты сопровождения детей в период адаптации ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ Татарникова Н. Н., Савинкина Е. П. МБДОУ «ДСОВ № 76», г. Братск.

Теоретические аспекты проблемы психокоррекционных воздействий на детские страхи Анализируя различные определения понятия «страх», можно прийти к выводу о том, что в них присутствует своеобразная амбивалентность, т. е.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологические аспекты детской игры
Опубликовано: 24 мая 2016 в 15:58
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологические аспекты детской игры» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Николенко (УИ 655640) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД