Расимя Каримова
Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения
Семья основной институт социализации ребенка. Это первый институт, формирующий и закладывающий морально-нравственный фундамент ребенка. Поведение ребенка, его морально-нравственные принципы формируются семьей. В современных условиях родители заняты обеспечением материальной стороной жизни ребенка
Задача дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы выстроить эффективное взаимодействие родителей и педагогов удовлетворяющее интересы обеих сторон.
Публикация «Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".
Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова " взаимодействие " объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.
Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития
Главной целью образовательного процесса является формирование единого сообщества: родители-дети – педагоги, а отсюда, соответственно, возникают партнерские отношения.
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой, включающей «открытость внутрь» и «открытость наружу».
Придать дошкольному учреждению "открытость внутрь" значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т. д.
В нашей группе сложилась своя система взаимодействия с родителями воспитанников. Одной из главных целей образовательного процесса является формирование единого сообщества: родители – дети – педагоги, основанного на гармоничных партнёрских отношениях, для создания единого пространства детского развития. Родители являются не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса За последние годы как никогда отмечается заинтересованность родителей во всестороннем развитии и образовании своих детей. Сотрудничество - активная совместная работа педагогов и родителей, позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений. Выстраивая взаимодействие с родителями, мы используем как традиционные формы, так и нетрадиционные формы работы с родителями. Планируя ту или иную форму работы, мы как всегда исходим из представлений о современных родителях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству.
Проектная деятельность повышает интерес родителей к тому, чем заняты их дети в детском саду. В группе проводились совместные с родителями и детьми проекты: «Этих дней не смолкнет слава», «Мастерская Деда Мороза», «Русские узоры» и др.
Огромный вклад внесли родители для воплощения проекта «Этих дней не смолкнет слава» в 2015 году. Они собрали материал к проекту : предоставляли фотографии, письма, документы из семейных архивов, настоящие ордена и медали, подлинные вещи времен Великой Отечественной войны подбирали фотографии о войне, иллюстрации, открытки памятников и памятных мест в городе и России, посвященных войне. Родители участвовали в проведении экскурсии к памятным местам.
В рамках педагогического проекта нами было проведено родительское собрание на тему «Воспитание юного патриота», где обсуждалась проблема патриотического воспитания детей. Многие родители охотно поделились своим опытом. Рассказали, как они воспитывают у своих детей патриотические чувства. Было проведено обсуждение предложений по реализации проекта.
Совместное участие родителей и воспитателей группы в городском смотре - конкурсе патриотических уголков на тему «Память поколений» посвященный 70 - летию Великой Победы дал свой результат – наше ДОУ стал Призером муниципального смотра-конкурса патриотических уголков, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Работа по Развитию - нравственно-патриотического воспитания на основе формирования у детей представлений о Великой Отечественной войне в группе продолжается и по ныне, с детьми средней группы. Этот - 75- ый юбилейный год дети ждут с нетерпением. С детьми разучили стихи, рассказали о великой войне и победе. С родителями создали уголок «Великой победе посвящается!», в котором разместили материалы о войне, поделки и рисунки детей. С детьми и родителями готовили макеты военной техники и отправляли на конкурс. В результате чего, Саша Сатюкова и ее папа награждены дипломом за 3 место в муниципальном этапе областного конкурса – выставки моделей копий военной техники «Славе - не меркнуть. Традициям - жить!», посвященного Дню Защитника Отечества и в ознакомление 75 – летия Победы в Великой Отечественной войне. Наминация «Ради жизни на земле!»
В группе для родителей оформлен информационный центр, из которого родители получают различную информации, узнают о жизнедеятельности группы и проводимых мероприятиях. Здесь же оформлена выставка детских работ под названием «Наши достижения».
Помощь родителей в оснащении педагогического процесса; где обмениваются опытом и мнениями родители и педагоги.
Родители нашей группы принимают активное участие в жизнедеятельности группы: помогают пополнять предметно-развивающую среду, участвуют в различных конкурсах, оказывают помощь в организации экскурсий. Ими были изготовлены атрибуты к театрализованным играм и театрам, изготовлены дидактические куклы: доктор, парикмахер, кукла в зимнем костюме, куклы в национальных костюмах, которые помогают при организации игр и занятий с детьми. Для игры «Больница» родители сшили белые халаты и чепчики. Для игры «железнодорожник» сшили сигнальные жилеты. Принимали активное участие в создании патриотического уголка «Юный - Бугурусланец».
Многие родители с энтузиазмом участвовали в семейных творческих конкурсах рисунков, поделок, которые проводились в детском саду таких как: смотр-конкурс создания книжки-малышки, смотр-конкурс участков ДОУ, смотр-конкурс уголков уединения, смотр-конкурс книжных уголков, смотр-конкурс уголков дорожного движения, смотр- конкурс поделок из природного и бросового материала, смотр-конкурс «Новогодняя елочка»
В ДОУ был проведен конкурс уголков уединения. Папы воспитанников откликнулись на нашу просьбу, помочь сделать уголок, без промедления. Они сделали ширму из брусьев. Мамы обшили ширму яркими полупрозрачными тканями. Разукрасили ее ажурными бантами, обшили столик и пуфики, связали коврики, сшили мешочки хорошего и плохого настроения, принесли картинки на тему «изучаем эмоции».
В результате такой плодотворной работы жизнь наших детей становится интересней. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.
Таким образом, хорошо налаженный контакт с родителями, их заинтересованность и активное участие залог успеха всей нашей работы.