Оксана Карповская
Современные подходы к организации образовательного процесса в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
В статье затронуты современные аспекты по организации и внедрению учебных и образовательных процессов в дошкольных учреждениях Донецкой Народной Республики. С 2015 года со вступлением в силу республиканского закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени.
Публикация «Современные подходы к организации образовательного процесса в детском саду» размещена в разделах
Модернизация дошкольного образования привела к поиску новейших форм обучающих занятий в детском саду, так как обучение дошкольников имеет свои особенности. Все дошкольные образовательные учреждения Донецкой Народной Республики начали переход на новый государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Учитывая постоянное развитие науки и техники, появляются новые, более современные подходы в образовательном процессе.
Ключевые слова: современный подход, образование, обучение, дошкольник, взрослый, родитель, стандарт образования.
Современные подходы к организации процесса обучения и образования дошколят связаны, прежде всего, с централизованной переориентацией современного дошкольного образования со стандартов Украины на стандарты Российской Федерации, подхода к выбору стратегии поддержки личностного становления и роста каждого ребенка [5, с. 80].
Все мы отлично понимаем, что именно в дошкольном детстве происходит формирование характера человека, приобретаются основные умения и навыки, формируется личность.
Специфика работы с детьми дошкольного возраста такова, что их достижения определяется не суммарным количеством конкретных знаний, умений и навыков, а набором личностных качеств, в том числе отвечающих за психологическую готовность ребенка к школе. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.
Это занимательное дело основано на одном или нескольких специфических детских действиях, производимых вместе со взрослым, и направлено на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей. Реализация занятия как дидактической формы учебной деятельности возможна только в старшем дошкольном возрасте.
Занятием это интересная для детей, специально созданная воспитателем специальная детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков, но и процесс обучения никуда не девается. Но важно понимать разницу между «старыми» методами обучения и «новыми» [2, 3, с. 96 ].
Образовательная деятельность разворачивается примерно в 5 образовательных плоскостях, направленные на определенные области развития и образования детей : социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Содержимое образовательных областей, как правило реализовывается в различных видах деятельности:
• в раннем возрасте (1год – 3 года) – предметная деятельность и игры с составными динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами, общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами, восприятие смысла музыки, сказок, стихов. Рассматривание картинок, двигательная активность;
• для детей дошкольного возраста (от 3-х – 8-и лет) – ряд видов деятельности, таких, как игровая, включает сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и без. Развитие коммуникативной, познавательно-исследовательской формы, а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала и подручных средств, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная, музыкальная и физическая формы активности ребенка [7, с. 56].
Организованная образовательная деятельность это организация совместной деятельности воспитателя и ребенка, она делится на два направления:
• с одним ребенком (индивидуальная);
• с подгруппой детей (подгрупповая);
• с целой группой детей (фронтальная) [ 4, с. 49].
Фронтальная форма организации обучения подразумевает не просто работу со всей группой, а наличие четкого расписания, единого содержания и планирования.
Организация учебного процесса должна основываться на адекватных возрасту формах деятельности с детьми. Выбор таких форм осуществляется воспитателем самостоятельно и зависит от состава воспитанников, оснащенности ДОУ, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения.
Набор количества детей зависим от некоторых критериев:
• возраста и личностных особенностей ребенка;
• разновидностей действий, интереса к данному занятию;
• сложности заданий.
Каждый воспитатель должен помнить, что все дети должны получать одинаковые начальные возможности для последующего обучения в школе [1].
По наполнению и содержательности образовательную деятельность возможно объединить с несколькими образовательными направлениями. В рамках таких объединений дети смогут не только активно развиваться, и совершенствовать уже закрепленные знания, умения, навыки, но и получать новую информацию об окружающем их мире в процессе взаимоотношений друг с другом, педагогом, родителями и предметно-пространственной средой.
Содержательное наполнение образовательной деятельности определено программой, по которой работает дошкольное учреждение. Такая программа разрабатывается коллективно работниками детского сада, с учетом особенностей образовательного учреждения, возрастов, образовательных потребностей и запросов воспитанников и их семей.
Главная особенность организации образовательного процесса в ДОУ на сегодняшний день это уменьшение количества учебной деятельности (занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. Но уменьшение времени, отведенного на учебные занятия, пагубно влияет на воспитание у ребенка некоторых важных для перехода в школу качеств, например, дисциплины, внимания, усидчивости, и наоборот развивается вседозволенность, нетерпение, проявление истерик и т. п. [6, с. 112]
Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменено, а ему на смену приходит игра, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, аккумуляция детьми определенной информации об окружающем мире, накопление определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения как бы есть, педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».
Способы организации детей в момент проведения образовательных мероприятий могут быть различными: малыши сидят за столами, на стульчиках, расставленных полукругом, или свободно передвигаются по групповой комнате и т. д.
Результативность образовательного процесса в какой-то степени зависит от того, насколько в этот процесс вкладывается сам воспитатель, как эмоционально-психологически, так и информативно.
Любой учебный процесс можно разделить на три основные группы, неразрывно связанные общим содержанием и методами: начало, ход процесса обучения и окончание [9].
Рассмотрим виды методических подходов к обучению детей в МБДОУ.
Первый вид это практические формы: опыт, упражнение, экспериментирование, моделирование.
Второй вид наглядные: наблюдение, демонстрация наглядных пособий.
Третий вид словесные: рассказы, беседы, чтение художественной литературы.
Четвертый вид игровые: дидактические игры, раздаточные материалы, воображаемые ситуации в развёрнутом виде.
Образовательная деятельность детей в режиме дня.
Кроме организованной образовательной деятельности воспитателем должны быть запланированы и образовательные мероприятия в режиме дня: в утренние и вечерние часы, на прогулках, при проведении режимных мероприятий.
Из выше сказанного можно предположить, что современные занятия –это интересные детям мероприятия, которые не ограничивают в выборе и степени свободы.
Структура деятельностного подхода, с точки зрения образовательной деятельности состоит из таких методик как : создание проблемной ситуации, целевая установка, мотивирование к деятельности, проектирование решений проблемной ситуации, выполнение действий (заданий, сама деятельность, анализ результатов деятельности, подведение итогов. Схематично это можно представить так:
Потребность Мотив Цель Средства Действие Результат.
Ключевое понятие деятельностного подхода состоит в следующем :
“Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь” [ 9].
Деятельностный подход имеет несколько Золотых правил, перечисленных ниже:
• подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
• веди ребенка от собственного опыта к общественному;
• будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
• радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
• учи анализировать каждый этап работы;
• критикуя, стимулируй активность ребенка [8].
Все дети получают информацию от педагогов и воспитателей в течение всего дня, в любых ее разновидностях, из разных источников в течение всего пребывания ребенка в детском саду.
Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места положителен, так как в последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе из мира детства игра уходит [ 10, с. 111].
Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру познавательный, исследовательский и творческий процесс. Ведь только таким способами ребёнок научится общаться, взаимодействовать, познавать мир, взаимоотношения окружающих объектов и людей в этом мире.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — М. : Юрайт, 2020. — 196 с.
2. Асмолов А. Г. Ребенок в культуре взрослых / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. — М. : Юрайт, 2019. — 150 с.
3. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. — М. : Юрайт, 2020. — 171 с.
4. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. — М. : Юрайт, 2020. — 219 с.
5. Болотина Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования : учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2018. — 218 с.
6. Бочарова Н. И. Педагогика досуга. Организация досуга детей в семье учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2019. — 218 с.
7. Галигузова Л. Н. Дошкольная педагогика. — М. : Юрайт, 2020. — 254 с.
8. Козлова С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста: учебник и практикум для СПО / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. — М. : Юрайт, 2017. — 202 с.
9. Смирнова Е. О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания. — М. : Юрайт, 2020. — 122 с.
10. Тихомирова О. В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. В. Тихомирова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2018. — 155 с.