Юлия Уреке
Современные формы организации детских видов деятельности в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
«Такое разное мыло»
Уреке Юлия Леонидовна
воспитатель муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад № 8 «Огонёк»
Пояснительная записка
Занятие для детей второй младшей группы составлено в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования на тему : «Развитие самостоятельной поисковой активности на основе эмоционально-чувственного опыта».
Публикация «Современные формы организации детских видов деятельности в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Характеристика группы: В нашей группе 35 воспитанников, в том числе: 17 девочек и 18 мальчиков. Из них 8 детям уже исполнилось 4 года, остальным же воспитанникам по 3 года. Внимание у детей неустойчивое. Большинство детей хотят заниматься интересными делами, но не все и не всегда умеют сами их находить. Воспитанники могут создавать конструкции из различных материалов по собственному замыслу, удерживая их функциональное назначение. Взаимодействие друг с другом происходит пока по инициативе взрослого, дети отвечают на вопросы, отзываются на просьбы, умеют попросить о помощи. Проявляют готовность посочувствовать, пожалеть. Необходимо обогащение активного и пассивного словаря, развитие у воспитанников диалогической и связной речи
Представленный конспект является авторской разработкой, построенной в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
• Принцип активности (поддерживается мотивация и интерес)
• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)
• Принцип психологической комфортности (приемы в рамках деятельностного подхода, ребенок – субъект деятельности.
Цель: расширение представлений о мыле, его свойствах и предназначении.
Задачи:
Образовательные :
• Уточнить и расширить представления детей о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни.
• обогащать и активизировать словарь по теме.
Развивающие:
• Создавать и поддерживать атмосферу, основанную на детском удивлении и стимулирующую детское любопытство;
• Организовывать проблемно-игровые ситуации и включать детей в элементарную исследовательскую деятельность;
• Поддерживать познавательную активность детей;
• Стимулировать речевую активность детей;
Воспитательные:
• воспитывать культурно-гигиенические навыки.
Реализуемые направления развития ребенка:
Социально-коммуникативное: включение ребенка в общение со взрослым и детьми своего и старшего возраста доступными средствами;
Речевое: участие детей в диалоге, желание высказываться на близкие ребенку темы из личного опыта, обогащение словаря (микробы,).
Познавательное направление: расширение представлений о мыле и его свойствах через активизацию детского опыта и эксперимента.
Для достижения цели предполагается использование следующих методов и приемов:
- прием эмоциональной заинтересованности в рамках проблемно-игровых ситуаций;
-игровой прием (дидактическая игра; проблемно-игровые ситуации);
-наглядно-практический метод (наличие предметов познания и исследования опыты и эксперименты);
- словесный метод (вопросы к детям, проговаривание вместе с детьми, диалог);
- смена детских видов деятельности : игровая, двигательная, познавательная, продуктивная;
- смена тембра и звука голоса, удерживание паузы воспитателем;
- смена позиций взаимодействия: организатор, наблюдатель, «некомпетентный партнер» (сделать вид, что не знаю);
- прием сравнения, аналогии;
- наглядно-аналитический (элементарные выводы, простые умозаключения основанные на собственном опыте с опорой на наглядность)
Проделанная предварительная работа:
1. Чтение художественной литературы. К. И. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», разучивание малых литературных форм, народных песенок, потешек.
2. Беседа на тему «Зачем надо умываться?»
3. Рассматривание иллюстраций «Дети моют ручки», картинок «Девочка чумазая», «Девочка аккуратная»
4. Проведение Дидактической игры «Предметы для умывания» Дидактического упражнения «Научи Мишку правильно умываться»
5. Просмотр мультфильмов и презентации о здоровом образе жизни, о правилах гигиены тела
6. Наблюдение за работой помощника воспитателя.
Использовались следующие материалы:
Маленькие тазы по количеству детей, трубочки коктейльные, мыло разных видов (туалетное, хозяйственное, детские, косметическое, жидкое, кусочки ткани, венчики, губки, большое зеркало, пена для бритья, ткань разная, обмылки, линейки, трафареты.
Структурные компоненты занятия - технологическая карта.
Этап занятия Задачи этапа Методы, приемы, формы, Деятельность педагога Деятельность детей Результаты
Психологический настрой.
Создать атмосферу психологической безопасности, эмпатического принятия, эмоциональной поддержки.
Игра на эмоциональный настрой «Где же, где же наши ручки» Создает атмосферу доброжелательности,
играет с детьми Включились в игру, эмоционально откликаются на действия педагога Установлен контакт с детьми.
Мотивационно-побудительный. Организовать внимание детей.
Вызвать желание детей участвовать в деятельности. Появление гостей с красивыми запакованными коробками.
Использование декораций.
Удерживание паузы.
Создание проблемно-игровой ситуации. Разделение на команды по интересам детей. Позиция: режиссер
Организует познавательное пространство группы.
Занимает позицию заинтересованного наблюдателя.
Задает выясняющие и уточняющие вопросы. Обращают внимание на пришедших гостей наличие у них коробок, достают содержимое начинают его рассматривать и обследовать. Внимание детей привлечено.
У детей появилось желание обследовать мыло
Практическая деятельность, актуализация опыта детей Включить детей в элементарную исследовательскую деятельность, поддерживать познавательную активность Наглядно-практический метод (наличие предмета исследования у каждого ребенка. Передача опыта (информации) от старших детей младшим путём показа действий и самостоятельных исследований. Создание проблемно-игровой ситуации, в коробках кроме необходимого материала дополнительные, при помощи которых можно сделать другое исследование
Наглядный метод (рассматривание картинок с изображением опытов, их результатов и высказывание собственных действий а также элементарные выводы и умозаключения). Организует и направляет действия детей, направляет интерес детей на исследуемый объект и командную работу.
Организует образовательное пространство для детского экспериментирования.
Работа с наглядным материалом (картинки, соотношение собственной деятельности и изображения, умозаключения с опорой на наглядность обращая внимание других детей на высказывания. Делятся на команды по интересам, наблюдают деятельность старшего ребенка, пробуют повторить эксперимент. Делают свои эксперименты с помощью дополнительного материала. Дети направлены к своему опыту,работе в команде и экспериментированию включены в практическую деятельность с картинками, включены в игровое познавательное взаимодействие.
Заключительный - рефлексия. Формировать предпосылки эмоционального отношения к деятельности, своему состоянию (понравилось, настроение хорошее). Наглядно-действенный (работа с экраном настроения) Выясняет эмоциональные состояния детей, используя экран настроения и жетоны. Дети с помощью жетонов обозначают свое эмоциональное состояние: радость, гордость, удивление, скука. Дети обозначили свое эмоциональное состояние в конце деятельности
Сценарный план занятия
Ход занятия в соответствии с этапами Действия воспитателя и детей
Психологический настрой Воспитатель организует внимание детей, создает атмосферу доброжелательности - организует игру на эмоциональный настрой «Где же, где же наши ручки» : предлагает спрятать ручки, затем найти, глазки спрятать и найти, ушки и т. п.
Мотивационно- побудительный этап Заходят школьники с цветными, красивыми коробками, воспитатель эмоционально удивляется и спрашивает, что у школьников находится в коробках. Школьники предлагают самим догадаться. Воспитатель обращается к детям : «Как же мы это узнаем». Дети выдвигают гипотезы. Воспитатель занимает позицию на равных с детьми и вместе с ними угадывает, что находится в коробках.
Трясём коробки, говорим свои версии и открываем.
Воспитатель: Да это же мыло! Как много! Давайте посмотрим, какое оно. (Школьники вместе с детьми рассматривают мыло)
Актуализация практической деятельности детей 1. Педагог занимает позицию на равных с ребенком и предлагает посмотреть исследуемый предмет
2. Воспитатель предлагает детям взять мыло и рассмотреть его. Дети обследуют все мыло, которое есть в коробке.
Воспитатель берет мыло и говорит детям: «У меня мыло такой-то формы, а у вас? У меня мыло пахнет … А у вас, мое мыло цвета.» выдерживает паузы, слушает ответы детей.
-А мыло в бутылочке как называется? А чтобы почувствовать его запах, что нужно сделать? Оно твердое или жидкое?
— Ребятки, мы узнали, что мыло гладкое, имеет запах, бывает разного цвета и разной формы.
— Дети, а для чего нужно мыло, вы знаете? (чтобы мыть руки, отмывать грязь)
— Я согласна с вами полностью, мыло отмывает грязь, уничтожает микробы, чтобы мы с вами не заболели. Мыло, которым моют руки, называется туалетное.
— А сейчас мы отправимся с вами в лабораторию, где будем проводить опыты с мылом и узнаем еще много интересного о мыле! Вперед!
Лаборатория расположена за ширмой, в ней созданы условия для проведения 5-ти экспериментов с мылом, в каждой лаборатории школьник (7-8 класс, которые организуют и проводят эксперименты вместе детьми.
У детей есть право выбрать себе лабораторию, если будет возможность (время деятельности ограничено в соответствии с учебным планом, дети помогут побывать не в одной лаборатории.
Эксперимент № 1 «Мыло отмывает»
Оборудование: тазы с приготовленной разведённой гуашью, тазы с чистой водой, тазы с мыльной водой, кусочки мыла, бумага полотенце.
Ход проведения: школьник подводит детей к столу, спрашивает что они видят, что можно с этим сделать, выслушивает предложения детей, при необходимости предлагает свой способ. Когда дети порисуют и вымажут руки (кисточки и прочее для рисования красками убрано, он спрашивает, как будем отмывать. Сначала предлагает в простой воде помыть, затем в мыльной или при помощи кусочка мыло.
Помогает детям сделать элементарные выводы.
Эксперимент № 2 «Мыльные пузыри»
Ход проведения: школьник подводит детей к столу, предлагает поиграть в мыльные пузыри. На столе флакончики с мыльным раствором разной формы и размера. Дети разбирают флакончики и начинают дуть вместе со школьником. Школьник выясняет у детей, какие у них получаются пузыри, как они себя ведут в воздухе, на ладошке или, падая на пол. Помогает детям сделать элементарные выводы.
Эксперимент № 3 «Рисуем пеной по зеркалу»
Оборудование: ёмкость для воды, пена для бритья, кисточки или губка, зеркало.
Ход эксперимента: школьник предлагает детям порисовать: при этом на столе у него зеркало, заполненное мыльной пеной. Если дети не догадываются, что на пене можно рисовать, он начинает это делать сам, предлагая детям тоже попробовать этот способ. Во время эксперимента школьник озвучивает свои ощущения словами: «пена мягкая, шуршит, на ней остается след, она белого цвета…», и спрашивает детей: «А вы что ощущаете? Что у вас получается, вы что нарисовали?»
В конце помогает детям сделать элементарные выводы: какая пена, чем на ней можно рисовать.
Эксперимент № 4 «Плавающая пена»
Оборудование: губка, мыло жидкое и твердое, трубочки, венчик, тазы с водой маленькие и один большой.
Ход эксперимента: школьник берет кусочек мыла и бросает в воду мыло тонет. Дети повторяют опыт сами. Затем повторяется эксперимент с каплей жидкого мыла, она тоже тонет. Школьник говорит что: «на столах у них много другого оборудования» и спрашивает: «что с ним делать?» дети высказывают свои версии. Школьник предлагает использовать это оборудование разными способами и создать из мыльного раствора мыльную пену. Когда пена создана, школьник спрашивает: а ее можно опустить в таз с чистой водой? что с ней будет: она утонет или нет?
Предлагает детям попробовать. Спрашивает у детей: что же получилось? Дует на пену, «делает» волны трубочками и ложкой (по типу весла, спрашивает у детей, что происходит с пеной?. Дети повторяют эксперимент самостоятельно с заинтересовавшими их инструментами. Школьник помогает сделать элементарные выводы.
Эксперимент №5 «Рисуем мылом по ткани»
Оборудование: обмылки, ткань разного цвета и плотности.
Ход эксперимента: школьник показывает детям материалы и спрашивает: «Что можно с этим сделать?» выслушивает ответы детей. И предлагает порисовать на ткани тем, что лежит в коробочке (обмылки, дети пробуют и видят, что мыло оставляет след на ткани. Школьник предлагает два вида ткани: темную и светлую, спрашивает: на какой из них рисунок будет ярче? Дети пробуют, делают выводы. Сам школьник пытается рисовать на прозрачной ткани, предлагает детям рассмотреть рисунок, помогает сделать вывод, что на прозрачной светлой ткани рисунок не видно, потому что ткань светлая и след мыла тоже светлый. Также предлагает порисовать целым куском мыла, и сравнить каким куском удобнее рисовать (тонким или толстым).
*Все эксперименты проводятся одновременно, дети выбирают, где им интереснее.
Заключительный - рефлексия. Воспитатель раздает каждой группе детей конверты с картинками всех экспериментов и их результатов.
Воспитатель: подберите те картинки, которые подходят для вашего стола, и расскажите нам всем, что вы делали и увидели.
Дети рассматривают картинки, и высказываются командами.
Воспитатель: мы с вами проделали сегодня очень много интересных опытов, и увидели, каким необычным может быть мыло. У нас есть уголок настроения, и при помощи карточек, которые вы получили в начале, можно отметить какие эмоции вы испытали сегодня во время экспериментов. (на экране настроения изображены 4 эмоции : удивление, радость, гордость, сердитость). Дети делают свой выбор.
Литература:
1. Е. В. Баранова в помощь воспитателям и родителям «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома» - г. Ярославль: Академия развития, 2009 г.