Ольга Лысякова
Современные педагогические технологии экологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Современное дошкольное образование направлено на реформирование и модернизацию традиционных методов обучения ребенка, что напрямую связано с ростом профессионального уровня педагогов. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, одним из основных принципов дошкольного образования является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Основная функция современного детского сада - целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Образовательные технологии в ДОУ
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Основы личности, в том числе, позитивное отношение к природе, окружающему миру закладываются в возрастной период от 1,5 до 7 лет. Ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании единства с ней. Это даёт нам возможность сформировать у детей экологические знания, нормы и правила взаимодействия с природой, научить сопереживать, активно участвовать в решении некоторых экологических проблем.
Эффективность внедрения экологического воспитания в практику работы ДОУ будет успешной в том случае, если оно осуществляется одновременно на двух уровнях:
административно-управленческом – осуществляется организационная деятельность, направленная на полноценную реализацию экологического воспитания дошкольников;
воспитательно-образовательном – работа педагогического коллектива.
Каждый из этих уровней имеет свою специфику и связаны между собой и направленные на:
1. создание, поддержание и совершенствование эколого-развивающей среды ДОУ;
2. взаимодействие с социумом;
3. развитие экологической культуры и эколого-педагогической компетенции,
систематическое повышение квалификации, направленное на овладение педагогами ДОУ содержания, методов и технологий экологического воспитания.
В практике работы ДОУ существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства. Наряду с традиционными, использовались инновационные формы работы («копилка» педагогического мастерства, мастер-классы, проектная деятельность, создание банка инновационных идей, творческие конкурсы).
Такая целенаправленная работа с педагогическими кадрами дала положительные результаты: повысилось качество образовательной работы с дошкольниками, а соответственно и уровень развития каждого воспитанника.
Экологическое воспитание осуществляется в ДОУ через весь педагогический процесс – в самостоятельной деятельности и в организованной образовательной деятельности и может быть реализовано через такие виды деятельности как:
• наблюдения;
• опыты;
• исследования;
• игры;
• труд;
• художественно-эстетическая практика;
• знакомство с природоведческой литературой;
• занятия физкультурой и спортом.
Формирование экологической культуры, является главной целью экологического воспитания.
Для того, чтобы экологическое воспитание стало наиболее результативным, оно должно отличается от традиционного ознакомления дошкольников с природой. Эффективность экологического воспитания зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды. Необходимо правильно подобрать, как традиционные, так и современных педагогических технологий (информационно- коммуникационные технологии, технология проектирования, технология портфолио, метод моделирования, мнемотехника).
Современным детям не интересно просто рассматривать картинки, для того, чтобы привлечь внимание дошкольника, дать более глубокую, полную, яркую, насыщенную информацию в нашем ДОУ используются информационно- коммуникационные технологии (анимационные презентации, флэш игры, видео ролики и др.). Материал разделё н по темам:
«Мир природы», содержит материал о явлениях природы, о изменениях, которые происходят в природе.
«В мире животных», содержит материал о животных, растениях, насекомых, птицах, которые окружают дошкольника.
«Экологическая культура», содержит материал о правилах поведения при взаимодействии с природой.
Педагоги ДОУ активно используют в своей работе технологии проектирования. Технологии проектирования позволяет осуществлять сотрудничество с детьми, с родителями (законными представителями, а также с узкими специалистами (музыкальный руководитель). Все проекты разрабатываются на определённый временной природ и перекликаются с тематическим планированием ДОУ.
Педагогами ДОУ были разработаны ЛЭП-БУКИ из серии «Я познаю мир», которые можно использовать во время организованной образовательной деятельности, для индивидуальной работы, для самостоятельной деятельности дошкольников, а также для творческих работ совместно с родителями.
Чем хорошо использование ЛЭП-БУКОВ, во время рассматривания воспитанники могут, вспомнить пройденный материал, вернуться к понравившейся ему теме поиграть в дидактические игры.
Наиболее интересным и увлекательным для дошкольников является метод макетирования и моделирования. Вовремя работы с макетом или моделью дошкольники описывают, сравнивают, различные явления и объекты природы, учатся рассуждать, тем самым пополняют свой словарный запас. Во время работы по созданию макетов и моделей педагоги создают благоприятные условия для сенсорного развития дошкольников: при изготовлении макетов используются разные по фактуре, по качеству, по форме материалы, что способствует развитию тактильной чувствительности, и развитию мелкой моторики рук. Педагогами изготовлены макеты деревьев.
Воспитанники с удовольствием создают модели природного мира. Воспитанниками младшего и среднего дошкольного возраста используется реалистичный материал если это снежинки, то это и есть снежинки. А в старшем дошкольном возрасте используются предметы заместители, например, ленточки, тесёмки. Для создания модели природного мира воспитанникам предлагается разнообразный природный материал (шишки, веточки, камешки, листочки, сухоцветы и др., бросовый материал (пробки, крышки, кусочки ткани и др., материал — заместитель (ленточки, палочки, зерновые и др.). Дети самостоятельно анализируют предложенный материал, дают ему оценку, это даё т им возможность сделать самостоятельный выбор для создания разнообразных моделей природного мира: «Подводный мир», «Времена года» и т. д.
Чтобы привлечь внимание дошкольника, дать более глубокую, полную, яркую, насыщенную информацию педагогами ДОУ создан экологический театр. Экологический театр позволяет вывести дошкольников за круг обычных впечатлений, даёт возможность пережить самые высокие чувства, развивает способности откликаться на окружающий мир и вызывает потребность бережно к нему относиться.
Мнемотехника — это система различных приемов – схемы в их основе лежат ассоциации, которые облегчают запоминание, воспроизведение информации и увеличивают объем памяти. Использование мнемотехники позволяет организовать учебный процесса в виде игры. Организованная образовательная деятельность с использованием мнемотехники начинается с детьми с 4- 5 лет, когда у них уже накоплен основной словарный запас, начиная от простого к сложному. Работая мемоквадратами, мнемодорожками, мнемотаблицами дошкольники без затруднений ориентироваться в знаковой системе, совершенствовать экспрессивную речь, развивать логическую память, образное мышление и внимание.
Помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса совместно организованные мероприятия с семьями воспитанников. Сотрудничество с семьями дошкольников по экологическому направлению вносит необходимую положительную эмоциональную окраску.
Работа с родителями (законными представителями) не менее важна и более трудна, чем с детьми. Родители принимают участие в конкурсах, выставках, совместных творческих работах, организуемых в ДОУ, что способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого.
Педагоги используют метод игрового взаимодействие родителей (законных представителей) и детей - обращение к опыту родителей, обсуждение различных точек зрения на вопрос, ролевое проигрывание ситуаций.
Ежегодно в ДОУ проходят экологические природоохранные акции «Покормите птиц», «Берегите ёлку», подобные акции способствуют расширению опыта природоохранной деятельности, поддерживают стремление активно и самостоятельно оказывать помощь природным объектам, позволяют испытать чувство гордости от выполненной работы.
С родителями (законными представителями) проведены консультации: «Детское экспериментирование, что это такое?», «Как научить ребенка исследованию?»; мастер-классы: «Играя, познаем», которые вызвали у родителей интерес и желание развивать у детей умения и навыки исследовательской деятельности.
Список литературы:
1. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Выпуск 1/ Сост. Н. В. Нищева. – СПБ. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2015. – с. 8.
2. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Выпуск 2/ Сост. Н. В. Нищева. – СПБ. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2015. – с. 7.
3. Познавательные сказки для детей 4-7 лет. Методическое пособие/ Сост. Л. Н. Вахрушева. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – с. 3
4. Детский сад — эталон экологической культуры // Вестник экологического образования в России. — 2004. — N 2. — с. 4.
5. Экологическое воспитание : практическая деятельность детей // Ребенок в детском саду. — 2004. — N 1. — с. 58–63.
6. Современные подходы к экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2018. — №7. — С. 169-171. — URL https://moluch.ru/archive/193/48260/ ( дата обращения: 17.09.2019).