Ольга Котова
Современные подходы к выбору форм и методов работы с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современные подходы к выбору форм и методов работы с детьми дошкольного возраста
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого – педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого–возрастным и индивидуальным особенностям.
В своёй работе с дошкольниками мы используем фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.
Публикация «Современные подходы к выбору форм и методов работы с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Основной формой организации совместной деятельности педагога и детей является непосредственно образовательная деятельность (НОД). При проведении НОД как основного вида деятельности детей дошкольного возраста мы включаем в процесс обучения эффективные формы работы с детьми: ИКТ, проектную деятельность, игровую, проблемно-обучающую ситуацию в рамках интеграции образовательных областей.
Выбор форм и методов работы, используемых на НОД и в режимных моментах воспитатель выбирает сам.
Методы работы с дошкольниками.
Метод - это способ совместной деятельности педагога и воспитанника в процессе обучения, с помощью которых достигается выполнение намеченных задач. При организации НОД и в режимных моментах используем традиционные методы и приемы (практические, наглядные, словесные, игровые, перцептивные - чувственное воспитание) и современные методы и приемы: методы формирования интереса к учению и ответственности, методы повышения познавательной, эмоциональной активности, методы обучения и развития творчества.
Игровая деятельность.
Работу в образовательной деятельности с дошкольниками строим так, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Это позволяет сделать работу детей менее утомительной, насыщенной. Игровые ситуации помогают создать положительную установку на обучение и развитие, что является необходимой предпосылкой успешного усвоения материала. Используя в работе игру, следует учитывать, что в ней обязательно должны присутствовать два начала: учебно-познавательное и занимательное. Из широкого спектра методов и приемов работы с детьми в первую очередь используем игровые занятия, которые позволяют в комплексе решать развивающие, воспитывающие и образовательные задачи.
Метод проектов.
Наиболее действенным методом в обучении детей является метод проектов. Этот метод развивает интерес к различным областям знаний, формирует навыки коллективной и самостоятельной работы, активность, помогает связать обучение с жизнью. Проектная деятельность позволяет объединить в один коллектив педагога – старшего товарища и наставника, детей, родителей.
Метод проектов находит все большее распространение. Почему в своей деятельности используем метод проектов? Причин тому несколько:
1. Необходимость не столько передавать ребенку сумму знаний, сколько научить приобретать их самостоятельно;
2. Актуальность приобретения коммуникативных навыков,
3. Значимость для развития дошкольника умения пользоваться исследовательскими методами, собирать необходимую информацию, уметь анализировать.
Метод проблемных ситуаций.
Метод проблемных ситуаций предполагает обучение, основой которого является получение знаний путем решения практических и теоретических задач. Мы, педагоги детского сада, применяющие подобную методику, развиваем у своих воспитанников умение самостоятельно ставить цель, искать пути ее достижения, анализировать полученный результат. Анализируем различные приемы создания проблемной ситуации, с помощью которых дошкольники учатся самостоятельно искать информацию, использовать знания в обычной жизни.
ИКТ
Одним из важных условий обновления содержания образования является новое информационно-ресурсное обеспечение образовательного процесса. Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно-новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
РЕЖИССЁРСКАЯ ИГРА
Режиссёрская игра дошкольника – это индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами – заместителями. В этой игре ребёнок может быть сам в роли, а может только регулировать взаимоотношения между игрушками, как режиссёр. В основе сценария игры лежит личный опыт ребёнка.
Значение режиссёрской игры.
• Дети самореализуются;
• У детей активизируются речь, воображение, мышление;
• У детей проявляется самостоятельность, конструктивные способности (планирование деятельности, артистические способности).
Разучивание стихотворений с детьми.
Разучивание стихотворений с детьми – совместная со взрослым деятельность, направленная на запоминание художественных литературных произведений.
«Рассказывание» стихов руками - это современная форма взаимодействия с детьми которая вызывает у детей живой интерес, повышает эффективность запоминания, способствует развитию внимания, координации и мышления.
Коллекционирование.
Коллекционирование - одна из эффективнейших форм нетрадиционного обучения дошкольников, позволяет углублять познавательные интересы детей. Собирать можно все, что угодно: конфетные фантики, тематические картинки или открытки, камни, звуки, запахи и т. д. Очень увлекает дошкольников коллекционирование фотографий, сделанных самостоятельно и последующее оформление тематических альбомов. При организации подобной работы с дошкольниками обсуждение значения и правил собирательства сопровождается организацией разнообразной детской деятельности на основе использования коллекции. В процессе коллекционирования используются методы и приемы, ориентированные на развитие у детей умений замечать новое, неизвестное, задавать вопросы.
Я вас познакомила с основными формами работы с детьми дошкольного возраста.
Требования ФГОС ДО к условиям реализации программы исходят из того, что эти формы и методы работы с дошкольниками должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально – коммуникативного, познавательного, речевого, художественно – эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Таким образом, мы считаем, что в дошкольном возрасте необходимо организовать оптимальные условия для дальнейшего формирования учебной активности, развития творческой, инициативной личности ребенка.