расима башарова
Современные подходы к экологическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать
+ Заказать документы
Современные подходы к экологическому воспитанию дошкольников.
Башарова Расима Гайнулловна- воспитатель высшей категории.
Детский сад №3 «Петушок» села Кушнаренково
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этого некуда. Там – лес погубили, там – лугов лишились, там – земля очерствела… мы, наши дети живем в 21 веке и от нас, от них зависит, будет ли гармония в отношениях человека и природы. В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Причем, это единство должно быть не только понятно ребенком, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе. Поэтому, я полагаю, что успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет, относиться к каждому живому организму как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Формирование чувства единства природы и человека является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества.
Публикация «Современные подходы к экологическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа- это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.
Экологическое воспитание является важнейшим элементом в решении задачи формирования личности гражданина нового Башкортостана.
Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
В соответствии с этим коллектив нашего детского сада постоянно работает над решением задач экологического образования.
• воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее ркасоты и многообразие.
• развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за ее сохранение.
Все мы- дети Природы. И с малых лет человек должен познавать и непременно учиться любить, оберегать, раздумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.
В этом году я работаю с детьми старшей группы.
Работу по экологическому образованию и воспитанию детей начала с младшего возраста.
Прежде, чем выбирать эту тему изучила много литературы и программы.
1)Методика экологического воспитания в детском саду- С. Н. Николаева
2)Воспитание основ экологической культуры в детском саду- С. Н. Николаева
3)Экология воспитания младших дошкольников- С. Н. Николаева
4)Первое знакомство с природой- Л. Г. Нисканен
5)Прогулки в природу- В. А. Шишкина
6)Любовь к природе воспитываем с детства- С. Н. Николаева
7)Знакомим дошкольников с миром животных- Е. И. Золотова
8)Комплексные занятия по экологии- С. Н. Николаева
9)Занятие на прогулке с малышами- С. Н. Теплюк.
Программа обучения и воспитание детей в детском саду- Васильева «Юный эколог»- Николаева (программа и условия ее реализации)
Поставила перед собой такие задачи
• Формировать у детей интерес к явлениям природы, научить относиться к ней бережно, не топтать зеленые насаждения, не рвать цветы и листья, не сорить.
• Продолжать знакомить с некоторыми характерными особенностями времен года (опадают листья, выпал снег, побежали ручьи, распустились цветы).
• Формировать экологические познания о некоторых растениях родного края.
• Определять состояние погоды (холодно, тепло, жарко, дует ветер, идет дождь)ю
• Продолжать знакомить с домашними и дикими животными.
• Расширить представления детей о том, что аквариумные рыбки живут в воде, плавают,едят корм.
• Воспитывать бережное отношение к природе, обращать внимание на ее красоту.
Чтобы достичь начальных целей экологического воспитания, т. е. любви к живой и неживой природе, необходимо просветить ребенка, дать ему минимум знаний о среде, сформировать начальные нравственные понятия и грамотное поведение.
В группе с помощью родителей создана развивающая среда.
1)Оформили уголок природы, где находятся аквариум с рыбками, комнатные растения для наблюдения и труда. Овощи и фрукты. Там же находится календарь погоды, наглядный иллюстрированный материал.
1)Детская художественная литература с красочными иллюстрациями о животных, насекомых, растениях, птицах, рыбах, атласы.
2)Альбомы для рассматривания.
Дикие и домашние животные
Птицы (домашние и перелетные)
Насекомые
Деревья
Овощи
Ягоды
Фрукты
Цветы
Папки с иллюстрациями
«Времена года» (зима, весна, лето, осень).
Наборы мелких игрушек (животные и птицы)
Предметы ухода за растениями в уголке природы
Инвентарь (лейки для поливки комнатных растений, губки для протирания крупных листьев).
2)Экспериментальный уголок- где дети могут экспериментировать. Там находится материал для ручного труда (шишки, желуди, камешки, ракушки, различные семена, косточки, скорлупа, красивые высушенные листочки, крышки).
3)Так же у нас есть уголок для игр с водой и песком. Там имеются формочки, совочки, мелкие пластмассовые игрушки.
В уголке по познавательному развитию находятся игры по экологическому воспитанию :
Лото «Собирай- ка»
«Зоологическое лото»
«Кто, где живет»
«Земля и ее жители»
Детские кубики
«Овощи»
«Фрукты»
«Домашние животные»
«Парные картинки»
«Что растет в саду, что растет в огороде».
Инвентарь для труда на участке: ведерки, совочки, зимой дети приносят маленькие деревянные лопатки для уборки снега.
Имеется выставочный уголок, где выставляются детские работы по лепке, рисунки, аппликации, поделки из природного материала.
В начале учебного года провела диагностику.
Проводила ее так, индивидуально с каждым ребенком в утренний отрезок времени и в вечернее время.
Задавала детям такие вопросы:
1)Узнают и назовут ли дети по картинкам 2-3 вида домашних и диких животных, 1-2 птицы, бабочку, рыбку, лягушку.
2)Знают ли части тела животных?
3)Знают ли где они живут?
4)Знают ли че они питаются?
Проводила беседы с детьми по картинкам (заранее картинки с изображениями животных, зверей, насекомых, рыб были приготовлены).
Задавала по ним вопросы:
1. Кто это?
2. Где живет?
3. Что это? (показать ту или иную часть тела) организовала игру с ребенком с мелкими игрушками (дикие, домашние животные).
У себя фиксировала в таблице. Затем в конце года также провела диагностику знаний детей. Конечно были видны хорошие результаты знаний детей в конце года, по сравнению с началом. И с растениями также проводила диагностику.
В своей работе я использую различные формы и методы организации; так как дети не могут сосредоточиться на чем-то в течение продолжительного времени, им необходимы постоянная смена событий, частая смена впечатлений.
Это занятия 2 раза в месяц, наблюдения, беседы, рассматривание картин, детские игры, подвижные игры, опыты, фокусы, рассказывание, объяснение, чтение, заучивание стихов, потешек, вопросы к детям, инсценирование литературных произведений с помощью кукол и других игрушек, труд детей в группе и на природе, физминутки, моделирование.
Основная развивающая среда начинается с территории детского сада. Мы разработали экологический маршрут, где имеются такие остановки: цветник, елки, рябина, фитоогород, тополя, калина, травка, береза. Провожу наблюдения с детьми за растениями (цветами, деревьями, кустарниками, травой, листьями, шишками, овощами, фруктами, ягодами) за птицами, насекомыми, жуками, домашними животными, за сезонными и погодными явлениями (за неживой природой) за природным материалом (вода, ручьи, лужи, песок, глина, снег, лед, дождь).
На занятиях, целевых прогулках, в повседневном общении с детьми я использую словесные методы: беседы, чтение художественной литературы о природе, о жизни рыб, птиц.
Книга, как телефильм, позволяет ребенку увидеть и узнавать то, что скрыто от него расстоянием и временем.
В своих беседах о природе стараюсь показать детям красоту природы, ее хрупкость и ранимость. На литературных примерах учу понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе.
Активизирую и обогащаю словарь.
Я говорю: «Найдешь на водоеме цветок, не рви, его любуйся им в природе».
«В руках без воды он завянет и погибнет».
Очень помогают стихи, загадки, пословицы и поговорки, народные приметы, связанные с водой. Они расширяют знания детей и формируют эмоционально- положительное отношение к родной природе.
Проводила беседу на тему «Вода- источник жизни»
Наблюдения «Какая бывает вода»
Вода не имеет запаха
Вода не имеет цвета
Вода не имеет форму
Фокус «Цветная вода»
Когда дети видят зрительно, то они лучше реагируют на речь воспитателя. Дети легко усвоили знания о воде и водных обитателях во время интересных и подвижных игр с имитацией звуков и повадок животных, обитающих в водоемах, как
«Мы- лягушки»
«Караси и щука»
Подвела детей к понятию, что водой пользоваться нужно экономно- значит использовать тогда, когда это нужно, и столько, сколько нужно. Если пользоваться водой не экономно, она кончится. Что произойдет? Человеку нечего будет пить, есть, он погибнет, погибнут животные, растения, птицы, исчезнет сама жизнь.
Воду должны ценить за ее природную красоту, за необходимость всему живому, любоваться воде и радоваться ей, потому что она- источник жизни.
Зимой в процессе сооружения построек из снега, игр с водой, детей знакомила с их естественными качествами и свойствами, появились знания у детей, что вода бывает холодной, теплой, горячей, разливается, в ней тонут камешки, плавают щепки и легкие игрушки (проводили опыт, что сухой снег рассыпается, из мокрого снега можно лепить.
С детьми очень много рисовали на экологическую тему «Капельки», «Дождик», «Красивые цветы», «Одуванчик», «Жуки в траве», «Травушка-муравушка».
Таким образом дети закрепили полученные знания в своих рисунках. Затем все вместе радовались, любовались красотой своих работ.
Оформила выставку детских работ.
«Вода, вода- кругом вода»
Человек- часть природы. Маленькие дети уже способны понять ценность природы для здоровья и самочувствия человека.
Детям разъясняю, что после отдыха в лесу, на озере необходимо забирать свой мусор домой, выбросить в контейнер, а оставшуюся еду собирать и складывать в основании куста (в лесу всегда найдутся любители полакомиться ими).
Родителям рекомендую во время отдыха в лесу, на речке обращать внимание детей на красоту природы, воспитанность, бережливость. Из леса собрать опавшие красивые листочки, природный материал и использовать их потом в творческой деятельности ребенка.
Выставляла папку- передвижку,что можно сделать из природного материала. Дети дома с родителями делали разнообразные поделки и приносили их в группу. Мы все вместе рассматривали и обсуждали из какого природного материала сделана поделка. Поделки выставляли в выставочный уголок.
Занятия по теме: «В мире природы», «Путешествие в мир насекомых», «В гостях у пчелки», «Как звери живут».
Развлечения
Кто где живет
Найди ошибку
Вопросы- загадки
Поляна сказок
«Игра –путешествие на луг»
Работаю с моделью
Например: «Сухое (несчастное дерево». На большом листе заранее рисую коричневой краской дерево (без листьев) и делаю прорезы, в которые можно вставить зеленые листочки после того, как дети назовут, какой добрый поступок сделали по отношению к дереву. Конечно предварительно обговорить, что могло случиться с деревом, почему оно засохло. Или детям называю листочки различной формы, а им предлагаю показать геометрические фигуры.
Дети хорошо знают наизусть потешки, песенки, стихи о природе, животных.
Водичка- водичка
Травка- муравка
Сидит белка на тележке
Сорока- сорока
Кисонька- мурысенька
Одуванчик- Е. Серова
Где, чей дом? – Т. Волгина
Падают, падают листья- М. Ивенсен
Через художественное слово я стараюсь детям прививать любовь к природе, к ее красоте, бережное отношение к ней, проявлять заботу. В природном уголке дети трудятся, ухаживают за комнатными растениями (поливают, протирают крупные листья, разрыхляют почву) работу дети выполняют вместе со мной. Объясняю детям, что жизнь комнатных растений зависит от трудовых действий человека, если не поливать комнатное растение, если не кормить рыбок в аквариуме, то они погибнут.
Здесь я показываю детям, как человек становится нужным в жизни живых существ, своим трудом дополняет естественные факторы, от которых зависит жизнь растений и животных.
Зимой мы с детьми подкармливаем птиц, заботимся о них, наблюдаем, весной слушаем пение птиц.
Эффективным средством экологического воспитания являются дидактические игры. Через них я обогащаю экологические представления детей, воспитываю эмоционально- ценностное отношение к природе.
Экологическое воспитание детей провожу в тесном контакте с родителями. Родители постоянно принимают участие в жизни детского сада. Выставляла папки- передвижки на темы экологического воспитания.
1)Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье.
2)Досуг с ребенком на природе.
3)Вместе с ребенком смотрим телепередачи о природе.
4)Коллекционирование в семье.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованное мероприятие не только помогает обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносит в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу- воспитать экологически грамотного человека.
Работа по экологическому воспитанию способствует усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяет сформировать у ребенка уважительное отношение к природе через интеграцию всех видов деятельности, привить ему экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы. У детей быстро накапливаются представления об окружающем мире, они очень любознательны.
Вот такие у меня современные подходы к экологическому воспитанию детей.
В конце своего выступления хочется отметить, что результаты нашей работы проявляются не сразу, их можно обнаружить со временем. Самое важное вызвать у ребенка положительные эмоции, оставить в его душе яркие впечатления, которые пройдут с ним по жизни, как воспоминание о радостном общении с природой.
Список литературы
1. Васильева М. А. Программа обучения и воспитания детей в детском саду. - М. 2011 г.
2. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М. 1995 г.
3. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. - М. 2000 г.
4. Бондаренко М. М. Экологическое воспитание детей 5-6 .-М. 2012 г.
5. Костюченко М. П. Окружающий мир. - М. 2013 г.
6. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. - М. 2006 г.
7. Зверев А. Т. Экологические игры. - М. 2001 г.
8. Шишкина В. А. Прогулки в природу. - М. 2001 г.
9. Павленко Н. Н., Родюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. -М. ,2006 г.