Папки-передвижки

Современные подходы к работе с одаренными детьми в ДОУ

Вера Анатольевна Филь
Современные подходы к работе с одаренными детьми в ДОУ

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Колокольчик» с. Апанасенковское

«Современные подходы к работе с одаренными детьми»

Воспитатель МКДОУ №10 «Колокольчик»:

Филь В. А.

с. Апанасенковское, 2024

Слайд 2 Что же такое детская одаренность?

• Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

• Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Слайд 3 Принципы, которыми руководствуются педагоги детского сада при выявлении способных и талантливых детей:

• комплексный характер оценивания разных сторон деятельности ребенка, позволяющий использовать различные источники информации и охватить более широкий спектр его способностей;

• развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях;

• анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;

• использование тренинговых упражнений, в рамках которых можно организовывать развивающее влияние, снимая типичные для данного ребенка психологические преграды;

Слайд 4

• опора на валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки психолога, учителей и родителей, естественный эксперимент;

• подключение к оценке одаренного ребенка экспертов : специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, музыкантов, шахматистов, художников и т. д.);

• принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для проявления личности;

• принцип принятия всех продуктов творчества детей, независимо от их формы, содержания и качества

Слайд 5. Этапы развития детской одаренности

• Первый этап (2-3 года) - Копилка эстетических переживаний, настроений, эмоций. Первые сенсорные впечатления. Самое главное на этом этапе - пробуждение чувственной сферы, а искусство должно явиться сопровождающим фоном развития.

• Второй этап (3-4 года) - Погружение в деятельность. Начальные признаки природного потенциала. Ребенок данного возраста очень активен, он с интересом берется за любое дело, не зависимо от уровня его сложности и новизны. Учитывая это, необходимо предоставлять детям широкий спектр различных видов деятельности. Очень важно на данном этапе наблюдать за ребенком. а

• Третий этап (4-5 лет) - интерес, желание, творческий поиск. Главное на данном этапе поддержать ребенка, помочь ему определиться. На данном этапе уже возможна работа по объединению детей имеющих однотипные способности в группы для дополнительных занятий.

• Четвертый этап (5-6 лет) - яркие проявления природного потенциала. Если на предыдущих этапах деятельность затевается ребенком просто ради самой деятельности, то теперь ребенок стремится к достижению результата в ней, прилагая максимум усилий, для того чтобы деятельность была успешной. Детям предлагают различные виды интеллектуальных игр.

• Пятый этап (6-7 лет) - проявление одаренности. Первые шаги в мир профессионального искусства. Данный этап характеризуется тем, что у отдельных детей происходит яркий расцвет способностей, уровень развития которых может говорить о наличии у них определенной степени одаренности. Сопровождающий фон развития ребенка (кружки, индивидуальная работа) это пробуждение его природного потенциала, первый этап развития способностей дошкольника.

Слайд 6. Система воспитательно-образовательной деятельности

• Система воспитательно-образовательной деятельности по развитию детских способностей включает в себя:

• Преемственность, реализуемая в процессе сотрудничества воспитателей, педагогов дополнительного образования и родителей.

• Учет синзитивности (чувствительность к воздействию) дошкольного детства.

• Индивидуальный подход,

• Своевременное начало.

• Возможность выбора.

• Комплексный подход.

• Рациональное соотношение индивидуальной и коллективной деятельности

• ребенка, объема специальных и объема общеразвивающих занятий.

• Взаимодействие и сотрудничество детского сада с учреждениями образования, культуры, искусства.

Слайд 7. Систему работы с одаренными детьми можно поделить на несколько этапов:

I. этап - подготовительный.

• Цель: Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными детьми.

• На первом этапе необходима диагностика, независимо от того, каков источник одаренности. Различают общую и специфическую одаренность.

II. этап - аналитический.

III. этап - организационно -деятельностный.

Цель: Организация целенаправленной работы с одаренными детьми.

• Координационное направление:

• Внедрение системы наставничества над каждым одарённым ребёнком.

• Научно- исследовательское направление:

• Проведение диагностики одаренных детей.

• Диагностика условий обучения и развития одаренных детей.

• Создание банка данных одаренных детей.

• Научно-методическое направление:

• Создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми.

• Экспериментальное направление:

• Внедрение в образовательный процесс развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала детей. Организация работы с родителями одарённых детей с целью повышения их психолого-педагогической компетентности и оказания помощи в воспитании способных и одарённых детей.

IV. этап - Этап формирования, углубления и развития способностей одаренных детей.

Цель: Апробация системы работы с одаренными детьми.

Слайд 8. Виды одаренности в дошкольном возрасте

• В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.

• В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

• В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.

• В коммуникативной деятельности — лидерскую одаренность.

• В духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

Слайд 9. Критерии одаренности

• По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:

• актуальную одаренность;

• потенциальную одаренность.

• По критерию «форма проявления» можно говорить о:

• явной одаренности;

• скрытой одаренности.

• По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить:

• общую одаренность;

• специальную одаренность.

• По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать:

• раннюю одаренность;

• позднюю одаренность.

Слайд 11. Музыкально одаренные дети

• Ребенок имеет музыкальный талант, если:

• любит музыку, всегда стремится туда, где можно ее послушать;

• быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко запоминает;

• сочиняет мелодии;

• научился или учится играть на каком-либо музыкальном

• инструменте;

• если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение.

Слайд 11. Дети с высокими творческими (художественными) способностями

Ребенок имеет творческие (художественные) способности, если :

• с ранних лет проявляет склонность к рисованию или музыке;

• в свободное время охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

• не находя слов или «захлебываясь» ими, прибегает к рисунку или лепке, чтобы выразить свои чувства или настроение;

• стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение (украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное);

• серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;

• не робеет высказать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы

Слайд 12. Дети с литературными способностями

Ребенок имеет литературный талант, если :

• любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;

• рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

• выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета (изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными);

• любит, уединившись, сочинять рассказы, стихи, сказки.

Слайд 13. Дети с артистическими способностями

• Ребенок имеет артистический талант, если :

• часто, когда ему не хватает слов, он выражает свои чувства мимикой, жестами, движениями;

• стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;

• меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает, кроме того, с легкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;

• пластичен и обладает способностью передавать эмоциональные образы средствами двигательной выразительности;

• с большим желанием выступает перед аудиторией, испытывают удовольствие, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые.

Слайд 14. Дети, имеющие спортивный талант:

• предпочитают книгам и спокойным развлечениям игры ;

• физически развиты, энергичны и все время хотят двигаться;

• не боятся синяков и шишек;

• почти всегда берут верх в потасовках или выигрывают в какой-нибудь спортивной игре;

• двигаются легко, пластично, грациозно обладают высокой

• координацией движений;

• ловко управляются с коньками и лыжами, мячами и клюшками;

• неважно, интересуются ли они многими видами спорта или каким нибудь одним, но у них есть свой герой-спортсмен, которому они подражают.

Слайд 15. Дети, обладающие коммуникативными и организаторскими способностями :

Дети с преимущественным преобладанием контактности, потребности в общении и лидерстве отличаются:

• инициативностью;

• высокими организаторскими способностями;

• их обычно легко выбирают на главные роли в играх и занятиях, они уверенно чувствуют себя среди сверстников и взрослых.

Слайд 16. Дети, с выраженными техническими способностями

• У ребенка отмечают технические способности, если он:

• интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;

• любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов;

• сам «докапывается» до причин неисправностей и «капризов» механизмов и аппаратуры, любит «загадочные» поломки или сбои в работе механизмов, способен чинить испорченные приборы и механизмы;

• может использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;

• любит конструировать из различных видов конструкторов, модели.

Слайд 17. Участниками образовательного процесса по выявлению одаренных и высокомотивированных детей являются

• Заведующая ДОО

• Заместитель заведующей по ВМР

• Воспитатели

• Педагог дополнительного образования по изо деятельности

• Музыкальный руководитель

• Инструктор по физкультуре

• Руководитель театральной студии

• Педагоги дополнительного образования «Школы искусств»

• Педагог-психолог

• Родители

Слайд 18. Формы работы, в которых проявляется детская одаренность:

• конкурсы-выставки детского творчества разной тематики;

• выставки самостоятельных творческих работ детей;

• музыкальные шоу («Минута славы», концерты);

• спортивные соревнования по разным видам спорта;

• поэтические и литературные гостиные;

• викторины;

• интеллектуальные игры (КВН, «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?»);

• Турниры по шашкам и спортивным играм;

Слайд 19. Условия успешной работы по выявлению и поддержке одаренных детей

• Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и родителей.

• Создание кадровых условий.

• Создание и постоянное совершенствование методической системы по выявлению одаренных детей.

• Развитие РППС

• Признание коллективом педагогов и руководством МБДОУ того, что реализация системы работы по выявлению и поддержке одаренных детей является важным направлением работы детского сада.

• Взаимодействие с социумом.

Слайд 20. Формы работы с одаренными детьми

• Групповые занятия с одаренными детьми.

• Конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, спортивные игры.

• Работа по индивидуальным планам.

• Исследовательская деятельность.

• Творческие мастерские.

• Кружки по интересам.

• Олимпиады для дошкольников.

Слайд 21. Диагностика по выявлению одарённых детей включает:

• Выявление интересов, способностей к той или иной деятельности.

• Выявление предпосылок общей одарённости.

• Выявление уровня развития креативности (творческих способностей) ребёнка.

Слайд 22. для выявления одаренности детей применяется:

• Методика экспертных оценок по определению одарённых детей (А. А. Лосева)

• Эта методика проводится на основе наблюдений за ребёнком;

• ребёнка должны оценивать несколько экспертов: родители, воспитатели, музыкальный работник, инструктор по физической культуре ;

• Методика «Карта одарённости»

• Разработана А. И. Савенковым и адресована родителям (может также применяться педагогами).

• Её задача – оценка общей одарённости ребёнка его родителями. Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).

• Опросник креативности Дж. Рензулли

(в адаптации Е. Е. Туник)

• Творческие характеристики

Слайд 23. Вывод:

• Главная задача взрослого привить ребенку вкус к серьезной творческой работе. Педагогу всегда следует помнить, одаренные дети очень самолюбивы, легко ранимы. Поэтому от него больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный и методический «багаж». Необходимо чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество взрослого и ребенка.

Слайд 24. Благодарю за внимание!

Источники:

• https:// infourok.ru/odarenniy-rebenok-v-detskom-sadu-puti-i-problemi-v-vospitanii-1212577.html

• nsportal.ru›Детский сад›Разное›…/detskaya-odaryonnost…

• studme.org›157592/pedagogika/detskaya…odarennosti

Публикации по теме:

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Педагогический совет «Современные подходы к гражданско-патриотическому образованию в ДОУ»Педагогический совет «Современные подходы к гражданско-патриотическому образованию в ДОУ» Педагогический совет "Современные подходы к гражданско-патриотическому образованию в ДОУ" Уважаемые коллеги, хочу поделиться опытом проведения.

Семинар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольниковСеминар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников СЕМИНАР на тему: «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников» Подготовила и провела: воспитатель.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Современные подходы к работе с одаренными детьми в ДОУ
Опубликовано: 2 сентября 2024 в 13:29
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные подходы к работе с одаренными детьми в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Вера Анатольевна Филь в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 сентября. Праздник любимой игрушки. Передвижка «Почему не стоит покупать детям...

Отмечаем праздник любимой игрушки! Для гармоничного умственного и физического развития детям необходимы игрушки. Для ребенка они не просто забава, а неотъемлемая часть его жизни, поэтому игрушки требуют к...

3 сентября. День солидарности в борьбе с терроризмом. Передвижка «Как говорить с...

3 сентября. День солидарности в борьбе с терроризмом Наши дети видят новости о терактах, обсуждают это с ровесниками и задают вопросы взрослым. Как рассказать им о терроризме, как сделать это...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД