Дмитрий Николаев
Консультация для педагогов по программе повышения квалификации «Педагогические технологии в дополнительном образовании детей»
▼ Скачать + Заказать документы
ИТОГОВЫЙ РЕФЕРАТ
по программе повышения квалификации (ПК ДОД) «педагогические технологии в дополнительном образовании детей»
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Реферат подготовил: Николаев Дмитрий Александрович
Должность: педагог дополнительного образования
Место работы: муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Итатский детско-юношеский центр» Тяжинского муниципального района Кемеровской области
пгт Итатский,
Тяжинский муниципальный район, Кемеровская область
Российская Федерация
2017
Публикация «Консультация для педагогов по программе повышения квалификации „Педагогические технологии в дополнительном образовании детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Содержание
Введение…3
1. Игра как метод обучения, воспитания и развития….…. 3
2. Технология педагогической игры….….8
Заключение…. 10
Литература…. 11
Введение
Перед каждым заинтересованным педагогом постоянно стоит проблема развития и поддержания интереса у учащихся к занятиям. Самым прямым и эффективным путём, ведущим к развитию такого интереса, является внедрение наиболее подходящих педагогических технологий.
В дополнительном образовании технология – способ самовыражения людей, самореализации их интеллектуальных качеств, что соответствует главному основанию образовательной деятельности,— свободный, целевой выбор учащимися и педагогами путей, способов, содержания и результата совместного общения. И одновременно, технология – это выбор наиболее рациональных, эффективных способов, приемов, методик образовательной деятельности, продуманности каждого шага в реализации программы, ориентации на новейшие достижения в области наук о человеке.
Наиболее типичными для практики дополнительного образования детей и взрослых стали социально-воспитательные (технология коллективной творческой деятельности, игровые, клубные технологии, технологии социального проектирования, формирования политического и экономического мышления, формирования навыков трудовой деятельности) и рационально-образовательные (ТРИЗ-технология, технология программированного обучения, технология проектного обучения, информационные технологии, технология совместного научного исследования, технологии коллективных способов деятельности, совместного научного исследования, информационное, компьютерное обучение, технологии дифференцированного и индивидуального обучения, персонифицированного обучения и другие) технологии. Предметом данной работы является социально-воспитательная игровая технология, как наибо-лее плодотворная в системе дополнительного образования детей и взрослых.
1. Игра как метод обучения, воспитания и развития
В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, в зарубежной — 3. Фрейд, Ж. Пиаже и другие. В их трудах исследована и обоснована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, наконец, в процессах социализации — в усвоении и использовании человеком общественного опыта.
Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
роли, взятые на себя играющими;
игровые действия как средства реализации этих ролей;
игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
реальные отношения между играющими;
сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на вос-создание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совер-шенствуется самоуправление поведением. Большинство игр отличает следую-щие черты:
свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию учащегося, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности («поле творчества»);
эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязатель-ность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);
наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Как феномен педагогической культуры, игра выполняет следующие важ-ные функции:
социализации. Игра — есть сильнейшее средство включения учащегося в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.
межнациональной коммуникации. Игра позволяет учащемуся усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национально-стей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны»
самореализации учащегося в игре как «полигоне человеческой практики». Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия кон-кретных жизненных затруднений в практике учащегося, с другой — выявить недостатки опыта.
коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра — деятельность коммуникативная, позволяющая учащемуся войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.
диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления учащегося (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра — «поле самовыражения», в котором учащийся проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.
терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у учащегося в поведении, общении, учении.
функция коррекции — есть внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей учащегося. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.
развлекательная функция игры, пожалуй, одна из основных ее функций.
Педагогические игры — достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Педагогические игры достаточно разнообразны по :
дидактическим целям;
организационной структуре;
возрастным возможностям их использования;
специфике содержания.
Чаще всего классификация педагогических игр встречается по :
применению области деятельности: интеллектуальные, психологические, физкультурные, социально-педагогические и другие;
по игровой методике: сюжетные, ролевые, организационно-деятельностные игры (ОДИ, деловые, имитационные, психодраматические и др.
Игра как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, использовалась с древнейших времен. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей и взрослых. В учебном процессе игровая деятельность используется в следующих случаях:
в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии;
в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела).
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую. Они самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами и появляются не имитационные игры.
Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
В отечественной педагогике имеется целый ряд таких игровых технологий («Сам Самыч» В. В. Репкина, Мумми-троль, персонажи «Волшебника Изумрудного города», «Приключения Буратино»,
В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.
Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение в обществе, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
Деловая игра используется для решения комплексных задач. Усвоение нового, закрепление материала, развитие творческих способностей, формирование общеучебных умений дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо– и социо-грамма.
Целью игры как педагогической технологии является обучение учащихся умению анализировать и оценивать сложные проблемы человеческих взаимоотношений, в разрешении которых существенно не только правильное решение, но и обоюдное поведение, структура отношений, тон, мимика, интонация и т. д.
2. Технология педагогической игры
Технология педагогической игры включает следующие составляющие:
1. Сообщается тема и цель игры. Педагог должен определить на каком уровне в процессе педагогической игры будет происходить усвоение знаний (познакомить с информацией, научить её воспроизводить, сформировать знания-умения или достичь такого уровня самостоятельного ориентирования в учебном материале, поиска и применения знаний в творческих ситуациях, и чётко представлять какие умения и навыки будут формироваться.
2. Сообщаются правила сотрудничества в игре. При этом педагоги иногда устанавливают чересчур жёсткие правила игры, что приводит к снижению интереса у учащихся, особенно младшего возраста. До тех пор пока учащиеся не рискуют себе навредить, педагог должен позволять им создавать собственные правила – это придаст им ощущение самостоятельности.
3. Сообщаются критерии оценки учебной деятельности и организационный регламент. Оценивание деятельности имеет для учащихся большое значение – им важно, какая словесная реакция педагога, которой он оценивает деятельность учащихся, последует в процессе их взаимодействия. Оценивание выполняет следующие функции:
диагностическую. Применяемая для измерения усвоения учащимися учебного материала и глубины его понимания методика оценивания должна определяться валидностью измерения (насколько метод контроля измеряет то, что он должен измерять, точностью измерения (насколько результаты измерения соответствуют тому уровню измеряемого качества, который подвергается испытанию, надёжностью измерения (насколько результаты измерения точно повторяются при повторных измерениях);
обучающую, определяемую тем, насколько при контроле наблюдается прирост знаний, умений, навыков;
развивающую, определяемую тем, насколько присутствует прирост психических операций в определённых психических процессах;
воспитывающую, определяемую тем, насколько реализуется процесс принятия, стабилизации, устойчивости изучаемого учебного материала, норм проведения контроля, насколько у учащихся формируются устойчивые отношения, поведение;
стимулирующую, определяемую тем, насколько учащиеся готовятся к занятию, насколько они активны во время занятия;
корректирующую. Процесс оценивания должен исправлять, поправлять поведение учащегося, если его поведение не соответствует требованиям учебного процесса.
4. Назначаются и инструктируются эксперты и секретарь.
5. Излагается исходная информация.
6. Распределение ведущим ролей в игре, инструктаж их исполнителей, вхождение в образ.
7. Инструктаж зрителей: распределение между ними задания следить за мане-рой выступления участников, её соответствием закреплённой роли, вырази-тельностью, ясностью и понятностью речи, силой воздействия и т. д.
8. Исполнители разыгрывают ситуацию, изображают отношения для достижения цели. При этом мешать исполнителям запрещается. Зрители следят за игрой и делают пометки.
9. Проводится трёхступенчатый анализ игры по ранее установленным критериям. Каждый сам оценивает, затем консультируется с соседом, последним сообщает оценку тот слушатель, которому было поручено следить за этим показателем. Выступающему можно задавать вопросы и возражать.
Для проведения игры требуется время на подготовку, но результаты оправдывают затраченное время. Исследования показывают, что игра
наделена исследовательским смыслом: она копирует, отражает, моделирует существующую реальность.
способствует ускорению процесса адаптации, межличностному и территориальному знакомству, выявлению лидеров и аутсайдеров.
помогает обучить навыкам самореализации, правилам поведения, коммуникативным умениям, а также разрешает трудности межличностного общения, снимает конфликты и напряжённость между людьми, создаёт благоприятный психологический климат в группе.
выступает мощным социально-педагогическим средством в решении задач обучения и воспитания учащихся, формировании мировоззренческих позиций, культуры сознания и поведения, способности к самостоятельному выбору форм деятельности, активизирует общественно значимые потребности.
Заключение
Признавая высокую социально-педагогическую значимость игры для обучения, воспитания, развития и социальной адаптации учащихся, необходимо иметь в виду, что сам педагог должен хорошо знать игры и мастерски владеть методикой их организации и проведения. Важно, чтобы педагог самостоятельно прошёл, пережил, осмыслил все этапы, приёмы и методы, которые в дальнейшем смогут помочь ему в его профессиональной деятельности.
Литература
1. Бойков А. А. Коллективно-творческое дело как личностно ориентированная воспитательная технология, 2005 (https://www.yandex.ru/)
2. Вертгейкер М. Продуктивное мышление [Текст] / М. Вертгейкер Пер. с англ. – М. ; Прогресс, 2003
3. Ермолаева Т. И., Логинова Л. Г. Педагогические технологии в сфере дополнительного образования. [Текст] / Т. Ермолаева, Л. Логинова. – Самара, 1998. – 36с.
4. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей. [Текст] / Е. Евладова, Л. Логинова, Н. Михайлова. Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 352с. (С. 176 – 185)
5. Дмитренко Т. А. Образовательные технологии в системе высшей школы /Педагогика, 2004. – №2. – С. 54-59 (https://quality.petrsu.ru/f)
6. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. [Текст] / М. Кларин – М. : Танио, 1989
7. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. [Текст] / А. Колеченко – М. : «КАРО», Санкт-Петербург, 2001
8. Селевко Г. К. Социально-воспитательные технологии. [Текст] / Г. Селевко. М. :НИИ школьных технологий, 2005. – 176 с. (С. 122-137).
9. Чупрасова В. И. Современные технологии в образовании. [Текст] / В. Чупрасова. Учебное пособие. – Владивосток: Дальневосточный государственный университет, Тихоокеанский институт дистанционного образования и технологий, 2000. – 52с.