Татьяна Скрягина
Современные подходы к планированию образовательного процесса в детском саду в условиях ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном образовании в настоящее время происходят серьезные перемены, основа которых была заложена государством, проявляющем большой интерес к развитию данной сферы. Главной целью политики в сфере дошкольного образования в России – является качественное образование дошкольников, что и должно, явиться приоритетом в планирование образовательного процесса. Планирование образовательной деятельности с детьми является составной и обязательной частью педагогической деятельности воспитателя, одним из основных процессов управления реализацией образовательной программы дошкольного образовательного учреждения. Введение и реализация ФГОС дошкольного образования неизбежно влечет за собой изменения в организации образовательного процесса в целом и его планировании в частности. В настоящее время планирование и организация образовательной деятельности с детьми предполагает наличия у педагога установки на уникальность ребенка, ориентации на возрастные потребности в игре, исследовательской и познавательной деятельности, общении со сверстниками. В условии личностно-ориентированного образования мотивация эффективного планирования обеспечивает повышение качества дошкольного образования.
Публикация «Современные подходы к планированию образовательного процесса в детском саду в условиях ФГОС ДО» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2023
В содержании ФГОС дошкольного образования отсутствуют жестко заданные требования к планированию образовательной деятельности с детьми. В пункте 2 раздел 2.9 подчеркивается, что «выбор форм организации и содержания образовательной деятельности педагогическими коллективами осуществляется самостоятельно». Следовательно, именно планирование образовательной деятельности вызывает реальные затруднения как у воспитателей, имеющих опыт практической работы в дошкольной организации, так и у начинающих профессиональную деятельность.
Дошкольное образование, как известно, является неотъемлемой составной частью и первым звеном в единой системе непрерывного образования, где происходит становление основ личности.
Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость качественного планирования образовательного процесса в детском саду.
К одной из основных компетенций педагога дошкольного образования относится умение «планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии в ФГОС дошкольного образования». К основным характеристикам должности работника образования относится то, что воспитатель (включая старшего) …разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников».
В советском энциклопедическом словаре термин «план» определяется, как:
- система взаимосвязанных, направленных на достижение единой цели плановых заданий, определяющих порядок, сроки и последовательность осуществления программ, работ или отдельных мероприятий;
- способ кратко (или полно) зафиксировать целевые ориентиры, перспективные действия, связанные с последовательностью организации и проведения образовательной деятельности с детьми [20, с. 8].
В практике образования планирование трактуется как процесс составления, разработки планов, проектов, продумывание последовательности будущих действий.
Рассмотрим основные функции планирования образовательного процесса в детском саду.
1. Организация педагогического процесса как единого целого.
2. Обеспечение движения и развития педагогического процесса во времени, а именно усложнение содержания, форм и методов работы с детьми.
Реализация этих функций придает педагогическому процессу организованный и планомерный характер, делает работу педагога более целенаправленной и результативной, обеспечивая всестороннее воспитание и развитие детей.
Планирование осуществляется с учетом образовательной программы дошкольной организации, примерной программы, программ дополнительного образования, эффективных форм организации образовательной работы.
При планировании и организации образовательной деятельности с детьми в рамках выбранной программы необходимо устанавливать разумный баланс между:
- взрослой и детской инициативой не за счет полной неконтролируемой свободы ребенка, а за счет гибкого образовательного проектирования, установления партнерских отношений, в которых ребенок и взрослый выступают как центральные значимые фигуры образовательного процесса;
- групповыми занятиями, инициируемые взрослыми, и самостоятельной творческой, игровой деятельностью, возникающей по инициативе ребенка;
- подражанием действиям взрослого и самостоятельным овладением новыми способами деятельности.
Планирование должно быть направлено на организацию педагогического процесса в целом : конкретизацию задач воспитания детского коллектива и отдельных детей, отбор содержания и способов педагогического воздействия в соответствии с задачами и возрастом детей; использование различных форм организации жизни детей, видов детской деятельности.
В плане предусматривается рациональное сочетание коллективных (фронтальных и групповых) и индивидуальных форм работы с детьми. Особого внимания требуют дети с временным отставанием в развитии.
Учитывая достижения детей, воспитатель планирует последовательный перевод их на освоение нового содержания знаний, способов действий, новых форм организации деятельности и их сочетание.
План должен обеспечить системность работы - установление связи между отдельными видами и формами работы. Так, важно установить связь между занятиями и работой воспитателя с детьми в повседневной жизни, между занятиями, игрой и трудом детей. Наличие связей обеспечивает формирование системы знаний, навыков и умений, способов поведения и отношения к окружающему.
План должен служить руководством к деятельности, быть реальным. Реальность плана достигается постановкой конкретных задач с учетом уровня развития детского коллектива и отдельных детей. План будет реален, если он учитывает также детские интересы.
Таким образом, планирование и организация образовательной деятельности с детьми предполагает наличие у педагога установки на уникальность ребенка, ориентации на возрастные потребности в игре, исследовательской и познавательной деятельности, общении со сверстниками. В условиях личностно-ориентированного образования мотивация эффективного планирования обеспечивает качество дошкольного образования.
Основой для планирования образовательной деятельности в детском саду является «Основная общеобразовательная программа ДОУ», в которой определены задачи воспитания и раскрыто содержание воспитательно-образовательной работы по каждой из основных видов деятельности. При планировании эти задачи и содержание получают дальнейшую конкретизацию: устанавливается время и последовательность их реализации.
Образовательной программой назовем нормативно-педагогический документ, который определяет специфику целей, содержания образования и организации образовательного процесса.
На основе основной образовательной программы учреждения разрабатывается рабочая программа воспитателя. Рабочей программой в детском саду называют документ, который отражает специфику образовательной деятельности для конкретной группы или конкретного педагога. Рабочая программа конкретизирует цели, задачи, поставленные в основной программе учреждения для каждой конкретной группы, учитывая ее особенность (группы компенсирующей, комбинированной, оздоровительной и другой направленности).
Таким образом, прослеживается основная цель планирования образовательной деятельности, а именно определение конкретных задач образовательной деятельности на определенный отрезок времени, кроме этого видов деятельности, способов их организации и средств решения поставленных задач, обеспечивающих выполнение программы.
В существующей практике дошкольного образования педагогами используются следующие формы планирования :
- линейное планирование – ориентировано на заданную последовательность педагогических шагов и образовательных мероприятий;
- комплексно-тематическое планирование – ориентировано на широкий спектр разных видов специфической детской деятельности вокруг той или иной познавательной тематики;
- событийное планирование – ориентировано на особо значимые события, подготовка, реализация и осмысление которых позволяет разворачиваться различным видам детской деятельности, способствует их успешной социализации;
- предметно-средовое планирование, главной составляющей которого является дидактический материал, опосредованно влияющий на развитие ребенка. В современной практике такой подход определяется как пространственное планирование, ориентированное на реализацию возрастных потребностей детей в игре, самопознании, исследовании, общении со сверстниками, и осуществляется посредством организации развивающей предметно-пространственной среды;
- интеграция перечисленных форм.
При этом анализ планов образовательной деятельности, разработанные различными педагогами, показывает, что ни одна из выше перечисленных форм планирования в «чистом виде» в практике деятельности не встречается. Практика показывает, что только интеграция тематического, событийного и пространственного форм планирования обеспечит успешную социализацию ребенка, позволит реализовать его возрастные потребности, овладеть новыми способами деятельности.
При осуществлении планирования необходимы :
- единство целевой установки и условий реализации (цели определяет основная программа детского сада);
- единство долгосрочного и краткосрочного планирования (все виды планирования взаимосвязаны, краткосрочные являются отражением долгосрочных адаптированных под конкретный промежуток времени);
- осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал при разработке планов (это говорит о том, что государство ставит перед современными образовательными учреждениями одни цели, общество, семья ставит свои цели);
- обеспечение комплексного характера планирования; стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
При планировании следует учесть интересы и потребности, способности детей конкретной группы, с которой работает педагог (даже в одном и том же детском саду они могут отличаться, особенности самого «детского общества».
Реализуя принцип тесного взаимодействия воспитания в семье и дошкольном учреждении, детский сад привлекает родителей не только к воплощению: запланированных мероприятий, но и к продумыванию перспективы работы с детьми, учитывает их предложения, пожелания, возможности в оказании содействия.
Основное содержание программы, систему представленных в ней задач, связанных с гармоничным развитием основных его линий (физическое, личностное, интеллектуальное, планируется реализовать педагогом посредством различных видов детской деятельности.
Одной из основных форм организации образовательной деятельности в детском саду считаются занятия. Хотя в настоящее время происходит переосмысливание данного подхода, поскольку повышается статус игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста. Планирование занятий основывается на основных этапах усвоения знаний, предусматривается закрепление и повторение материала, а также постепенный характер его усложнения.
Таким образом, планирование образовательного процесса в детском саду предусматривает планирование всех компонентов жизни детей в детском саду : цели, формы, средства воспитания, а также планирование каждого момента пребывания ребенка в детском саду : утренний прием, утренняя гимнастика, приемы пищи, образовательная деятельность, прогулка и т. д
Рассмотрим основные виды планов, составляемые в дошкольных учреждениях.
Годовым планом будем называть скоординированной системой решений, обеспечивающая эффективность деятельности дошкольного учреждения в течение учебного года, и позволяющая осуществлять совокупность мер по реализации задач, стоящих перед организацией на данный период.
Особенности построения годового плана при наличии программы развития.
- годовой план, носит тактический характер по достижению целей программы развития;
- важно устанавливать согласование целевого компонента годового плана "с целевыми установками программы.
Задачами годового плана могут выступать мероприятия программы развития. В этом случае структура годового плана может быть представлена следующим образом :
1) итоговый анализ деятельности ДОУ за предыдущий год;
2) цель и задачи (задачи);
3) мероприятия по реализации каждой задачи (т. е. разделы плана);
4) циклограмма регулярно проводимых мероприятий;
5) приложения плана :
- график оздоровительных мероприятий с детьми;
- производственный контроль по СЭС;
- хронологическое планирование мероприятий по месяцам, либо кварталам (это позволит не писать месячный план);
- корректировка плана.
При планировании мероприятий необходимо исходить из этапов, содержания и специфики реализации программы развития, подготовки педагогов, с точки зрения ситуационного подхода.
Особенности построения годового плана при отсутствии программы развития:
- годовой план играет роль стратегического управленческого документа, поэтому обязательно формулируется стратегическая цель, четко выделяются подцели (задачи, далее намечается комплекс мероприятий по их решению;
- аналитическая часть плана носит расширенный характер: анализируются внешние связи дошкольного учреждения.
На практике педагогами используются следующие виды планирования как календарное, перспективное, перспективно-календарное, блочное, комплексное. Новым видом является модульное планирование. Рассмотрим каждый вид планирования более подробно.
Структура перспективного плана включает :
- содержательную интеграцию деятельности воспитателя со специалистами ДОО, данный раздел выделяется при условии наличия в дошкольном учреждении специалистов, в том числе дополнительного образования : музыкального руководителя, воспитателя по физической культуре, иностранному языку и др. В разделе планируются совместные образовательные мероприятия, определяется их цель, назначаются ответственные за подготовку и проведение.
- профессиональное саморазвитие, воспитатели планируют мероприятия, направленные на повышение уровня собственной профессиональной компетентности, развитие профессиональных компетенций.
- сотрудничество с родителями, целесообразно планировать работу, требующую от воспитателя специальной подготовки ее проведения (собрания, мастер-классы и пр.)
- индивидуальная работа с детьми, планируется, исходя из реальных проблем или особых способностей ребенка.
- организация развивающей предметно-пространственной среды, планируется с учетом темы недели, событий, времени года и прочее.
Рассмотрим особенности календарного плана, его составляют на примерно, на 1-2 недели. Его оформляют в виде план-конспекта, отражая, таким образом, всю деятельность на протяжении дня:
- утро, утренний прием (развитие навыков самообслуживания, индивидуальная работа, формировании культурно-гигиенических навыков, проведение дидактических игр, бесед на заданную тему и др.);
- во время непосредственной образовательной деятельности (вид, тема, программное содержание, методические приемы, наглядный материал и др.);
- на прогулке (наблюдения, беседы, трудовая деятельность, подвижные игры, самостоятельная игровая деятельность, индивидуальная работа);
- во 2-ой половине дня и вечером (разнообразная игровая деятельность, театрализованные игры, трудовая деятельность, развлечения).
Календарный план также оформляют в виде таблицы-схемы.
Календарно-перспективный план обычно составляется в виде таблицы-схемы. На неделю планируются занятия, виды деятельности на прогулке и индивидуальная работа с детьми. На месяц планируется работа с родителями, комплексы утренней гимнастики, развлечения.
При «блочной» форме планирования воспитатель может изменять и дополнять эту форму с учетом своего опыта, возрастной группы детей, времени года и соответствующего программного материала.
План включает три направления (блока) деятельности педагога:
I. Специально организованное обучение.
Роль воспитателя - «учитель». Взрослый ставит перед детьми ряд учебных задач и предлагает им определенные способы оптимального их решения. Воспитатель - инициатор и организатор познавательной деятельности ребенка. Здесь взрослый находится как бы «над ребенком».
Содержание занятий с детьми определяется программой, по которой работает группа. При этом учитываются условия работы детского сада (наличие бассейна, инструктора по плаванию и по физическому воспитанию, дополнительные услуги и т. д.). Занятия проводятся по подгруппам. Разделение детей осуществляется на основе уровня их развития и индивидуальных способностей. Один раз в месяц предусмотрено проведение специально организованного занятия по коррекционной работе.
II. Совместная деятельность воспитателя и детей.
Позиция взрослого по отношению к детям - это позиция «равного партнера», но в, то, же время партнера более опытного, направляющего деятельность детей. Воспитатель решает возникающие в совместной деятельности проблемы «вместе» с детьми. Здесь следует исключить строгую оценку работы детей.
Этот блок включает следующие виды работы с детьми:
1. Физкультурно-оздоровительная работа:
- утренняя гимнастика;
- физические упражнения и подвижные игры на прогулке;
- физкультурный досуг, праздники, туристические походы, пешие прогулки.
2. Введение в мир прекрасного:
- ознакомление с изобразительным искусством и музыкой;
- речевая деятельность (охватывает работу всех разделов по развитию речи; ознакомление с произведениями художественной литературы).
3. Познавательно-развивающая работа:
- развивающая деятельность и коррекционная работа;
- трудовая деятельность;
- ознакомление с природой.
III. Свободная самостоятельная деятельность детей.
Роль взрослого — «создатель» окружающей, развивающей предметной среды. Взрослый непосредственно не включен в детскую деятельность, но влияет на ее развитие опосредованно, через изменение и обогащение предметной среды группы.
В этот блок включены разделы:
1. Самостоятельная творческая игра.
2. Самостоятельная изобразительная деятельность.
В начале плана выделяются основные задачи работы на квартал или на месяц (на усмотрение воспитателя). Это облегчает дальнейшую работу по распределению программного материала по разделам плана. В общих задачах предусматривается содержание и формы работы с семьей.
Комплексное планирование или комплексно-тематическое.
В настоящее время целевые ориентиры дошкольного образования достигаются в разных формах образовательного сотрудничества детей с взрослыми и сверстниками средствами игровой, самостоятельной, творческой, исследовательской, проектной видами деятельности в развивающей предметно-пространственной среде. Через сказки, игры, искусство, мультфильмы, через исследовательское конструирование и решение несложных жизненных ситуаций обеспечивается развитие дошкольников. Тематическое содержание реализуется средствами специфических видов детской деятельности (игра, познание окружающего мира, элементарная исследовательская деятельность, общение со сверстниками, самопознание).
Темы, в рамках которых будут решаться образовательные задачи, должны быть социально значимыми для ребенка, общества, семьи, государства, вызывать личностный интерес детей, положительное эмоциональное отношение, способствовать становлению нравственно-психологической культуры дошкольника.
В комплексно-тематическом плане «узловой» теме уделяется одна неделя. Темы занятий во всех группах совпадают, однако в каждом возрасте её изучение и освоение происходит посредством содержания и форм, адекватных возрастным возможностям и потребностям детей.
Кроме комплексно-тематического плана работы организованную образовательную деятельность в дошкольной организации регламентируют сетка занятий и расписание занятий.
Сетка занятий показывает общее количество занятий и их виды по основным направлениям развития ребенка (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие) в течение недели.
Расписание занятий определяет их последовательность, регулирует время проведения, конкретизирует место проведения занятий (спортивный зал, бассейн, музыкальный зал, студия художественного творчества, компьютерный класс и др.).
И последний вид - это технология модульного планирования. При составлении плана на основе модуля создается единая схема распределения форм работы с дошкольниками на неделю, педагогу остается лишь записать название игр, темы бесед, указать объекты наблюдения, конкретизировать задачи работы на данный период.
Создание модуля плана начинается с распределения видов деятельности, организуемых воспитателем с детьми, поиска их места в режиме дня.
Таким образом, несмотря на достаточно глубокое освещение в литературе вопросов планирования образовательного процесса в группе детского сада, очевидна необходимость совершенствования деятельности воспитателей по планированию педагогического процесса. Исследование показало, что существует множество видов планирования, которые могут быть выполнены в разных формах. Для того чтобы упорядочить эти произвольные виды планирования, целесообразно ввести единые подходы к планированию в дошкольном учреждении.
Список использованной литературы
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования».
2. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. №544н г. Москва «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
3. Андрианова, И. Л. Система методической поддержки в планировании работы с детьми / И. Л. Андрианова // Справочник старшего воспитателя. - 2012, №9. С. 20- 29.
4. Багаутдинова, С. Ф., Корнилова К. В. Подходы в планировании образовательного процесса в ДОУ/ С. Ф. Багаутдинова, К. В. Корнилова // Управление ДОУ. - 2013, №7. С 56 - 59.
5. Безрукова, В. С. Педагогика: учебное пособие / В. С. Безрукова. – Ростов н/ Дону: Феникс, 2013. – 294с.
6. Васюкова, Н. Е. Комплексное планирование образовательной деятельности с детьми 3-4 лет Еженедельное интегрированное / Н. Е. Васюкова, Н. М. Родина. - М. : ТЦ Сфера, 2016. - 240 c.
7. Васюкова, Н. Е. Комплексное планирование образовательной деятельности с детьми 6-7 лет / Н. Е. Васюкова, Н. М. Родина. - М. : ТЦ Сфера, 2015. - 256 c.
8. Гербова, В. В. Малокомплектный детский сад (старшая разновозрастная группа) : Пособие для воспитателя дет. сада / В. В. Гербова, А. Н. Давидчук, Т. Н. Доронова. - М. : Просвещение, 2014. - 271с.
9. Демина, Г. А. Реализация теоретических аспектов педагогического менеджмента в системе дошкольного образования / Г. А. Демина // Дошкольная педагогика. - 2013. - №1. - С. 44-47
10. Казакова, И. Н. Годовое планирование в ДОУ : Трудности, ошибки, пути преодоления / И. Н. Казакова. – М. : Сфера, 20011. – 63с.
11. Ковальчук, Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка / Я. И. Ковальчук. - М. : Просвещение, 2015. - 112 с.
12. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений / С. А. Козлова, ТА. Куликова. - М. : Академия, 2015. - 416 с.
13. Крюкова, В. В. Комплексно-тематическое планирование в ДОУ / В. В. Крюкова // Управление ДОУ. – 2012, №8. С. 8 – 23
14. Литвинова, О. Э. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности / О. Э. Литвинова. - СПб. : Детство-Пресс, 2015. - 256 c.
15. Логинова, В. И. Дошкольная педагогика: Методика и организация воспитания в детском саду. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности 2110 «Педагогика и психология (дошкольная)»/В. И. Логиновой. - М. : Просвещение, 2014. - 288 с.
16. Лялина, Л. А. Планирование работы старшего воспитателя ДОУ / Л. А. Лялина. - М. : Творческий центр Сфера, 2008. - 80 c.
17. Малаева, Е. В. Конструктивное планирование (реальные планы ДОУ)/ Е. В. Малаева // Управление ДОУ. – 2012, №3. С. 21 - 27.
18. Меремьянина, О. Р. Виды и формы планирования образовательного процесса с детьми в условиях реализации федеральных государственных требований: методической пособие / О. Р. Меремьянина. – Барнаул: АКИПКРО, 2011. – 122 с.
19. Меремьянина, О. Р. ФГОС. Или все ответы на вопрос «Как планировать образовательную деятельность с детьми?» : методические рекомендации / О. Р. Меремьянина. – Барнаул: Концепт, 2015. – 64 с.
20. Микляева, Н. В. Мониторинг в детском саду : Методическое пособие / Н. В. Микляева. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
21. Нищева, Н. В. Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи / Н. В. Нищева. - СПб. : Детство-Пресс, 2014. - 192 c.
22. Поддьяков, Н. Н. Доминирование процессов интеграции - закон развития детей дошкольного возраста / Н. Н. Поддьяков // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 1.- С. 73-77.
23. Сомкова, О. Н Инновационные подходы к планированию образовательного процесса в ДОУ / О. Н. Сомкова // Дошкольное воспитание. - 2013. -№ 4.-С. 9-15.
24. Скоролупова, О. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования / О. Скоролупова, Н. Федина // Дошкольное воспитание. – 2014. – №8. – 44-48с.
25. Токмакова, О. В. Управление процессом обучения : учебное пособие / О. В. Токмакова - Киров: ВятГГУ, 2013. - 121с.
26. Хабарова, Т. В. Проектирование содержания непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста / Хабарова Т. В. // Дошкольное воспитание. - 2013. -№ 6.-С. 10-11.