Ольга Дивина
Современные игровые технологии развития познавательной активности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Современные игровые технологии развития познавательной активности детей.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира.
Игра - это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Современные игровые технологии развития познавательной активности детей» размещена в разделах
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федеральных образовательных государственных стандартов дошкольного образования. Игровые технологии — вот первая стуень всего дошкольного образования.
Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных игр, форм взаимодействия педагога и детей.
Игровые технологии тесно связанны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада.
Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается, у него формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие качества как активность и самостоятельность в решении игровых задач. Игра является тренировкой для детей, т. е. на них выпадают те испытания, в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающие в процессе игры. В игре создается ступень для новой ведущей деятельности – образовательной. Поэтому важнейшей задачей педагога является оптимизация и организация, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.
Игра – это не только наслаждение и веселье для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он овладел. Дети в игре чувствуют себя свободно, раскрыто, по своему желанию общаются со сверстниками, осуществляют и закрепляют свои знания и умения. Играя, дети познают окружающий мир, изучают, форму, цвета, свойства материала и пространство, знакомятся с животными, насекомыми, растениями адаптируются к многообразию этого мира. Поэтому игровая технология играет большую роль в развитии ребёнка и является первой ступенью всего дошкольного образования.
Современная наука рассматривает игровой метод обучения детей, как одно из наиболее эффективных средств развития дошкольников, а в случае необходимости, и его коррекции. Психолого-педагогическая обусловленность этого выбора определяется исследованиями Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. С. Спиваковской, А. И. Захарова и других исследователей, которые подчеркивают, что при планировании коррекционных и развивающих мер приоритетное внимание должно уделяться игре как ведущему виду деятельности в дошкольном возрасте [1, с. 50].
Тема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно, благодаря его активности и деятельности, а еще потому, что активность является неизменной предпосылкой формирования умственных качеств личности. Проблеме познавательной активности, способам и методам её активизации были посвящены исследования педагогов – психологов Л. И. Божович, А. А Вербицкого, Л. С. Выготского, П. И. Гальперина, А. И. Леонтьева, В. А. Цукерман и др. Изучив проблему развития познавательных способностей детей, можно сделать вывод, что ребенок должен иметь представление о познавательной активности в собственном развитии, интересоваться ценностью своего восприятия, памяти, воображения, мышления; владеть начальными формами исследований, экспериментирования, элементарно изучать окружающий мир.
В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой
Важной особенностью игровых технологий, которые используют воспитатели в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей : труд и игра, организованная образовательная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игры.
Игровая форма образовательной деятельности создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к познанию [2, с. 47]. Опыт показывает, что игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Попадая в ситуации реальной жизни, ситуации успеха, создаваемые игровыми технологиями, дошкольники лучше усваивают материал любой сложности.
В соответствии с принципом наращивания трудностей предусматривается то, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования играми, первичного знакомства. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с игрой, после
чего можно посредством этих игр развивать мыслительную активность. Игры и упражнения применялись в определенной системе. Постепенно игры усложнялись как по содержанию, так и по способам взаимодействия со средством.
Развитие познавательной мотивации детей дошкольного возраста осуществляется через личностно значимую деятельность, организованную с применением на занятиях специальных приемов и методов обучения, в частности, постановка и осознание цели, имеющий самостоятельное значение (мотив-цель); поэтапная и конечная оценка деятельности (наглядная цель); показ конечного результата деятельности (взаимоконтроль, взаимооценка, затем самоконтроль, самооценка, использование вариативных, а не шаблонных способов действия в процессе выполнения задания, в самостоятельной деятельности, в режимных моментах.
В настоящее время достаточно разработано специальных обучающих игр, в ходе которых, незаметно для себя, дошкольники решают разного рода логические задачи, охотно преодолевают значительные трудности при овладении знаниями; активизируется их умственная деятельность, концентрируется внимание.
Радость от игровой деятельности постепенно перейдет в радость учения, когда учиться интересно, легко - и хочется учиться.
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению.
Использование игровых технологий в ДОУ позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему они становятся самостоятельнее, активнее, они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить.
Литература:
1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка /Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - № 6. - 2006. - С. 62-76.
2. Кравцов Г. Г. Игра как ведущая деятельность и форма организации жизни дошкольника / Г. Г. Кравцов. - М. : Юрайт, 2010. - 288 с.
3. Эльконин Д. Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей /Д. Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5. - С. 41-46.
4. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовании и воспитании / Е. И. Касаткина // Дошкольное воспитание. 2009. № 12. С. 1719.