МААМ-картинки

Современные технологии сохранения и стимулирования здоровья в воспитательно-образовательном процессе в первой младшей группе

Юлия Геннадьевна Удиванкина
Современные технологии сохранения и стимулирования здоровья в воспитательно-образовательном процессе в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Публикация «Современные технологии сохранения и стимулирования здоровья в воспитательно-образовательном процессе в первой младшей группе» размещена в разделах

На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребёнка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника. Поэтому большое внимание в саду уделяется подбору различных видов деятельности с детьми в целях сохранения и укрепления физического состояния детей. Помня о том, что результаты физического развития, зависят прежде всего от профессиональной подготовки педагога, их педагогических знаний, продумана система всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства педагогов.

Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей, прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.

Здоровьесберегающие технологии предполагают воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья дошкольников.

Цель ее – сформировать у детей осознанное отношение к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его. Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о важности гигиенической культуры, о здоровье и средствах его укрепления, дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях. См. ПРИЛОЖЕНИЕ 2,3

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий стала приоритетным направлением в моей деятельности.

Развитие мелкой моторики рук.

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями.

Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

Наблюдается также следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Мной активно используются различные виды и комплексы упражнений, направленных на развитие мелкой моторики:

• Пальчиковая гимнастика — рекомендуется проводить с детьми, которые имеют проблемы в речевом развитии, а так как первую младшую группу посещают воспитанники от полутора до трех лет, то можно сказать, что речь только начинает становиться и активный словарь только начинает формироваться.

• Выкладывание на асфальте из песка, снега, пластиковых пробок, осенних листьев.

• Игры с сыпучим материалом, то есть различные виды круп (манная, гречневая, рисовая, вермишель, пшенная и т. д.)

• Игры с песком (просеивание, куличики, формочки).

«Угадай на ощупь».

• Различные виды застежек, шнуровок — их подбор соответствовует возрастным интересам дошкольников.

• Скрепление деталей разнообразными способами.

• Крупные мозаики и пазлы.

• Игры с водой, с песком.

• Работа с «печатками» разнообразных форм.

• Рисование под проговаривание текста (текст часто соответствует воспитанию ОБЖ и культурно- гигиенических навыков).

• Рисование палочкой, мелками на асфальте, песке, снегу.

• Игры с веревочкой.

• Игры с шипованными мячиками, пластилином, соленым тестом.

Гимнастика.

Каждый день включает в себя проведение различных видов гимнастик.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно.

1 часть – вводная, в которой выполняются разнообразные виды ходьбы и бега,

2 часть – средняя, включает в себя комплекс общеразвивающих упражнений с указанием И. п. ,

3 часть – заключительная.

Обязательно должна быть указана дозировка выполнения всех движений и упражнений.

Дыхательная гимнастика проводится 3 раза в день. Лучше всего проводить перед приемом пищи, перед сном, после сна.

Пальчиковая гимнастика проводится 2 раза в день. Лучше проводить во время занятий или в перерывах между ними. См. ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Зрительная гимнастика занимает 3-5 минут и проводится в свободное время от занятий, минимум — 2 раза в день.

Артикуляционную гимнастику лучше проводить индивидуально или с подгруппой детей во второй половине дня. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, начиная с младшей группы. См. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Гимнастика после сна проводится ежедневно во второй половине дня в течение 5-7 минут с применением дыхательных упражнений, которые способствуют нормализации деятельности сердечно-сосудистой системы, тренировке навыков правильного дыхания.

С целью оптимизации данного направления в моей деятельности создана и используется картотека игр (пальчиковых, подвижных, творческих, народных и т. д.). Оформление имеет доступный, современный и эстетический вид.

Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение. См. ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

Сейчас появилось много инновационных методов для сохранения и стимулирования здоровья подрастающего поколения. Некоторые из них уже могут применяться и применяются мной в первой младшей группе.

1. Релаксация. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы и т. д. Мной музыкотерапия применяется во время организации режимных моментов (тихий час, в непосредственно- образовательной деятельности.

2. Цветотерапия — это одно из самых перспективных и надежных методов лечения и оздоровления. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей.

В первой младшей группе знакомство с цветами происходит на занятиях по художественно-эстетическому развитию и формированию целостной картины мира. Именно здесь можно «играть» этим видом деятельности. См. ПРИЛ. 3

3. Сказкотерапия (в младшей группе особенно применимы театрализованная или так называемая мультипликационная сказкотерапия).

Такие технологии сохранения и стимулирования здоровья детей, как психогимнастика, фонетическая ритмика, различные виды самомассажа и т. д. уже изучаются мной и в дальнейшем моя деятельность будет их предусматривать.

Результаты моей работы в данном направлении:

• Низкий уровень заболеваемости;

• Высокий процент овладения детьми культурно- гигиенических навыков;

• Формирование речи и активного словаря;

• Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.

Главными воспитателями ребенка являются родители.

От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.

Информационно-просветительская деятельность, выражается в формировании у родителей здорового образа жизни как ценности, а также в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка; привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей в первой младшей группе разработана система мероприятий, к которым относятся:

• родительские собрания («Вырастим здоровое поколение»)

• консультации для родителей («Развиваем мелкую моторику рук», «Гриппуем по здоровому» и т. д.) см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

• конкурсы («Умная ладошка- правильная ножка»- семейный конкурс по изготовлению оригинальных слепков из пластилина)

• спортивные праздники,

• праздники здоровья («Блины да каравай- роток разевай»)

• семейный групповой клуб «Умная семейка- здоровейка».

• папки-передвижки («Витамины- это сила»)

• беседы (Пальчиковая семейка)

• практические показы (открытые просмотры занятий с использованием здоровьесберегающих технологий для родителей в 1 младшей группе «Разноцветные льдинки», «В гости к бабушке» и т. д.)

• анкетирование и тестирование, индивидуальные беседы («Умываемся с удовольствием»).

Ожидаемые результаты от реализации технологии :

1. Повышение моей профессиональной компетентности: теоретический компонент, практический компонент; мотивационный компонент;

2. Создание алгоритмов работы по здоровьесбережению в будущем;

3. Создание комплексной системы работы по здоровьесбережению по обмену опытом с другими педагогами;

4. Изучение методических рекомендаций по использованию новых здоровьесберегающих технологий;

5. Снижение заболеваемости детей;

6. Сохранение семейного клуба здоровья.

Таким образом, Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21 века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.

Использованная литература:

1. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста( 3-7 лет). – М. : ВЛАДОС, 2002.

2. Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. – М., 2006.

3. Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн – фитобар – сауна/ Методическое пособие // Под ред. Б. Б. Егорова. – М., 2004.

4. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения : индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21 – 28.

5. Сюжетные игры, ролевые атрибуты к играм (см. раздел №3 в табл. «Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. Л. Васильевой. Первая младшая группа, стр. 6-86).

6. «Комплексные занятия» Волгоград 2011г. О. П. Власенко, Т. В. Ковригина, М. А. Васильева, В. В. Гербова.

7. «Занятия с детьми 2-3 лет «Окружающий мир» Г. И. Винникова, «Занятия по формированию элементарных экологических представлений» О. А. Соломенникова, Москва-Синтез 2010г.

Публикации по теме:

Использование интерактивного стола и проектора в воспитательно-образовательном процессе «Использование интерактивного стола и проектора в воспитательно-образовательном процессе» Цель: повысить эффективность усвоения материала.

Стретчинг-как технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста Стретчинг- как технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста. «Растяжки сопутствуют нам всю жизнь. Рождение.

Современные инновационные интерактивные решения и их применение в образовательном процессе ДОУ Современное образование невозможно себе представить без информационных ресурсов. В настоящее время основная задача развития ИКТ в ДОУ –.

Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе. Цель: расширение границ представлений.

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе Анатолий Василевич Луначарский сказал: - "Физическое образование ребенка есть база для всего остального. " Прошло немало лет, но тема по-прежнему.

Консультация «Современные технологии в образовательном процессе» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 96 КОНСУЛЬТАЦИЯ «Современные технологии.

Семинар-практикум «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в образовательном процессе» Самоанализ семинара-практикума Вашему вниманию представлены материалы семинара-практикума, проведённого в детском саду №4 «Родничок». В.

Семинар-практикум: «Современные инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ» Понятие “здоровьесберегающие образовательные технологии”появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья Динамические паузы Проводят во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики.

Значение дидактической игры в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Игра – это доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных впечатлений из окружающего мира. В игре ярко проявляются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные технологии сохранения и стимулирования здоровья в воспитательно-образовательном процессе в первой младшей группе
Опубликовано: 7 апреля 2016 в 20:09
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные технологии сохранения и стимулирования здоровья в воспитательно-образовательном процессе в первой младшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Геннадьевна Удиванкина (УИ 351343) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД