МААМ-картинки

Семинар-практикум для педагогов «Современные игровые технологии в процессе сенсорного развития детей раннего возраста»

Татьяна Черепанова
Семинар-практикум для педагогов «Современные игровые технологии в процессе сенсорного развития детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание

1. Игра, как способ познания

2. Что такое игровая технология и ее роль для дошкольника

3. Сенсорное развитие ребенка

4. Игровые технологии :

Блоки Дьенеша;

Квадрат Воскобовича;

Прозрачный квадрат;

Математический планшет;

Палочки Кюизенера;

конструкторы фирмы LEGO DACTA.

5. Вывод

6. Библиография

7. Практическая часть

Игра, как способ познания

Темочки:

«Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человечества. В игре, в этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства.» С. Т. Шатцкий

В. А. Сухомлинский предлагает такую метафору: «Игра - это огромное светлое окно, через которое духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Выготский полагал, что игра - это прекрасный метод развивающего обучения.

В руках педагога игра может стать инструментом воспитания, приобщения ребенка к жизни природы и общества, развития его физических, интеллектуальных и эмоциональных качеств. Этому отвечают и возрастные особенности дошкольников - их эмоциональность и легкая утомляемость от однообразия видов деятельности, тяга к творчеству, переключаемость внимания. Таким образом, игра, методика ее использования должна стать органической частью образования дошкольников.

Что такое игровая технология и ее роль для дошкольника

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной деятельностью.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, сенсорных процессов, творческих способностей.

Вывод: использование игровых технологий в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения положительно влияет на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов, так как обладает двойной направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования, как говорит М. М. Поташник.

Сенсорное развитие ребенка

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия цвета, формы, величины, пространства, целостности. Сенсорное воспитание является основой для формирования у ребенка всех психических процессов - внимания, памяти, сферы образов-представлений, мышления, речи и воображения. С другой стороны, оно выступает фундаментальной предпосылкой для становления всех видов детской деятельности: предметной, игровой, продуктивной, трудовой.

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет огромную роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Именно ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Л. А. Венгер разработал систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, которая была направлена на обучение детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, величина, расположение в пространстве). Основой для таких игр служат сформированные представлении о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Игры - занятия, поэтому и относятся к прямому обучению детей с использованием разнообразных игровых приемов.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление : она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Игровые технологии, которые можно применить в группе

1. Логические блоки Дьенеша – это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной, использовать можно с 2-х лет. Эти свойства можно варьировать, однако чаще всего на практике используются три цвета (красный, желтый, синий, четыре формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, по две характеристики величины (большой и маленький) и толщины (тонкий и толстый). Для работы с детьми одной группы на протяжении всего дошкольного детства требуется один-два набора объемных логических фигур – блоков и набор плоских логических фигур на каждого ребенка. Наборы плоских логических фигур можно сделать из картона или пластика по примеру логических блоков. Отличительная особенность таких наборов – одинаковая толщина всех фигур.

Наряду с логическими блоками применяются символические обозначения их признаков: цвет, форма, толщина (тонкая, толстая).

В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д., несколько позже – по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине).

Логические блоки также помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане пред математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. Используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Основные задачи использования логических блоков в работе с детьми по развитию мыслительной активности детей :

- Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

- Развивать пространственные представления.

- Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование).

- Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

- Развивать знания, умения и навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных задач.

- Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

- Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

2. «Квадрат Воскобовича»

Его можно сравнить с оригами, использовать можно с 2-х летнего возраста, но только 2-х цветный квадрат. "Игровой квадрат" представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных на гибкую основу с двух сторон. Благодаря своей конструкции квадрат легко трансформируется, позволяя конструировать как плоскостные, так и объемные фигуры.

Игры с "Квадратом Воскобовича" развивают мелкую моторику рук, сенсорные способности (форма, цвет, ориентировка, пространственное мышление, мыслительные процессы, умение конструировать, творчество.

3. «Прозрачный квадрат»

Работая с «Прозрачным квадратом» развивает у своих детей такие сенсорные способности как восприятие формы, величины. Используется с 3-х лет. Ребенку даётся схема для выкладывания заданной формы, заданного размера. Наложением прозрачных квадратов друг на друга (используя перевороты, поворачивания) дошкольник развивает навыки ориентировки, у него развивается логическое мышление, творческие способности. «Прозрачный квадрат» использую как в свободной деятельности детей, так и на различных занятиях по математике, развитию речи, окружающего мира, конструировании.

4. «Математический планшет»

Использовать можно с 2-х лет. Математический планшет позволяет научить детей ориентироваться на плоскости. Сначала дети учатся строить из цветных резинок геометрические фигуры, далее составление из геометрических фигур более сложных объектов, далее работа по схемам. У детей развивается мелкая моторика, зрительное восприятие. В старшей и подготовительной группе можно использовать математические словесные диктанты (по типу игры «морской бой», что способствует развитию слухового внимания и ориентировке на плоскости).

5. Палочки Кюизенера.

Палочки хороший материал для развития творческих способностей, логического мышления, внимания, памяти, способности моделировать и конструировать. Используются с 2-х лет.

В младшей группе выстраивать палочками по образцу (дорожки, поезд, заборчик, ворота и др., далее выкладывать, обращая внимание на цвет, а затем на размер и цвет одновременно (строить одинаковые по высоте и цвету заборы, высокие, низкие домики, широкую дорогу, узкую).

С детьми постарше выкладывать цветные коврики по образцу, моделировать по рисунку, потом по схеме. Сначала давать схемы в натуральную величину палочек (дети накладывали на схему палочки заданного цвета и величины, а затем выкладывать на столе, опираясь зрительно на схему. Моделируя геометрические фигуры, дети постигают их свойства, сходства и различия

В старшем возрасте моделировать произвольно, перенося самостоятельно эти модели на бумагу, т. е. создавая схему. Кроме того палочки помогают детям усвоить понятие числа, счета, состава чисел из двух меньших, операций с числами.

6. Конструктор фирмы LEGO DACTA

Обладает большим диапазоном возможностей, многофункциональностью, современными техническими и эстетическими характеристиками, использованием их в различных игровых и учебных целях.

Психофизические характеристики развиваются у детей раннего дошкольного возраста в процессе обучения с использованием технологии LEGO DACTA :

1. Развитие психических процессов :

– памяти (дидактическая игра «Вспомни и собери»);

– внимания (дидактическая игра «Что изменилось»);

2. Развитие сенсорных эталонов :

– цвет (дидактическая игра «Змейка»);

– форма (дидактическая игра «Двойняшки»);

– величина (дидактические игры «Крути волчок и выбирай», «Башни»);

3. Развитие речи :

– дидактические игры «Спина к спине», «Небольшие проекты», «Угадай мою модель», «Выдумки»;

4. Знакомство с окружающим миром:

– дидактические игры «Знакомство с правилами дорожного движения», «Знакомство со стилями архитектуры и конструирование зданий».

В результате деятельности с использованием конструктора данного типа дети учатся соединять детали конструктора различными способами, читать схемы-сборки и работать по ним, представлять и защищать свою модель.

Вывод

Совершенствование деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире детей раннего возраста является результатом целенаправленного применения современных технологий для сенсорного развития.

Таким образом, использование современных технологий содействует сенсорному развитию детей раннего возраста и способствует повышению эффективности развивающих процессов.

Библиография

1. Хохрякова Ю. М. Методика развития предметной деятельности в раннем возрасте. Пермь, 2001.

2. Хохрякова Ю. М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста. М. : ТЦ Сфера, 2014.

3. Петрова И. В. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста : Методическое пособие. М: ТЦ Сфера, 2012.

Практическая часть

1. Предложить воспитателям поиграть в игру с блоками Дьенеша «Найди свой домик». Используя сюрпризный момент, я предлагаю «чудесный мешочек», в котором находятся «ключики» (геометрические фигуры). По цвету «ключика» педагоги могут найти свой дом.

2. Игра с двумя обручами. На полу два обруча (синий и красный, обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть. Ведущий предлагает расположить блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча – все красные.

3. Сделать квадрат Воскобовича:

• приготовьте цветной картон ярких цветов;

• нарежьте его на треугольники произвольного, но вместе с тем одинакового размера (треугольников каждого цвета должно быть 16 штук);

• склейте их между собой широким скотчем, оставляя в нужных местах промежутки шириной не более 0,5—1 см (в зависимости от размера большого квадрата).

Публикации по теме:

Игра для сенсорного развития детей раннего возрастаИгра для сенсорного развития детей раннего возраста Игра для сенсорного развития детей раннего возраста. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление:.

Игровые технологии математического развития детей дошкольного возраста Игровые технологии математического развития детей дошкольного возраста Современные технологии математического развития дошкольников направлены.

Познавательно-исследовательская деятельность как средство сенсорного развития детей раннего возраста Познавательно- исследовательская деятельность как средство сенсорного развития детей раннего возраста Т. В. Алленова-воспитатель муниципальный.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Педагогические условия развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» семинар-практикум для педагогов ДОУТема: Педагогические условия развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. или Не мелкие вопросы.

Семинар-практикум для педагогов «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 «Колосок» села Нины Советского района». Семинар-практикум для педагогов.

Семинар-практикум для педагогов «Социо-игровые технологии в логопедии» СОЦИО-ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ Цель работы: Обучение применению социо-игровой технологии в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Задачи:.

Семинар-практикум «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в образовательном процессе» Самоанализ семинара-практикума Вашему вниманию представлены материалы семинара-практикума, проведённого в детском саду №4 «Родничок». В.

Семинар-практикум: «Современные инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ» Понятие “здоровьесберегающие образовательные технологии”появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается.

Современные игровые здоровьесберегающие технологии в ДОУ Соболевская Т. А., Воспитатель гр№ 5 ГБОУ школа967 СВАО СП3 Современные игровые здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Игровые здоровьесберегающие.

Современные технологии логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста Современные технологии логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста. Разработка и выбор технологий логико-математического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Современные игровые технологии в процессе сенсорного развития детей раннего возраста»
Опубликовано: 16 мая 2016 в 08:19
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов «Современные игровые технологии в процессе сенсорного развития детей раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Черепанова (УИ 385591) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД