Олеся Дюндик
Консультация «Современные педагогические технологии в дополнительном образовании»
▼ Скачать + Заказать документы
Я работаю в учреждении дополнительного образования детей. В отличие от школы, здесь имеются все условия для того, чтобы разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам; учить всех по-разному, корректируя содержание и методы обучения в зависимости от уровня умственного развития и конкретных возможностей, способностей и запросов каждого ребенка. По своей специфике образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей имеет развивающий характер, т. е. направлен прежде всего на развитие природных задатков, на реализацию интересов детей и на развитие у них общих, творческих и специальных способностей.
Публикация «Консультация „Современные педагогические технологии в дополнительном образовании“» размещена в разделах
В дополнительном образовании отсутствует жесткая регламентация деятельности, но добровольные и гуманистические взаимоотношения детей и взрослых, комфортность для творчества и индивидуального развития дают возможность внедрять в практику личностно-ориентированные технологии.
Т. е. на каждом занятии осуществляю индивидуальный подход к детям. Также иногда применяется и индивидуальная форма обучения (технология индивидуализации обучения).
Такая технология позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. (В школе индивидуальное обучение применяется ограниченно).
Также, наряду с технологией индивидуального обучения, применяю на занятиях и групповые технологии. Т. е организую совместные действия, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию учащихся.
Групповые технологии широко используются мною в практике. Так, в группе проводится
• одновременная работа со всей группой;
• работа в парах;
• групповая работа на принципах дифференциации.
Например, для выполнения конкретного задания учебная группа делится на подгруппы. И получается, что каждый ребенок задействован и виден его вклад.
Обучение осуществляется путём общения в динамических группах, когда каждый учит каждого. А работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативность.
Технология коллективной творческой деятельности.
Также мною плодотворно применяется технология коллективной творческой деятельности
Т. е. организацию совместную деятельность детей и взрослых, детей младшего и старшего возраста. Получается, все в коллективе участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.
Приведу некоторые формы КТД:
Трудовые дела: это может быть трудовой десант, подарок друзьям, рейд, и т. д.
В трудовых КТД воспитанники и их старшие друзья осуществляют заботу через труд-творчество. Так, вместе с ребятами проводим акции: «Милосердие» и «Подарок воину-интернационалисту», где ребята своими руками изготавливают сувениры, открытки с пожеланиями и лично их вручают. Такие трудовые дела воспитывают стремление вносить свой вклад в улучшении действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, а также работать самостоятельно и творчески.
Познавательные дела: это различные турнир– викторины, турниры знатоков, защита каких-нибудь проектов и т. д.
Художественные дела. Концерты. Кукольный театр. Литературные, художественные конкурсы. Участвуем в конкурсах и обязательно наряду с индивидуальными работами выполняем коллективную.
Спортивные дела: веселая спартакиада, зарницы.
Так как я занимаюсь со школьниками в основном младшего звена, то без применения игровых технологий деятельность немыслима. Пед. игры активизируют деятельность учащихся.
Педагогические игры различаются по :
-по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые).
-по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, развивающие, творческие и др.);
-по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);
-по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).
-по предметной области (математические, экологические, исторические, географические и др.)
Цели игровых технологий обширны :
-дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;
-воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;
-развивающие: развитие качеств личности;
-социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.
В своей ежедневной работе с детьми применяю здоровьесберегающие технологии, включающие упражнения:
- для расслабления и укрепления мышц глаз;
- для укрепления мышц верхнего плечевого пояса и спины;
- на мышечное расслабление;
- пальчиковая гимнастика;
-совершенствование двигательной активности в ритмических упражнениях и в подвижных играх.
Учитывая требования здоровьесберегающих технологий, для сохранения здоровья обучающихся и эффективной работы на занятиях применяются динамические паузы, физкультминутки, минутки релаксации. Для того чтобы научить детей заботиться о своем здоровье, провожу беседы, которые непосредственно связаны с понятиями «здоровый образ жизни», «безопасное поведение на дороге, в лесу». На своих занятиях постоянно контролирую соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья обучающихся. Таким образом, здоровьесберегающие технологии способствуют укреплению и сохранению здоровья детей, развивают творческий потенциал детей, снимают стресс и повышают интерес к занятиям.
Итак, подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы повторить, что все технологии -обучающие, развивающие, воспитательные направлены на то, чтобы:
-разбудить активность детей;
-вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;
-опираться на самостоятельность, активность и общение детей.
И главное – чтоб, педагог умел самостоятельно анализировать свою работу, выявить недостатки, определить их причины и выработать пути исправления, (как говорится – не ошибается тот, кто не делает).