Мария Сизова
Современные подходы к экологическому образованию детей в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое состояние нашей планеты требует от человеческого общества понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры. В настоящее время экологическое образование является приоритетным направлением системы общего образования подрастающего поколения. Дошкольный возраст это период, когда идет интенсивное развитие эмоционально-ценностного отношения к окружающему, накоплению личного опыта взаимодействия с окружающим миром. Поэтому, экологическое образование детей дошкольного возраста приобретает важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является неотъемлемой частью духовной культуры человека. Экологическое образование включает в себя экологическое воспитание и экологическое обучение. Таким образом экологическое образование это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, к окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных норм в системе ценностных ориентаций. В экологическом образовании дошкольников необходима смена традиционной системы, где в центре всего находился человек, на новую, где человек является частью природы. Природа не должна рассматриваться только с точки зрения практической выгоды. Прежде всего, нужно показать детям ее уникальность, красоту и универсальность. Природа это среда жизни всех существ, включая человека; объект познания, удовлетворения его этических и эстетических потребностей; и только затем – объект человеческого потребления. Мы должны охранять природу не потому, что она нам что-то дает, а потому что она самоценна.
Публикация «Современные подходы к экологическому образованию детей в условиях ДОУ» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Цель экологического образования дошкольников это формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Исходя из цели, перед дошкольными учреждениями ставятся следующие задачи:
1. Формирование у дошкольников понимания существующих связей между живыми организмами (например, животными и растениями, их связей с окружающей средой (например, приспособленность живых организмов к определённым условиям, зависимость от экологических факторов) и представление о том, что в природе живые организмы не существуют отдельно друг от друга, а образуют разнообразные экосистемы (лес, озеро, болото).
2. Выработка одинаково бережного отношения ко всем живым организмам, независимо от того, нравятся они нам или нет. Необходимо искоренять потребительское отношение к природе. В настоящее время у большинства детей дошкольного возраста сформировано чёткое деление животных на плохих и хороших, злых и добрых, вредных и полезных.
3. Формирование элементарных норм поведения в природе, навыков рационального природопользования в повседневной жизни.
Основными компонентами содержания экологического образования в ДОУ являются : - Первый и основной компонент – это знания экологического содержания. Содержание природоведческих знаний для детей должно представлять собой целостную систему знаний о природе: неживой природе, как среде обитания живых организмов; о живом организме как носителе жизни, его существенных признаках; о человеке как биосоциальном, духовном существе, который живет в условиях природной среды и взаимосвязан с ней теснейшими узами; о значении природы в жизни людей, раскрывающей ребенку многообразие ценностей природы – не только материальных, но и познавательных, эстетических; о взаимодействии человека и природы, включающую как содержательный, так и нормативный аспект этого взаимодействия. - Второй компонент содержания экологического образования дошкольников это практическая деятельность детей в природе, которая имеет природоохранительную направленность. Этот компонент обеспечивает применение освоенных знаний, сделать их «живыми», действенными, предоставить возможность проявления гуманных чувств по отношению к природе: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. - Третий компонент связан с формированием у дошкольников системы ценностей по отношению к природе. Он предусматривает организацию эмоционально-чувственного положительного опыта общения детей с природой. Здесь необходимо предусмотреть организацию нравственно-этических переживаний ребенка: заботы, сострадания, ответственности и др. Важно организовать опыт оценочной деятельности детьми поступков других людей.
Мы должны помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний.