Светлана Лукьянова
Современные методы и формы партнерского взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом дошкольного образования. Один из аспектов этого вопроса – поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого, как педагогам, так и родителям. Родителям для того, чтобы научиться понимать удивительный мир детства и собственного ребенка, педагогам – чтобы эффективнее в этом помощь родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребенка, а узнав направить общие усилия на его развитие.
Публикация «Современные методы и формы партнерского взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2023
Актуальность организации взаимодействия педагога с родителями воспитанников остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности ДОУ. Наша педагогическая практика и данные научных исследований показывают, что многие семьи испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества в неполных семьях, отсутствием понимания, трудностями организации семейной жизни на фоне кризисов, происходящих в обществе; ухудшением состояния психического и физического здоровья детей.
Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, поэтому осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Педагогу детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как
многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во
все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей.
В этой связи перед коллективом ДОУ стоит непростая задача по обеспечению взаимодействия педагогов и родителей в вопросах воспитания, развития, охраны жизни и здоровья детей.
Цель взаимодействия ДОУ и семьи : формирование педагогического партнерства между субъектами образовательного процесса, обеспечение открытости дошкольной образовательной организации.
Для достижения поставленной цели, определены следующие задачи, позволяющие достичь :
1. Установить доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами.
2. Выявлять и изучать интересы и потребности семей воспитанников.
3. Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.
4. Обеспечить поддержку родительской инициативы, уверенности в собственных педагогических возможностях.
5. Способствовать созданию атмосферы взаимопонимания, общности интересов, способствующей сплочению родительского коллектива.
6. Расширять сферу участия родителей в жизнедеятельности образовательной организации через организацию эффективных форм взаимодействия.
7. Создать условия для творческой самореализации родителей и детей.
8. Способствовать формированию педагогической компетентности родителей.
Для решения поставленных задач мы стараемся наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищем новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны, потребностей, интересов и запросов самих родителей.
Планируя ту или иную форму взаимодействия, мы всегда исходим из представлений о современных родителях, как о людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. В этой связи основными требованиями к формам взаимодействия являются : оригинальность, востребованность, интерактивность.
В качестве обязательного направления взаимодействия можно выделить педагогическое партнерство.
Реализация педагогического партнерства осуществляется с помощью:
1. Наглядная пропаганда.
2. Досуги.
Разработки и проведение социально - значимых акций.
2. Привлечения родителей к планированию и организации совместных проектов.
3. Организации дней соуправления.
4. Проведения родительских конференций.
5. Организации «Творческих мастерских» совместно с родителями.
ФГОС ДО предполагает, что одним из условий, для создания социальной ситуации развития, является: взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Сегодня наш детский сад ориентирован на поиск таких форм и методов взаимодействия и сотрудничества, которые позволят учесть актуальные потребности родителей и будут способствовать активизации родительской позиции.
Таким образом, нетрадиционные, креативные формы работы с родителями создают единый, сплоченный, дружный коллектив детей, родителей и педагогов, раскрывают широчайшие возможности для организации совместной работы в триаде «cемья – ребенок – детский сад», являясь эффективным механизмом реализации ФГОС дошкольного образования.
Годовой план взаимодействия с родителями в группе раннего возраста, который мы успешно используем в своей работе, приведен в Приложении 1.
Представленные формы взаимодействия с родителями, наработанные эффективной практикой, представляют возможность любому детскому саду составить свой вариант сотрудничества с семьей.