Наталья Сергеевна Колчанова
Современные формы наставничества в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Современные формы наставничества в ДОУ.
Наставничество представляет собой способ достижения целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой их основной деятельностью и позицией. Исходя из этого, существуют различные классификации форм наставничества.
Наиболее распространенные из них включают:
1. Индивидуальное наставничество – предполагает персонализированное сопровождение наставником молодого специалиста, учитывая его индивидуальные образовательные недостатки и особенности.
Темочки:
- Работа наставника. Наставничество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2025
2. Групповое наставничество – предполагает сопровождение одним наставником или командой наставников группы молодых специалистов, имеющих общие или сходные образовательные недостатки.
3. Коллективное наставничество – организация наставничества в работе с большой группой людей, имеющих различные виды образовательных недостатков.
4. Взаимное наставничество – организация взаимной поддержки между подопечными, имеющими различные виды образовательных недостатков.
5. Онлайн-наставничество – поддержка подопечных, находящихся в удаленных местах, с использованием интернет-технологий, таких как социальные сети, Skype, YouTube и т. д.
Каждая из перечисленных форм направлена на решение определенного круга задач и проблем с применением единой методологии наставничества, адаптированной под ступень обучения, профессиональную деятельность и основные запросы участников программы.
Проблема нового поколения заключается в том, что они воспринимают мир идеи, ориентации и ценности иного рода, что требует новых подходов, взглядов и действий.
Традиционная форма наставничества "педагог-педагог" или наставничество "один на один" представляют собой взаимодействие более опытного специалиста с начинающим коллегой на протяжении определенного периода времени.
В рамках традиционных форм работы наставником являются совместное планирование педагогической деятельности, взаимное посещение занятий и последующий анализ, самообразование и отработка профессиональных приемов на практике.
Цель такой формы наставничества заключается в успешном закреплении молодого специалиста на рабочем месте, повышении его профессионального потенциала и уровня, а также создании комфортной профессиональной среды в образовательной организации для эффективного решения педагогических задач.
К современным формам наставничества можно отнести:
1. Наставничество-напарничество – цель данной формы заключается в создании благоприятного эмоционального климата и легкой адаптации. Участники являются равноправными, нет иерархии, обратная связь и советы обмениваются взаимно.
2. Теневое наставничество – форма наставничества, в которой сотрудник временно прикрепляется к наставнику для наблюдения за процессом работы и профессиональными особенностями. Она позволяет быстро познакомиться с рабочим местом и организацией, а также способствует обмену мнениями и обратной связи.
3. Секондмент (развивающая командировка) – это временное прикомандирование сотрудника на другое место работы для приобретения нового профессионального опыта. Отличием секондмента от обычной командировки является акцент на развитие.
4. Виртуальное наставничество – предоставление советов и рекомендаций наставником в онлайн-режиме. В данной форме используются информационно-коммуникационные технологии, такие как видеоконференции, платформы для дистанционного обучения, онлайн-сервисы и социальные сети. Это позволяет молодому специалисту изучить практику других педагогов и использовать больше учебных ресурсов для освоения новых знаний и навыков.
Увиденные в социальных сетях видеоролики о различных педагогических методах вдохновили меня на мысль об использовании адаптированного метода ПрофКейс. Это электронная база, которая состоит из видеороликов по определенным темам, собранных как из сети интернет, так и от коллег.
В этой информационной копилке есть различные памятки для помощи молодым специалистам, например, "Как составить конспект занятия" или "Как спланировать работу по тематической неделе". Они содержат краткую информацию, которая может быть полезной для специалиста без необходимости изучать большой объем методической информации.
Для организации такой базы можно создать группу в любом мессенджере.
Кроме того, мы также активно используем ситуационное наставничество для работы с наставляемыми. Этот метод позволяет немедленно реагировать на различные ситуации. Например, если мы наблюдаем педагога, который сталкивается с трудностями или делает что-то не так во время режимного момента, мы сразу же включаемся и оказываем значимую помощь.
Также важно учитывать, что молодые педагоги могут внести свежие знания и идеи. Поэтому реверсивное наставничество становится особенно актуальным. Он предполагает обмен опытом между молодым специалистом и опытным коллегой на вопросы новых тенденций и технологий.
Помимо всех преимуществ, реверсивное наставничество помогает установить сильное взаимопонимание между разными поколениями сотрудников. Обе стороны вынуждены выйти из зоны комфорта и научиться новым подходам, с учетом возрастных, социальных и коммуникативных особенностей друг друга.
Наконец, флэш-наставничество предполагает доступ к ценным знаниям и опыту через одноразовые встречи или обсуждения в ограниченном временном интервале.