Юлия Викторовна Горак
Современные педагогические технологии по экологическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание дошкольников на современном этапе развития общества является главным и необходимым компонентом образования. Ведь экологическое восприятие и экологическое отношение к окружающему - это способ сохранения всего живого на Земле.
В дошкольном образовательном учреждении используются следующие методы экологического воспитания дошкольников :
Публикация «Современные педагогические технологии по экологическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
Наблюдение - целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвует восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеет опыт, знания и умения ребёнка.
Рассматривание картин – даёт возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы.
ТСО – формирует представления о динамике явлений природы, дает возможность в короткий срок показать явления, которые протекают длительное время.
Практический метод
Игра – накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретённые знания (дидактические, предметные и словесные; подвижные, творческие)
Труд в природе - формирует бережное, заботливое отношение к природе.
Словесный метод
Рассказ воспитателя, беседа, чтение художественной литературы – словом конкретизируются, пополняются, уточняются знания об известных явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природе.
Элементарные опыты
- используют для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями. Это наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей.
Формы организации экологического воспитания дошкольников
Занятие
Экскурсии
Прогулки
Работа в уголке природы
Моделирование – активный вид познания в природоведческой деятельности.
Развитие интеллектуальных и творческих способностей – решается путём овладения действиями наглядного моделирования. К 5 годам дети, в основном, овладевают действия замещения. В старшей группе они осваивают действия использования, а затем и построения моделей.
Модель, отражающая влияние условий жизни на строение растений, помогает ребёнку понять, почему именно данные растения могут обитать в тех или иных условиях, как они приспособлены к ним. Модели экосистем дают представление о неразрывной взаимосвязи всего живого и неживого на Земле, роли человека в сохранении экологического равновесия на Планете.
Самостоятельное построение детьми различных моделей в середине и в конце года способствует развитию их творческих способностей, зарождению и реализации собственных замыслов.
Выделив самые главные (существенные) признаки, по которым можно обледенить несколько объектов природы в одну группу, тебе помогут готовые модели – «звери», «птицы», и т. д. Для уточнения представлений о приспособлении живых существ к природным условиям используются модели, обозначающие разные среды обитания (наземную, воздушную, водную, особенности строения и повадок живых существ для передвижения, защиты от врагов, добывания пищи в среде (строение ног водоплавающих птиц, защитная окраска животных и т. п.).
Использование моделей роста и развития живых существ (растений, животных) помогает лучше проследить происходящие изменения.
Модели можно применять при составлении рассказов о природе, они помогут определить последовательность (план) рассказа.
Модель трудового процесса помогает в уходе за живыми существами.
Виды моделей:
• Модели, отражающие существенные признаки живого и его основных эколого–систематических групп;
• Модели функций органов живого;
• Модели, которые помогут детям в организации разных видов деятельности.
Модели функциональны. Они могут использоваться на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности – для обобщения представлений детей о природе, овладения дошкольниками обобщёнными способами деятельности. На основе моделей можно создавать разнообразные дидактические игры («Путаница», «Чьи это ноги?», «Кто, где живёт? и д. р).
Представленные модели разработаны совместно с детьми и понятны им. Однако педагогу не следует ограничиваться предложенными моделями вместе с детьми, необходимо придерживаться следующих требований:
- модель должна отражать обобщённый образ и подходить к группе объектов;
- раскрывать существенное в объекте;
- замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна.
Проект инициирует размышления, побуждают к действиям, в которой проявляется гражданская позиция по отношению к окружающей среде. Они нацеливают на межпредметность, самостоятельность, осмысление действий.
Проекты могут выполняться индивидуально, группами и всем коллективом. Сроки выполнения различны. Как правило, проекты носят интегративный характер. Объектами наблюдений, исследований становятся природные объекты и экологические ситуации. Успех выполнения зависит от того, насколько педагог сумеет заинтересовать детей предстоящей работой. Деятельность в рамках проекта это не задание, за которое будет выставлена оценка. Она должна выполняться не по принуждению, а по собственному желанию. Поэтому, прежде чем начать работу надо детей заинтересовать (подружиться, помочь, узнать, уделить внимание и т. п.).
(Пример)
Животные: их отношение к пище
Цель: развивать у детей представление о видах животных по виду питания; развивать бережное отношение к животным; развивать представления о способах приспособления животных к среде.
Подкормка зимующих птиц
Цель: развивать у детей представления о зимующих птицах, развивать у них интерес к птицам и ответственность за всё живое; развивать коммуникативные способности.
• заготовка корма - семечки арбуза, дыни, ягоды рябины, калины и т. п.
• изготовление мешочков и раскладывание корма;
• изготовление кормушек;
• наблюдение за посетителями кормушки;
• классификация птиц по видам корма, по поведению у кормушки.
Красная книга – сигнал опасности
Цель: развивать представление о назначении Красной книги; развивать у детей бережное отношение к исчезающим видам.