Вера Анатольевна Филь
Современные подходы к работе с одаренными детьми в ДОУ
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Колокольчик» с. Апанасенковское
«Современные подходы к работе с одаренными детьми»
Воспитатель МКДОУ №10 «Колокольчик» :
Филь В. А.
с. Апанасенковское, 2024
Слайд 2 Что же такое детская одаренность?
Публикация «Современные подходы к работе с одаренными детьми в ДОУ» размещена в разделах
• Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
• Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Слайд 3 Принципы, которыми руководствуются педагоги детского сада при выявлении способных и талантливых детей:
• комплексный характер оценивания разных сторон деятельности ребенка, позволяющий использовать различные источники информации и охватить более широкий спектр его способностей;
• развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях;
• анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;
• использование тренинговых упражнений, в рамках которых можно организовывать развивающее влияние, снимая типичные для данного ребенка психологические преграды;
Слайд 4
• опора на валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки психолога, учителей и родителей, естественный эксперимент;
• подключение к оценке одаренного ребенка экспертов : специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, музыкантов, шахматистов, художников и т. д.);
• принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для проявления личности;
• принцип принятия всех продуктов творчества детей, независимо от их формы, содержания и качества
Слайд 5. Этапы развития детской одаренности
• Первый этап (2-3 года) - Копилка эстетических переживаний, настроений, эмоций. Первые сенсорные впечатления. Самое главное на этом этапе - пробуждение чувственной сферы, а искусство должно явиться сопровождающим фоном развития.
• Второй этап (3-4 года) - Погружение в деятельность. Начальные признаки природного потенциала. Ребенок данного возраста очень активен, он с интересом берется за любое дело, не зависимо от уровня его сложности и новизны. Учитывая это, необходимо предоставлять детям широкий спектр различных видов деятельности. Очень важно на данном этапе наблюдать за ребенком. а
• Третий этап (4-5 лет) - интерес, желание, творческий поиск. Главное на данном этапе поддержать ребенка, помочь ему определиться. На данном этапе уже возможна работа по объединению детей имеющих однотипные способности в группы для дополнительных занятий.
• Четвертый этап (5-6 лет) - яркие проявления природного потенциала. Если на предыдущих этапах деятельность затевается ребенком просто ради самой деятельности, то теперь ребенок стремится к достижению результата в ней, прилагая максимум усилий, для того чтобы деятельность была успешной. Детям предлагают различные виды интеллектуальных игр.
• Пятый этап (6-7 лет) - проявление одаренности. Первые шаги в мир профессионального искусства. Данный этап характеризуется тем, что у отдельных детей происходит яркий расцвет способностей, уровень развития которых может говорить о наличии у них определенной степени одаренности. Сопровождающий фон развития ребенка (кружки, индивидуальная работа) это пробуждение его природного потенциала, первый этап развития способностей дошкольника.
Слайд 6. Система воспитательно-образовательной деятельности
• Система воспитательно-образовательной деятельности по развитию детских способностей включает в себя:
• Преемственность, реализуемая в процессе сотрудничества воспитателей, педагогов дополнительного образования и родителей.
• Учет синзитивности (чувствительность к воздействию) дошкольного детства.
• Индивидуальный подход,
• Своевременное начало.
• Возможность выбора.
• Комплексный подход.
• Рациональное соотношение индивидуальной и коллективной деятельности
• ребенка, объема специальных и объема общеразвивающих занятий.
• Взаимодействие и сотрудничество детского сада с учреждениями образования, культуры, искусства.
Слайд 7. Систему работы с одаренными детьми можно поделить на несколько этапов:
I. этап - подготовительный.
• Цель: Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными детьми.
• На первом этапе необходима диагностика, независимо от того, каков источник одаренности. Различают общую и специфическую одаренность.
II. этап - аналитический.
III. этап - организационно -деятельностный.
Цель: Организация целенаправленной работы с одаренными детьми.
• Координационное направление:
• Внедрение системы наставничества над каждым одарённым ребёнком.
• Научно- исследовательское направление:
• Проведение диагностики одаренных детей.
• Диагностика условий обучения и развития одаренных детей.
• Создание банка данных одаренных детей.
• Научно-методическое направление:
• Создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми.
• Экспериментальное направление:
• Внедрение в образовательный процесс развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала детей. Организация работы с родителями одарённых детей с целью повышения их психолого-педагогической компетентности и оказания помощи в воспитании способных и одарённых детей.
IV. этап - Этап формирования, углубления и развития способностей одаренных детей.
Цель: Апробация системы работы с одаренными детьми.
Слайд 8. Виды одаренности в дошкольном возрасте
• В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.
• В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
• В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.
• В коммуникативной деятельности — лидерскую одаренность.
• В духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
Слайд 9. Критерии одаренности
• По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:
• актуальную одаренность;
• потенциальную одаренность.
• По критерию «форма проявления» можно говорить о:
• явной одаренности;
• скрытой одаренности.
• По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить:
• общую одаренность;
• специальную одаренность.
• По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать:
• раннюю одаренность;
• позднюю одаренность.
Слайд 11. Музыкально одаренные дети
• Ребенок имеет музыкальный талант, если:
• любит музыку, всегда стремится туда, где можно ее послушать;
• быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко запоминает;
• сочиняет мелодии;
• научился или учится играть на каком-либо музыкальном
• инструменте;
• если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение.
Слайд 11. Дети с высокими творческими (художественными) способностями
Ребенок имеет творческие (художественные) способности, если :
• с ранних лет проявляет склонность к рисованию или музыке;
• в свободное время охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
• не находя слов или «захлебываясь» ими, прибегает к рисунку или лепке, чтобы выразить свои чувства или настроение;
• стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение (украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное);
• серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;
• не робеет высказать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы
Слайд 12. Дети с литературными способностями
Ребенок имеет литературный талант, если :
• любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;
• рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
• выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета (изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными);
• любит, уединившись, сочинять рассказы, стихи, сказки.
Слайд 13. Дети с артистическими способностями
• Ребенок имеет артистический талант, если :
• часто, когда ему не хватает слов, он выражает свои чувства мимикой, жестами, движениями;
• стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;
• меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает, кроме того, с легкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;
• пластичен и обладает способностью передавать эмоциональные образы средствами двигательной выразительности;
• с большим желанием выступает перед аудиторией, испытывают удовольствие, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые.
Слайд 14. Дети, имеющие спортивный талант:
• предпочитают книгам и спокойным развлечениям игры ;
• физически развиты, энергичны и все время хотят двигаться;
• не боятся синяков и шишек;
• почти всегда берут верх в потасовках или выигрывают в какой-нибудь спортивной игре;
• двигаются легко, пластично, грациозно обладают высокой
• координацией движений;
• ловко управляются с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
• неважно, интересуются ли они многими видами спорта или каким нибудь одним, но у них есть свой герой-спортсмен, которому они подражают.
Слайд 15. Дети, обладающие коммуникативными и организаторскими способностями :
Дети с преимущественным преобладанием контактности, потребности в общении и лидерстве отличаются:
• инициативностью;
• высокими организаторскими способностями;
• их обычно легко выбирают на главные роли в играх и занятиях, они уверенно чувствуют себя среди сверстников и взрослых.
Слайд 16. Дети, с выраженными техническими способностями
• У ребенка отмечают технические способности, если он:
• интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;
• любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов;
• сам «докапывается» до причин неисправностей и «капризов» механизмов и аппаратуры, любит «загадочные» поломки или сбои в работе механизмов, способен чинить испорченные приборы и механизмы;
• может использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;
• любит конструировать из различных видов конструкторов, модели.
Слайд 17. Участниками образовательного процесса по выявлению одаренных и высокомотивированных детей являются
• Заведующая ДОО
• Заместитель заведующей по ВМР
• Воспитатели
• Педагог дополнительного образования по изо деятельности
• Музыкальный руководитель
• Инструктор по физкультуре
• Руководитель театральной студии
• Педагоги дополнительного образования «Школы искусств»
• Педагог-психолог
• Родители
Слайд 18. Формы работы, в которых проявляется детская одаренность :
• конкурсы-выставки детского творчества разной тематики;
• выставки самостоятельных творческих работ детей;
• музыкальные шоу («Минута славы», концерты);
• спортивные соревнования по разным видам спорта;
• поэтические и литературные гостиные;
• викторины;
• интеллектуальные игры (КВН, «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?»);
• Турниры по шашкам и спортивным играм;
Слайд 19. Условия успешной работы по выявлению и поддержке одаренных детей
• Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и родителей.
• Создание кадровых условий.
• Создание и постоянное совершенствование методической системы по выявлению одаренных детей.
• Развитие РППС
• Признание коллективом педагогов и руководством МБДОУ того, что реализация системы работы по выявлению и поддержке одаренных детей является важным направлением работы детского сада.
• Взаимодействие с социумом.
Слайд 20. Формы работы с одаренными детьми
• Групповые занятия с одаренными детьми.
• Конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, спортивные игры.
• Работа по индивидуальным планам.
• Исследовательская деятельность.
• Творческие мастерские.
• Кружки по интересам.
• Олимпиады для дошкольников.
Слайд 21. Диагностика по выявлению одарённых детей включает :
• Выявление интересов, способностей к той или иной деятельности.
• Выявление предпосылок общей одарённости.
• Выявление уровня развития креативности (творческих способностей) ребёнка.
Слайд 22. для выявления одаренности детей применяется :
• Методика экспертных оценок по определению одарённых детей (А. А. Лосева)
• Эта методика проводится на основе наблюдений за ребёнком;
• ребё нка должны оценивать несколько экспертов: родители, воспитатели, музыкальный работник, инструктор по физической культуре ;
• Методика «Карта одарённости»
• Разработана А. И. Савенковым и адресована родителям (может также применяться педагогами).
• Её задача – оценка общей одарённости ребёнка его родителями. Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).
• Опросник креативности Дж. Рензулли
(в адаптации Е. Е. Туник)
• Творческие характеристики
Слайд 23. Вывод:
• Главная задача взрослого привить ребенку вкус к серьезной творческой работе. Педагогу всегда следует помнить, одаренные дети очень самолюбивы, легко ранимы. Поэтому от него больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный и методический «багаж». Необходимо чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество взрослого и ребенка.
Слайд 24. Благодарю за внимание!
Источники:
• https:// infourok.ru/odarenniy-rebenok-v-detskom-sadu-puti-i-problemi-v-vospitanii-1212577.html
• nsportal.ru›Детский сад›Разное›…/detskaya-odaryonnost…
• studme.org›157592/pedagogika/detskaya…odarennosti