Папки-передвижки

Современные информационные технологии в учебном процессе

Ирина Похолок
Современные информационные технологии в учебном процессе
▼ Скачать + Заказать документы

В переводе с греческого технология обозначает "искусство", мастерство, умение. Технология изменяет исходное состояние объекта.

В дальнейшем понятие "технология" перешло в сферу обработки информации, где объектом является не материальный, а информационный продукт.

Информационная технология - это процесс, который использует совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи информации.

Публикация «Современные информационные технологии в учебном процессе» размещена в разделах

Современные информационные технологии - это обобщённое название технологий, которые отвечают за обработку, хранение, передачу, воспроизведение и защиту информации с использованием компьютеров. Сегодня ни одна из современных областей производства, науки, культуры, спорта и экономики не обходится без компьютеров. Компьютеры - это "помощники" человека в работе, развлечении, образовании и научных исследованиях.

В настоящее время современные информационные технологии - это новый способ передачи знаний, соответствующий качественно новому содержанию развития и обучения ребенка. Этот способ представляется достаточно важным, поскольку дает возможность ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность ребенка, когда он получает новые знания, преуспевает в умственной деятельности.

Главный аспект компьютеризации образования - это вопрос о реформаторской роли компьютеров в учебном процессе. Если представлять их только лишь видом ТСО, то никакой реформаторской роли образования нести не будет. Компьютеризацию необходимо рассматривать как явление парадигмального характера. Компьютер - предвестник начала новой эры, которая характеризуется безбумажной цивилизацией и машинной обработки знаний, информации.

Если посмотреть на историю с точки зрения педагогики, то в ней можно выделить определенную периодизацию, которая не совпадает с традиционной, т. е. социологической. Она (периодизация) представлена следующим образом:

а) дописьменный период (носителем, передатчиком, а иногда и создателем знаний является человек, педагог; также вместе со знаниями он передает и моральную сущность и несет за это ответственность);

б) письменный-докнижный (носителем знаний становится рукописная книга, но в силу ее недоступности, а во многих случаях и непонятности, возникает кастовый характер образованности);

в) письменный-книжный (носителем и источником знаний, доступных для масс, становится книга, выпускаемая массовыми тиражами и доступная абсолютно всем; ведущая роль человека в таком случае совсем мала);

г) период безбумажных, электронных технологий и коммуникаций, который мы все застали и видим то, что происходит, и что предстоит еще увидеть и осмыслить.

Для всех этих этапов разрабатывалась и веками формировалась индивидуальная технология для работы с информацией. Например, взять книжный период. Существует большое количество литературных источников, в которых описаны технологии работы с книгами, подробно изучены и методически разработаны разные виды чтения, типы конспектов и конспектирования, техника работы с картотеками, методика создания личного справочного аппарата, правила поиска литературы и профессионально грамотного оформления записей и многое другое. Правила работы с книжными источниками и ведение записей люди осваивают на протяжении всего пути обучения, от школы до вуза. Появление совершенно новых материальных носителей информации повлекло за собой аналогичный процесс - разработку постоянно совершенствующейся системы методик и их использования в различных сферах жизни.

Каждая методика работы с аппаратными устройствами должна учитывать ее возможности и конструктивные особенности. Особенно важно учитывать параметры техники будущего. По тому, как развивается компьютерная техника, можно предположить, что в недалеком будущем развитие компьютеров будет происходить по традиционному плану, т. е. в идеологии самого компьютера как технической системы, и в основополагающих подходах к его использованию коренных, кардинальных изменений не ожидается. Направлениями, которые ожидаются в будущем можно считать следующие:

1. Скачкообразное повышение частоты ЦПУ (от 2,5 Ггц и выше).

2. Повсеместное распространение видеопанелей - плоских ЖК-мониторов большого размера, интегрирующих функции ПК и ТВ.

3. Постепенное увеличение емкости HD (75 Гб и выше).

4. Широкое распространение "голосовых" технологий (ввода текстов и управления работой компьютера с помощью голоса).

5. Переход на принципиально новые, высокоскоростные типы плат оперативной памяти (от 400Мгц и выше).

6. Резкое увеличение относительного количества портативных компьютеров.

7. Последовательное снижение цен на модели массового пользования.

8. Повсеместное внедрение компьютера во все сферы практической жизни.

9. Тотальную "интернетизацию" технической базы и всего программного обеспечения компьютеров.

10. В сфере информационного обеспечения ПК возможен переход к технологии квантования текстов, дополнения сплошных массивов научного текста их квантованными копиями - наборами логически укомплектованных, содержательно замкнутых дефиниций [6, с. 52].

Комплекс баз знаний, которые построены по принципу квантованных текстов, даст возможность компьютеру автоматически создавать завершенные, исчерпывающие компиляции по всякой заданной проблеме. В связи с этим наиболее важным для общества будет массовое внедрение специальных программ и интегрированных пакетов программного обеспечения (далее ПО) во все сферы деятельности, что будет знаменовать переход всего человечества на современные информационные технологии.

Совершенствование ПО сблизило компьютер и человека, позволило работать на компьютере без использования специальных языков программирования, что вовлекло множество людей в круг активных пользователей компьютерной техники. И будущее компьютерной цивилизации будет основываться не на возможностях техники, а на психологии массы людей, которые сидят перед мониторами индивидуальных компьютерах. Из всего спектра возможностей, которые предоставляет компьютер, главное место занимают сетевые технологии.

На сегодняшний момент информатика как наука о законах бытования информации в мире занимает главенствующую роль и рассматривать ее нужно как самостоятельную науку. А такую отрасль, как программирование будет вернее всего выделить в отдельную специальность и называть ее именно программированием - конкретной дисциплиной с определенными целями и задачами, которая предназначена для маленького круга одаренных программистов. А все, касающееся компьютерной поддержки учебного процесса и компьютеризации разных видов деятельности, необходимо давать всем, в должном объеме и особенно целенаправленно. А для реализации этого учитель в новых условиях должен иметь доступ к компьютерной технике, быть готовым к самостоятельной разработке и изготовлению компьютерных дидактических материалов. Но здесь имеются в виду не обширные программные продукты, которые имеют коммерческую основу, а речь идет о рабочих материалах, которые используются учителем на занятиях.

Стремительное внедрение компьютерной техники в образование разделяется на следующие направления:

• использование компьютерной техники в виде средства обучения, которое улучшает процесс преподавания, что повышает его качество и эффективность;

• использование современных информационных технологий в роли инструментов обучения, познания самого себя и действительности;

• рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;

• использование средств новых информационных технологий в роли средства творческого развития ученика;

• использование компьютерной техники в виде средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;

• организация общения в ходе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;

• использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;

• интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом в ходе использования системы современных информационных технологий.

Организационно-педагогическим и методическим потребностям школьного образования в большей степени отвечают возможности современной вычислительной техники :

• комбинаторные - возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить нужную информацию;

• трансдьюсерные - способность компьютера к приему и выдаче информации в самой разной форме (при наличии необходимых устройств);

• вычислительные - быстрое и точное преобразование различных видов информации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.);

• графические - предоставление результатов своей работы в качественной наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.);

• моделирующие - построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений.

Выше перечисленные возможности компьютера способствуют не только первоначальному становлению личности ученика, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения знаний и умений в полном объеме.

При помощи внедрения современных информационных технологий в образование педагоги смогли качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Цель данных технологий в образовании- это усиление интеллектуальных возможностей обучающихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы. При использовании средств современных информационных технологий необходимо руководствоваться основными педагогическими целями:

1) Интенсификация каждого из уровней учебно-воспитательного процесса при помощи применения средств современных информационных технологий :

• углубление межпредметных связей;

• повышение активности познавательной деятельности;

• повышение эффективности и качества процесса обучения;

• увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.

2) Развитие личности ученика, подготовка его к комфортной жизни в условиях современного общества :

• совершенствование различных видов мышления;

• развитие умений принимать оптимальное решение или развитие информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;

• предлагать варианты решения в сложной ситуации;

• формирование коммуникативных способностей;

• формирование умений моделировать задачу или ситуацию;

• эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;

• развитие умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность.

3) Работа на выполнение социального заказа общества:

• подготовка пользователя компьютерными средствами;

• подготовка информационно грамотной индивида;

• осуществление профориентационной работы в области информатики.

Большое количество педагогов начинают включать современные информационные технологии в свою методическую систему, учитывая при этом их большое влияние на процесс образования.

Отбор содержания некоторых предметов с целью создания компьютерных программ имеет практическую реализацию компьютерных технологий и переход на дальнейшие этапы информатизации. ПО должно отражать действующий учебный план и быть согласованным во времени с учебным планом школы. В следствии этого, одной из главных научно-методических вопросов в этой ситуации становится создание методологии проектирования современных учебных (информационных) технологий, которые применяются в школьном образовании.

Компьютерные учебные программы проникли в систему образования в начале 70-х годов, именно тогда, когда начали внедрятся персональные компьютеры, но до сих пор эти программы не нашли общепризнанного и «узаконенного» названия. В основном применяются такие формулировки, как: программно-методический комплекс, программные средства учебного назначения, контролирующе–обучающие программы, обучающие программы и др. Наиболее распространенным из них является понятие – программное средство учебного назначения.

Таким образом, современные информационные технологии — это широкий спектр дисциплин и областей деятельности, который относится к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техники.

На данный момент под современными информационными технологиями понимают компьютерные технологии. В частности, информационные технологии взаимосвязаны с использованием компьютеров и программного обеспечения с целью хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.

Публикации по теме:

Информационные технологии и их роль в дошкольном образовании Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является первым уровнем образования. Федеральный государственный.

Информационные технологии в жизни современной семьи. Информационные технологии в жизни современной семьи. Воспитатель Киселева Г. П. В условиях современного развития общества и производства.

Использование современных образовательных технологий в учебном процессе Использование современных образовательных технологий в учебном процессе воспитателя ГБДОУ д/с № 100 Миделашвили М. Л Исходя из образовательных.

Консультация «Современные технологии в образовательном процессе» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 96 КОНСУЛЬТАЦИЯ «Современные технологии.

Семинар-практикум для педагогов «Современные игровые технологии в процессе сенсорного развития детей раннего возраста» Содержание 1. Игра, как способ познания 2. Что такое игровая технология и ее роль для дошкольника 3. Сенсорное развитие ребенка 4. Игровые.

Семинар-практикум: «Современные инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ» Понятие “здоровьесберегающие образовательные технологии”появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается.

Современные образовательные технологии Отчет воспитателя МБДОУ детского сада № 16 станицы Губской С. А. Моторкиной об использовании современных образовательных технологий, соответствующих.

Современные технологии сохранения и стимулирования здоровья в воспитательно-образовательном процессе в первой младшей группе Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный.

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Радуга» Сообщение на тему: Современные.

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ В данной презентации представлены все современные здоровьесберегающие технологии, которые успешно применяются в работе МДОУ "Детский сад.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные информационные технологии в учебном процессе
Опубликовано: 22 сентября 2016 в 17:33
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные информационные технологии в учебном процессе» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Похолок в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД