Светлана Сафронова
Современные педагогические технологии воспитательной работы по социализации детей с интеллектуальными нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педагогическом совете. Доклад на тему: «Современные педагогические технологии воспитательной работы по социализации детей с интеллектуальными нарушениями».
Сегодня главной целью и стратегическим направлением специального образования является обеспечение условий, способствующих реализации особых образовательных потребностей и успешной социализации детей с интеллектуальными нарушениями.
Публикация «Современные педагогические технологии воспитательной работы по социализации детей с интеллектуальными нарушениями» размещена в разделах
Проблема социализации ребёнка с нарушениями интеллекта – одна из наиболее актуальных. Социализация-это процесс, включающий в себя усвоение социального опыта, путём вхождения в социальную среду, систему социальных связей.
Дети специальной (коррекционной) школы-интерната с ОВЗ отстают от своих сверстников. В силу тяжести интеллектуального нарушения, они быстро забывают правила поведения в разных жизненных ситуациях, у них затруднено формирование умений и навыков, необходимых в обычной жизни. Они часто приступают к выполнению поставленной задачи без должной ориентировки в ней, без анализа её условий, без активной мыслительной работы над планом и выбором средств достижения цели.
Начальный этап обучения и воспитания ребёнка с проблемами в интеллектуальном развитии непосредственно связан с проблемами социально-бытовой адаптации. Для большинства детей данной категории наиболее значимыми являются не академические знания, а овладение навыками самообслуживания, общения, приспособление к ежедневной жизни людей, к стилю. Для этого необходимо связывать теоретические понятия с окружающей действительностью. Практика специальных (коррекционных) образовательных учреждений подтверждает, что ребёнок с проблемами в интеллектуальном развитии при правильном воспитании способен адекватно относиться к окружающему миру, самостоятельно жить и работать.
Работа педагогов по социальной реабилитации детей с нарушением интеллекта сводится к : 1. Подготовка к жизни в обществе;
2. подготовка к труду;
3. подготовка к общению с людьми;
4. подготовка к семейной жизни.
Полноценная социальная адаптация детей с интеллектуальными нарушениями в развитии невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и ценностных ориентаций. Эта проблема рассматривалась в исследованиях В. В. Воронковой, которая отмечает, что наличие интеллектуального дефекта повышает вероятность социальных отклонений в поведении личности. Неумение разобраться в ситуации, осознать причинно-следственные связи между поступком и результатом является истинной причиной нарушения поведения детей с ОВЗ.
Незрелость эмоций, направленность на удовлетворение примитивных потребностей, снижение самокритичности, нарушения в развитии волевых качеств - всё это является факторами, значительно затрудняющими процесс социализации и интеграции таких детей в социум.
Социальная адаптация должна быть основана не только на трудовом обучении и социально-бытовой ориентировке, но и на постоянном развитии социальных качеств личности ребёнка с ОВЗ на всех возрастных этапах.
В условиях специальной (коррекционной) школы-интерната необходима организация работы по социализации воспитанников по четырё м основным векторам воздействия: ребёнок, учитель, воспитатель (родитель, среда. Дополнительным фактором, объединяющим эти векторы, является их результирующее взаимодействие.
Создание оптимальных условий для социализации детей с ОВЗ в условиях школы-интерната является первоочередной задачей всего коррекционно-воспитательного процесса. Поэтому мы стараемся использовать все возможности воспитанников, развивать у них жизненно-необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных условиях несложные трудовые операции и ориентироваться в окружающем.
Исходя из вышесказанного, можно выделить элементы современных технологий, которые применяются в воспитательной работе школы-интерната :
1. Обучение и воспитание в сотрудничестве.
2. Коррекционно-развивающие технологии.
3. Метод проектов.
4. Игровые технологии.
5. Информационно-коммуникационные технологии.
6. Нравственная технология.
7. Здоровьесберегающие технологии.
Игровые технологии.
Единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности воспитанников осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребёнку, с учётом психофизических возможностей, путём осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.
Информационно-коммуникационные технологии.
Внедрение ИКТ даёт возможность улучшить качество обучения и воспитания детей с ОВЗ, способствуют развитию сенсорного восприятия, стимулируют развитие внимания, познавательной активности, помогает повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний.
Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в воспитательный процесс является использование мультимедийных презентаций, позволяющих сделать часы развития наглядными, динамичными, эффективными.
Презентации дают возможность преподнести информацию и через слова на экране, и через наглядное динамическое изображение изучаемого предмета или явления, и через аудио или видео файлы, таким образом, воздействуя одновременно на несколько органов чувств, что приводит к прочности, быстроте усвоения материала, повышается познавательная активность детей, создаются предпосылки активной речевой деятельности, развивается мышление.
Нравственная технология.
Мы все отмечаем у детей с интеллектуальными нарушениями большой дефицит культуры общения, элементарного такта, терпимости в отношении друг к другу. Дети часто не способны сопереживать, воспринимать чувства других людей, замечать красоту природы. У них наблюдаются негативизм, упрямство, агрессивность, двигательное психическое беспокойство, которые создают большие трудности их воспитания. Поэтому систематичность и последовательность нашей работы в этом направлении создают и закрепляют у детей навыки и необходимые привычки.
Всё наше внимание должно быть направлено на формирование ребёнка с интеллектуальными нарушениями, как на личность, которая неизбежно попадёт в среду общества. И все знания, умения и навыки, которые они приобретут в школе-интернате, им придётся применять на практике. Перед нами, воспитателями, ставится серьёзная задача-выработать у детей с ОВЗ общепринятые нормы поведения.
Нужно отметить, что в формировании личности ребёнка с нарушениями интеллекта первостепенную роль играет правильная организация его жизни, труда, физического и умственного развития и воспитания.
Формы работы в это направлении : совместная работа с классными руководителями, специалистами школы-интерната, проведение тематических часов развития и классных часов на темы нравственности, внеклассные мероприятия, индивидуальные беседы с ребёнком, родительские собрания.
Цель внеклассных мероприятий - помочь детям разобраться в нравственных нормах, доказать, что они необходимы в человеческом общении, что следовать им несложно и приятно.
Здоровьесберегающие технологии.
Эти технологии способствуют развитию познавательной активности детей с ОВЗ. Культивирование здорового образа жизни – приоритетная задача в программе модернизации российского образования.
В работе используются разнообразные стимулирующие приёмы здоровьесбережения, которые становятся средством активизации познавательных способностей детей, способствуют предотвращению состояний переутомления, гиподинамии, основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности в течение всего занятия.
( Это: прогулки и пешеходные экскурсии, физкультурные минутки под музыку, релаксационные паузы (слушание пения птиц, журчания ручейков и т. д., дыхательная гимнастика ( в игровой форме: сдуваем снежинку, листочек, погасим костёр, гимнастика для глаз, игровой логопедический массаж, элементы самомассажа.)
Следует отметить, что осуществление создания оптимальных условий для социализации детей с ОВЗ возможно только при условии тесного взаимодействия всех специалистов школы-интерната (социальный педагог, медработник, психолог, логопед, музыкальный работник, учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования).
В заключение хочется отметить, что основная цель воспитателя в работе с детьми с нарушениями интеллекта по социализации – помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь различными видами деятельности, выработав у воспитанников достаточный уровень самостоятельности при социально приемлемых выходах из экстремальных, обыденных и проблемных ситуаций, применяя в работе современные педагогические технологии.