Прокофьева Анна Алексеевна
Современные педагогические технологии используемые в практике дошкольного образовавния
▼ Скачать + Заказать документы
В современно мире нам очень часто приходиться сталкиваться со словом инновация. Это явление не обошло и дошкольное образование.
Само слово инновация впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского и американского экономиста Шумпетера Й. в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем. Шумпетер был одним из первых учёных, кто в 1900-х гг. ввёл в научное употребление данный термин в экономике [1]. Позже это понятие стали использовать и другие науки, в том числе и педагогика.
Публикация «Современные педагогические технологии используемые в практике дошкольного образовавния» размещена в разделах
Понятие инновации трактуется по- разному, мы основываемся на определении философского словаря Грицанова А., который трактует его в двух направлениях:
Инновация - явления культуры, которых не было на предшествующих стадиях ее развития, но которые появились на данной стадии и получили в ней признание (социализировались); закрепившиеся (зафиксированные) в знаковой форме и (или) в деятельности посредством изменения способов, механизмов, результатов, содержаний самой этой деятельности.
Во втором случае чаще используют понятие нововведение, выражая его сущность в терминах инновационной деятельности и инновационных процессов (если учитывается процесс сопряженных изменений в среде) и раскрывая его содержание как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся в ходе развития социокультурных систем и субъектов [2].
Из этого стоит сделать вывод, что инновация в образование вещь нужная, так как именно необходимость толкает к созданию чего - то нового, улучшение качества работы, развитию в целом.
В дошкольном образовании внедряются педагогические инновационные технологии, такие как:
• Интерактивные технологии (обучение рассматривают как способ усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений и взаимодействий педагога и обучаемого как субъектов учебной деятельности. Сущность их состоит в том, что они опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, но, прежде всего, на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение) [3];
• Проектные технологии (рассматривается как гибкая модель организации учебного процесса в профессиональной школе, ориентированная на творческую самореализацию личности обучаемого путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг) [3] ;
• Мате: плюс. Математика в дошкольном образовании (математический комплекс нового поколения для развития математического мышления детей от 4 до 7 лет. Это полный комплекс материалов для организации работы по развитию математических способностей у дошкольников : рабочие и диагностические тетради, игровые материалы и картотека игр для детей, а также методические материалы для взрослых, в том числе таблицы для ведения наблюдений, описание средств и методов педагогической поддержки ребенка.)
• Технология исследовательской деятельности (технология дает возможность ребенку самому найти ответы на все интересующие его вопросы, позволяет почувствовать себя исследователем.) и др.
Они активно используются в практике образовательных учреждений. Технологий достаточно много, все они интересны и используют их в основном в комплексе.
Сложность внедрения состоит в том, что управлять этими технологиями достаточно сложно и их внедрение начинается с документально – правовой базы образовательного учреждения. Технологии научно обосновываются для того, чтобы их можно было реализовывать в практике. Приобретаются дидактические материалы (методические рекомендации, раздаточный материал и т. д., создается предметная среда.
Для того чтобы технология работала руководитель тоже должен использовать ряд технологий, но это уже будет – технологии управления.
Под данными технологиями понимается система операций и процедур, выполняемых руководителями, специалистами и техническими исполнителями в определенной последовательности с использованием необходимых для этого методов и технических средств.
Руководитель вместе с педагогическим коллективом определяют основные цели образовательного учреждения, тем самым организуя педагогический процесс, а значит постоянно сверяет полученные результаты с запланированными.
Управление по результатам предполагает, что изначально перед коллективом ставятся реальные, обеспеченные всеми ресурсами для исполнения цели. К таким ресурсам относятся люди, время, финансы, материально-техническая база, технологии, методики и др.
При управлении по результатам каждый участник педагогического процесса должен уметь принимать участие в общем деле и контактировать с другими членами коллектива. Результативное мышление предполагает, что руководитель и подчиненные определяют результат, а затем исполнитель сам выбирает способы достижения, т. е. время, технологии и другие ресурсы [4].
В условиях управления по результатам инициативный и творческий коллектив — ценнейший ресурс. Руководитель создает условия для работы, атмосферу уважения, доверия, успеха каждому участнику образовательного процесса.
Однако при этом задача руководителя состоит в осуществлении информационного обеспечения, анализа, целеполагания, планирования, исполнения, контроля и коррекции. Руководитель должен четко владеть ситуацией и быть проводником нового [4].
Делая выводы из анализа научной литературы и результатами практики, можно сделать несколько выводов:
Во – первых, внедрение инновационных технологий в работу ДОУ, нужно начинать с нормативно – правовой базы ДОУ и при готовности руководителя к новым меняющимся условиям.
Во – вторых, слаженная работа педагогического коллектива и руководителя учреждения будет определять эффективность и результат внедрения той или иной инновационной технологии.
Список литературы:
1. Базилевич В. Д. Неортодаксальна теорія Й. А. Шумпетера // Історія економі чних учень: У 2 ч. — 3-е издание. — К. : Знання, 2006.— 575 с.
2. Новейший философский словарь/ под ред. А. А. Грицанова. 3-е изд., испр. - Мн. : Книжный Дом, 2003. — 1280 с.
3. Подласый И. П. Педагогика : Новый курс / И. П. Подласый. – Москва, 2000. – книга 1. – 212 с.
4. Третьяков П. И. Дошкольное образовательное учреждение : управление по результатам/ И. П. Третьякова, К. Ю. Белой. - Москва: ТЦ Сфера, 2010. – С 240.